Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Гончарова Светлана Викторовна

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познавательную деятельность и способствующим развитию речи является  инновационная технология «Синквейн»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx540.05 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы.

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи

старших дошкольников

Правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

У 80% детей 5-6 летнего возраста очевидными становятся недостатки упущения речевого развития, дети затрудняются высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, делать выводы и заключения, а ведь любое нарушение, всякая задержка в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении.

Моя педагогическая идея заключается в том, что я стала применять в своей практике технологию дидактического синквейна. Дидактический синквейн – пятистрочная стихотворная форма, это жанр, в котором текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки; это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствие с определёнными правилами.

Составляется синквейн в соответствии с определённым алгоритмом и по своей форме напоминает ёлочку.

Правила написания синквейна

  1. Тема
  2. Два слова, описывающие признаки и свойства выбранного предмета или объекта
  3. Три глагола/деепричастия, описывающие характерные действия объекта
  4. Фраза из 4-ёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту/предмету
  5. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета/объекта

C:\Users\Светлана\Desktop\6050b8c231be920c1d49a7594c811331_cut-photo.ru.png

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Работу начала с уточнения, расширения и совершенствования словаря, познакомила с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым подготовила платформу для последующей работы над предложением, дала понятие «слово, обозначающее признак предмета». Дети овладели понятиями «живой и неживой» предмет, научились правильно ставить вопросы к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям, изображать их графически.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников – игровая, необходимо организовать знание новых слов (существительных, прилагательных, глаголов) в процессе игры.

Первое время работа над составлением синквейна может быть коллективной, где дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения и по определённому алгоритму создавать устные нерифмованные стихотворения, записывая их при помощи символов.

Далее организуется работа в подгруппах, парах и конечно же индивидуальные выступления детей.

Опыт работы по использованию технологии показывает, что уже в конце первого полугодия, дети легко, с удовольствием справляются с подбором слов-определений, слов-действий, совершенствуется способность к обобщению, расширяется, уточняется словарный запас.

Эффективность и значимость технологии синквейн:

  • Простота в применении - синквейн могут составить все
  • В составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности
  • Помогает разнообразить формы и методы работы
  • Может легко интегрироваться с другими областями образовательного процесса
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала (можно применять во время изучения многих тем, использовать для проведения анализа, синтеза полученной информации)
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления
  • Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной
  • Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

                 

Синквейн на тему "Жизнь"
  Жизнь
Длинная, счастливая
Мчится, идёт, бежит
Жизнь дана на добрые дела
Путь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат....

Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологии «СИНКВЕЙН»в работе по развитию речи  дошкольников...

Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...

Буклет «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Буклет «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...