Конспект открытого занятия "Подарок от жителей цветочного города"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе №5 компенсирующей направленности
Тема: «Подарок от жителей цветочного города »
Цель: обобщать представление детей о разных видах транспорта.
Задачи:
Развивать умение употребления в речи существительных в различных падежах.
Развивать умение образовывать глаголы с помощью приставок.
Развивать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой.
Развивать умение системно мыслить по отношению к любому объекту.
Развивать умения решать проблемные ситуации.
Развивать логическое мышление и связную речь детей.
Обогащать словарь.
Закрепить правила дорожного движения.
Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
Воспитывать познавательный интерес к различным видам транспорта.
Воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование картинки с транспортом (наземный, воздушный, водный); карточки-символы, обозначающие принадлежность к тому или иному виду транспорта, разрезные картинки, мяч, игрушка автомобиль, сундук, аудиодиск, конверты с заданиями. фартучки – значки; фартучки – транспорт (такси, велосипед, грузовик, автобус) ; объемные дома; плоскостные деревья; фартуки; обувь (сандалики, туфли, кроссовки, тапочки).
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Физическое развитие.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята! К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
( хлопают проговаривая слово « Здрав – ствуй - те »)
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и подарите друг другу самую тёплую и нежную улыбку. Садитесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам доставили посылку. На ней написано: « Ребятам группы №5 . От Незнайки и его друзей. Откуда: из Цветочного города».
Воспитатель: Откроем посылку?
Дети: Да! Воспитатель открывает посылку
Воспитатель: А в ней: письмо, сундук и конверты: «Задания от волшебника Разбирайки ». Интересно, а что же в сундуке? Сундук не открывается, что же делать?
Дети: Надо прочитать письмо? В нём может быть подсказка.
Воспитатель: Правильно! Воспитатель читает письмо.
«Дорогие ребята! Знайка , Винтик, Шпунтик и Я, собрали для вас машину. Но прилетел волшебник Разбирайка. Увидел он машину, разобрал её и спрятал в сундук. А для вас придумал хитрые задания. Сундук вы сможете открыть, если выполните все задания волшебника Разбирайки. За каждое выполненное задание вы получите пазл-часть машины. И только собрав все пазлы, откроете сундук. Желаем Вам удачи!»
Воспитатель: Ребята, хотите увидеть какую машину собрали для вас Незнайка и его друзья?
Дети: Да!
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Надо выполнить все задания волшебника Разбирайки и открыть сундук.
Воспитатель: Тогда открываю конверт с заданием №1 от волшебника.
А в нём картинка - контурное изображение.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что нарисовано?
Ответ: Самолёт, Поезд , Корабль, Машина.
Воспитатель: Как назвать это одним словом?
Ответ: Транспорт.
Воспитатель: Для чего нужен транспорт.
Ответ: Что бы возить людей, грузы, передвигаться с одного места в другое.
Воспитатель: Самолёт какой транспорт?
Ответ: Самолёт -воздушный транспорт.
Воспитатель: Поезд в метро какой транспорт?
Ответ: Поезд в метро подземный транспорт.
Воспитатель: Корабль какой транспорт?
Ответ: Корабль водный транспорт.
Воспитатель: Машина какой транспорт?
Ответ: Машина наземный транспорт
Воспитатель: Молодцы! Но волшебник Разбирайка решил проверить, найдёте ли вы лишний транспорт?
Воспитатель: Посмотрите на слайд, рассмотрите картинки, определите, какой транспорт лишний. Ваня, какой транспорт лишний?
Ответ: Лишний грузовик, потому – что он наземный транспорт, а корабль, лодка и катер водный транспорт.
( так же с другими картинками)
Воспитатель: Транспорт мы назвали, но волшебник ещё усложнил задание и хочет ,чтобы вы назвали профессии работающие на транспорте. Ребята , выходите на ковёр , вставайте в круг давайте вспомним, кто - чем управляет? ( с мячом)
Ответ: Машинист управляет поездом.
Водитель управляет автобусом.
Летчик управляет самолётом.
Капитан управляет кораблём.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С заданием волшебника Разбирайкина справились?
Ответ: Да!
Воспитатель: А где же ключ? (Звучит музыка, появляется ключ)
Воспитатель: Второе задание. Волшебник предлагает вам всем быть водителями.
Проходите за столы. Возьмите по машине. Теперь вы кто? (Водители).
Воспитатель: Я буду читать стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь.
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),
Въехали, (съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),
Яму … (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),
Мост … (переехали) и дальше … (поехали).
Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),
Во двор … (заехали), вот и … (приехали).
Воспитатель: Место, где ставят машины, называется…
Ответ: Гараж.
Воспитатель: Хотите узнать, где находятся гаражи?
Ответ: Да!
Воспитатель: Находятся, улице, на, гаражи, Космонавтов. Составьте правильно предложение.
Ответ: Гаражи находятся на улице Космонавтов.
