Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе по развитию речи с дошкольниками"
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бубнова Ирина Александровна

Прентация проведения семинара-практикума с педагогами по использованию современных технологий в развитии речи дошкольниковю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по развитию речи» К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Слайд 2

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Слайд 3

Цель использования мнемотехники – научить детей связно, последовательно грамматически и фонематически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающего мира, для обогащения словарного запаса; развивать память, мышление, воображение.

Слайд 4

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы или пиктограммы Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμ α — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде . Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Слайд 5

Такая техника используется в работе над всеми видами связного монологического высказывания - пересказ; -составление рассказов по картине и серии картин; -описательный рассказ; -творческий рассказ. А также, при отгадывании загадок, заучивании стихотворений.

Слайд 6

Работа в непосредственно – образовательной деятельности по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 7

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Этапы обучения: Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению: доступное и полноценное и содержание; четкая композиция; небольшой размер; изложение на простом, но богатом языке; жанровое разнообразие. Не следует пересказывать произведение, не исследовав его. 2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.

Слайд 10

План работы по сказке следующий: 1. Педагог читает сказку ребенку; 2. Вместе с ребенком выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно); 3. Ребенок отвечает на вопросы педагога по содержанию сказки; 4. П ересказывает сказку по модели. Практика: «Нарисуем пиктограмму или мнемотаблицу к сказке «Муравей и голубка» Л.Н. Толстой.

Слайд 11

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: - принадлежность к родовидовому понятию; -величина ; -цвет; -форма; -составляющие детали; -качество поверхности; -материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); -как он используется (какую пользу приносит)? -за что нравится (не нравится)?

Слайд 12

Практическая часть 3 . Исполнить роль ребенка – попробовать рассказать о фруктах и овощах без схемы, а затем сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» Цель: Развивать умения составлять описательный рассказ об овощах или фруктах по схеме.

Слайд 14

Составление рассказа по сюжетной картинке Формирования навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: -выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; -определение взаимосвязи между ними; -объединение фрагментов в единый сюжет.

Слайд 15

Составление описательных рассказов по пейзажной картине. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: -выделение значимых объектов картины; -рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; -определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; -объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Слайд 16

Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин Ф ормированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: -выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; -определение взаимосвязи между ними; -объединение фрагментов в единый сюжет.

Слайд 17

Рассказ с элементами творчества С хема обучения ребенка составлению творческого рассказа: -педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а событийную сторону и действие, происходящее в рассказе, дети придумывают самостоятельно; -конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями; - детям предлагается составить сказку по модели, включающей геометрические фигуры или схематические изображения героев, необходимо выбрать название сказки ; -каждый ребенок .самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа

Слайд 18

План использования пиктограмм в работе с текстом: 1. Прежде всего, в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения. 2. Затем к каждому из выделенных слов или выражений нарисовать картинки, которая сможет впоследствии напомнить именно это слово. 3. Дальше, в зависимости от времени на запоминание, а также способностей к визуализации, возможны разные варианты работы с текстом: - сначала попробовать, глядя на рисунки, воспроизвести текст, как можно подробней. Затем, попробовать воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно, т.е. не глядя на них; - если необходимо помнить текст долго, то целесообразно возвращаться время от времени к своим пиктограммам и пытаться воспроизвести его по ним.

Слайд 19

Практическая часть. Д идактические игры: «Составь рассказ о празднике»; «Листики осенние»; «Придумай предложение»

Слайд 22

Практическая часть: запомни стихотворение.

Слайд 23

Вывод: Использование данной технологии позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Все перечисленное составляет в совокупности основу для использования опыта в системе образования, как коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада. Используя в работе наглядное моделирование, мы учим детей: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие: внимания, памяти, мышления .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...

Семинар - практикум: «Социо-игровая технология в коррекционной работе по развитию речи».

        В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с фед...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Интересные формы работы по развитию связной речи"

Семинар-практикум по речевому развитию дошкольников для педагогов ДОУ в форме деловой игры....

семинар-практикум для родителей."использование мнемотехники в работе с детьми"

Задачи:•     повышение педагогической культуры  родителей • создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями и педагогами....

Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»

Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми с детьми дошкольного возраста"

Для развития речевого, умственного и психического развития детей часто используют в работе с детьми мнемотаблицы. Дети лучше запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки с помощью картинок в таблице...