Использование сказок в работе над развитием речи у дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Morozova Elena Aleksandrovna

Богатый выразительный язык сказки заинтересовывает ребенка, вводит его в волшебный мир. Используя такие средства выразительности как эпитеты, сравнения, метафоры, сказки активизируют речь детей, развивают мышление, обогащают словарь дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование сказок в работе над развитием речи у дошкольников»

Морозова Елена Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Вопрос становления связной речи у дошкольников давно и по праву находится в центре внимания психологов, ученых, педагогов. Все  едины во мнении, что речь является необходимым условием для полноценного психического развития ребенка.

В настоящее время, основываясь на специальных исследованиях, специалисты говорят о недостаточном уровне развития речи  у современных детей. Наблюдаются сложности  в формулировании предложений. Предложения у детей дошкольного возраста, как правило, односложные. Неумение логично излагать свои мысли, бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Дети, нерасполагающие умением ясно и четко выражать суждения, ощущают затруднения в процессе обучения в школе, в демонстрации своих мыслей. Им труднее даются решения арифметических задач, они менее активны в умственной работе на уроке.

В Федеральном Государственном Образовательном  Стандарте вопрос развитии связной монологической речи  у дошкольников  относится к образовательной области « Речевое развитие».  В данном документе раскрываются основные задачи по решению данной проблемы,  говорится об  интегрированном  подходе в образовании, о  создании проблемной ситуации, которая мотивирует ребенка к возможности добывать знания, исследовать.  Важна развивающая предметно – пространственная среда, которая должна быть  доступна для ребенка.

Современные дети, к сожалению, все реже берут в руки книгу, им больше нравиться сидеть у компьютера, телевизора. Взрослые меньше времени уделяют своим детям, реже общаются с ними, разговаривают, совсем редко читают и рассказывают сказки. Как результат, на сегодняшний день ребенок дошкольного возраста испытывает большие трудности в общении, не может четко выразить свои просьбы, свои чувства. Многие дети не в состоянии дать название элементарному предмету.

Педагоги, Флерина Е.А., Тихеева Е.И., Лисина М.И., считают одним из эффективных путей развития связной речи у детей дошкольного возраста использование  сказок. Яркий образный язык сказок понятен и интересен дошкольнику.

Богатый выразительный язык сказки заинтересовывает ребенка, вводит его в волшебный мир. Используя такие средства выразительности как эпитеты, сравнения, метафоры, сказки активизируют речь детей, развивают мышление, обогащают словарь дошкольника.

При работе над развитием связной монологической речи при использовании сказок с детьми среднего дошкольного возраста рекомендуют каждый месяц рассказывать новую сказку. Очень важно научится искусству рассказывания сказки, четко произнося слова, правильно передавая интонацию. Только в этом случае использование сказки принесет ожидаемый результат. При использовании  сказок для развития связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста рекомендуются сказки о животных и о взаимодействии людей и животных. Объясняется это возрастными особенностями детей данного возраста, дошкольники легко перевоплощаются в животных, часто в данный возрастной период отождествляют себя с ними. Важно чтобы сказка была не продолжительной, дети должны прослушать содержание произведения от начала до конца за один раз. Сюжет сказки должен быть понятный, лаконичный, образный, высокохудожественный.

На подготовительном этапе работы над развитием речи при использовании сказок важна установка на полноценное первичное восприятие, которое позволяет организовать целенаправленное слушание. На данном этапе рекомендуется использовать следующие методы и приемы.  Воспитатель объясняет детям значения новых слов. Например, при ознакомлении детей со сказкой «Лисичка со скалочкой», пояснить дошкольникам смысл слов лавочка – скамейка, скалочка – предмет для раскатывания теста. Позже, примерно со второго полугодия, используя специальные упражнения, выяснить, как дети понимают различные обороты речи, под силу ли детям использовать синонимы: сдуру – не подумав, насилу нашел – долго искал, бранится – ругается. Эффективным на данном этапе рассказ о явлениях, которые послужили сюжетом сказки; рассматривание книги, картины к сказке; прослушивание музыкального произведения помогает детям настроиться на восприятие текста.

Проведя данную подготовительную работу, можно приступать непосредственно к ознакомлению со сказкой. Как вариант, сказать детям, что слова, с которыми они познакомились, проживают в одной  сказке.

Закончив рассказывание или прочтение сказки, провести с детьми беседу по ее содержанию, задавая вопросы. Вопросы должны быть разнообразными, они должны помочь дошкольникам точнее охарактеризовать главных героев, события, лучше понять содержание сказки.

Дошкольники среднего дошкольного возраста способны анализировать взаимоотношения основных героев, высказывать правильные суждения об их поступках, проявлять интерес к  художественному слову, стремиться его повторять.

Важно обращать внимание детей на язык произведения, образные слова, выражения, используемые в сказке. Во время беседы педагог повторяет определенные моменты, связанные с описанием, сравнением.

Заканчивается беседа повторным прочтением теста или наиболее понравившихся отрывков.    

Рассмотренная методика, по нашему мнению, не разработана для современных детей. Часто вопросы и задания, которые даются детям, не интересны им. В результате у детей отсутствует мотивация к взаимодействию со взрослым, а это значительно понижает уровень конечного результата. Необходимы новые формы, методы и приемы в работе над развитием связной монологической речи, которые вовлекут  ребенка в активный, творческий процесс овладения языком. Родители должны стать активными участниками работы по становлению связной речи у детей. В настоящее время инновационные технологии затрагивают все сферы нашей жизни, в том числе систему образования и воспитания. Для работы с дошкольниками по развитию связной монологической речи в современных условиях необходим постоянный поиск более эффективных способов и методов работы.

Например, разработать  комплекс непрерывной образовательной деятельности с использованием сказок, направленный на развитие связной монологической речи.

Работа включает в себя следующие направления:

  • Разработка  комплекса непрерывной образовательной деятельности с использованием сказок, направленного на развитие связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста во время непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию;
  • Организация развивающей предметно – пространственной среды;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Работа с родителями;

Конспекты непрерывной образовательной деятельности с использованием сказок, направленной на развитие связной монологической речи у детей  дошкольного возраста представлен в приложении.

Уверена, что предлагаемая методика работы над развитием связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста будет максимально полезна воспитателям детских садов. Данная методика интересна и понятна детям, а значит, обязательно будет эффективна.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

Самообразование «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»

План работы по самообразованиюСоставила: учитель-логопед  МДОУ №18 Тарасова И.Г.Тема: «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»Цель: ...

Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе по развитию речи с дошкольниками"

Прентация проведения семинара-практикума с педагогами по использованию современных технологий в развитии речи дошкольниковю...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....