Воспитатель: На улице Космонавтов два гаража. Ребята, вам нужно расставить транспорт по гаражам. В красный гараж вы поставите транспорт, в названии которых по два слога, а в голубой гараж — машины, в названии которых по три слога. Название проговаривайте чётко по слогам, при этом хлопая на каждый слог. (Называю детей, кто расставит транспорт. Дети берут каждый по картинке)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А сейчас нужно посчитать весь транспорт в гаражах, согласно модели. Следите за окончаниями.
Воспитатель показывать картинку с транспортом ,
и называет того, кто будет отвечать.
( Образец: Одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо транспорт посчитали. Как вы думаете, ключ заслужили?
Дети: Да! (звучит музыка, на экране появляется второй ключ)
Воспитатель: Вот и второй ключ! Звучит музыка. (ключ-деталь машины).
Воспитатель: А сейчас, вставайте ребята, давайте отдохнём, прокатимся на машине.
Игра на развитие речевого дыхания и голоса.
«А шина, то прокололась у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.
«Накачаем шину» («Насос»). Произнесение звука с-с-с-с.
«Заведём мотор» : «Р-Р-Р…»
Проводится логоритмическое упражнение «Мы шоферы»
Воспитатель: Как, хорошо прокатились на машине! Отдохнули?
Проходите за столы. Давайте посмотрим следующее задание.
Воспитатель: Ну, что нам ещё приготовил волшебник Разбирайка?
Следующее задание №3 : воспитатель читает :«Собрать слово из букв»
Воспитатель: Перед вами буквы. Если вы их правильно расставите, то получите слово.
Воспитатель: Какое слово получилось?
Дети: Машина.
Воспитатель: Правильно! Сколько слогов в слове машина?
Ответ: В слове машина три слога.
Воспитатель: Где находится звук м?, ш?,а?
Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? (Дети отвечают)
Воспитатель: Замените одну букву в слове на другую, чтобы получилось название ягоды. Какое слово получилось?
Ответ: Малина.
Воспитатель: Замените эту букву на другую, чтобы получилось имя девочки.
Дети: Марина.
Воспитатель: Отлично справились. Но это ещё не всё. Буквы вы собрали, теперь нужно собрать части слова. Соберите одно сложное слово из двух простых.
Образец: Лес +воз = Лесовоз И т.д.
Воспитатель: Молодцы! Заслужили ключ? (Звучит музыка, появляется ключ) Слайд.
Ответ: Да!
Воспитатель: Вот и последнее задание (открываю конверт). Волшебник хочет, чтобы вы перевоплотились в разные машины. Попробуем?
Ответ: Да!
Ведущий (второй воспитатель)
Здравствуйте, дети! Я расскажу вам удивительную историю, которая произошла с девочкой Катей. (во время рассказа ведущего заходит девочка и выполняет действия согласно рассказу).
Жила – была девочка Катя, не большая и не маленькая. Как вы. Девочка очень любила играть со своими игрушками. Укладывала спать любимую куклу. Катала на машине мишку. Играла с мячом. Спать Катя ложилась со своим любимым Зайкой. Вот однажды Катя легла спать, и ей приснился удивительный сон.
Будто идет она по улице, а рядом машины проносятся: легковые, грузовые, автобусы, мотоциклы, велосипеды. (Когда ведущий называет транспорт, то из-за кулис «выезжают» дети в фартучках, на которых изображен названный вид транспорта).
По проезжей части «ездят» машины и переговариваются: «Пип – пип! Пропустите! Би – би, я еду! Ух – ух, мне тяжело!» (комната Кати закрывается кулисами).
Катя засмотрелась на машины и увидела, что все они едут без водителей и еще разговаривают. Ну, прямо как в сказке. Да еще говорят человеческим голосом.
Такси
Разойдитесь! Пропустите!
Грузовик
Вот еще! Мне тоже некогда.
Автобус
Кому торопиться, так это мне. Я важнее всех. Людей вожу на работу и с работы.
Мотоцикл
А я письма и телеграммы развожу. Разве это не важно?
Велосипед
Важно, важно, но пропустите меня. Я такой маленький, мне нужно уступить дорогу.
Такси
Нет! Тебе нельзя здесь быть! Ты же можешь попасть под машину!
Грузовик
Такой маленький. Правил не знает, а едет по большой дороге. Стыдно!
Автобус
Безобразие! Позор!
Ведущий: Все машины загудели, а велосипед заплакал. На перекрестке стоит «Светофор».
Светофор (светит)
Все важны! Все важны! Но всем стоять инее двигаться. (Зажигает красный свет). Давайте все делать по порядку, по правилам. (Светофор «помигал» красным сигналом, затем показал желтый цвет и следом зеленый). Пожалуйста. Проезжайте! А ты, велосипед, подожди.
Все машины «ездят» по дороге, а велосипед остановился возле светофора.
Светофор
Для тебя, велосипед, есть специальные дорожки, если ты везешь маленького хозяина. На проезжую часть тебе выезжать нельзя. Это зап-ре-ще-но! Все понятно?
Велосипед (трет глаза)
А где же эти дорожки?
Светофор
Есть спортивные площадки. Там и катаются твои друзья – велосипеды. Перейди спокойно дорогу через переход на зеленый свет и иди вон туда (показывает в сторону, где оформили уголок «Парк»).
Велосипед
Спасибо! Я поехал. До свидания!
Ведущий: Катя всему увиденному удивилась, и вдруг она увидела сандалики, которые бежали по проезжей части и прыгали через скакалку.
(Сандалики- девочка с маской и со скакалкой)
Катя
Стойте! Стойте! (Бежит за сандаликами, в это время «выезжает» грузовик, толкает сандалики, они падают). Ой! Помогите!
Скорая помощь
Спешу! Спешу! Тороплюсь! (быстро «приезжает» останавливается и поднимает сандалики). Ай- яй- яй- яй! Как не стыдно: Безобразие! Вы куда вышли! Вы где ходите! Здесь могут быть только машины, а вы, пешеходы, ходить должны по тротуару. Вот посмотрите. (Показывает на тротуар, по которому прогуливаются туфли, кроссовки, тапочки, туфельки)
Катя
Я все поняла. Это мне снится сон. Я вчера поступила неправильно. Перебежала дорогу на красный свет. Как нехорошо. (Уходит за кулисы).
Все герои останавливаются лицом к зрителям.
Светофор
Делаю ребятам предостережение,
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.
(все герои уходят)
Ведущий
Вот такой сон приснился девочке Кате. Давайте посмотрим. Что сейчас делает Катя.
Занавес открывается. Катя сидит за столом и рассматривает книги для детей по ПДД.
Катя
Улицу надо переходить на зеленый свет и по пешеходному переходу.
(Занавес закрывается)
Ведущий
Давайте не будем мешать Кате. Пусть повторит знакомые правила по безопасности на дороге и выучит новые.
И вы. Ребята, у себя в группе, дома и на улице – везде повторяйте и учите правила, чтобы не попасть в беду.
Воспитатель:Молодцы! Это было трудное задание! Волшебник получаем мы ключ?
Звучит музыка. Появляется ключ.
Вот мы собрали все ключи. Справились с заданиями. А сундучок не открывается. Что же делать?
Дети: Надо собрать все ключи вместе в пазл.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что получится.
Дети собирают из ключей –пазлов машину.
Воспитатель: Вот и сундук открылся. А в нём машина-подарок для вас.
Давайте скажем спасибо жителям Цветочного города.
Рефлексия (итог).
Воспитатель: Встаньте в круг. Я начну предложение и передам мяч тому, кто закончит его.
-Мне сегодня понравилось …
- У меня сегодня получилось…
-Я испытал трудности в …
-Мне было интересно делать…
Воспитатель: Ребята, сегодня вы работали дружно, слаженно и были командой. Молодцы! Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!
Составление названия корабля
Д – какой первый звук в слове дом?
Р – какой последний звук в слове шар?
У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.
Ж – с какого звука начинается слова жираф?
Б – назовите первый звук в слове буква
А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.
Прочитайте слово, которое у нас получилось.
Автомобиль, по, ехать, дорога.
Лодка, река, по, деревянная, плыть.
Магазин, около, велосипед, остановиться.
Пассажиры, электричка, из, выходить.
В, самолет, небо, лететь, высоко.
Подъехать, остановка, к, трамвай.
Мост, выехать, автобус, из-под.
-Ребята, кажется у нашего грузовика прокололась шина, какой звук издает шина?
Игра на развитие речевого дыхания и голоса.
«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.
-Давайте накачаем шину
«Накачаем шину» («Насос»). Произнесение звука с-с-с-с.
Упражнение «Что на что похоже» (на ковре размещены две группы картинок.
Первая группа картинок: Экскаватор, трактор, подъемный кран, руль, самолет, автомобиль.
Вторая группа: жираф, баранка, птица, крот, жук, конь.
Логопед: Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из одной группы картинок и сравните его с предметом из другой группы картинок и объясните, почему вы так думаете.
Дети: Руль круглый, как баранка. Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает. Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю. Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят. Трактор и конь пашут землю. Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой.
Логопед пороводит игру с мячом «Один-много».
- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине микроавтобус, а в магазине... (микроавтобусы).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
- На витрине милицейская машина, а в магазине... (милицейские машины).
- На витрине спортивный самолет, а в магазине... (спортивные самолеты).
- На витрине мотоцикл, а в магазине... (мотоциклы).
Логопед: Обратите внимание на экран, что вы видите на картинке?
Дети: Хвост самолета и лисий хвост (слайд № 8)
Логопед: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост?
Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.
Как вы думаете для чего крыло у самолета? крыло у птицы?
Как вы думаете для чего нос у теплохода? нос у волка? нос у человека? (слайд № 10)
Упражнение «Из чего -какой? » закончи предложения.
Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Дверца из металла (какая?)
Дети: Металлическая.
Логопед: Руль из пластмассы (какой?)
Дети: Пластмассовый.
Логопед: Сиденье обшитое кожей (какое?)
Дети: Кожаное.
Логопед: Колесо из резины (какое?)
Дети: Резиновое.
Дети стоят около логопеда полукругом
Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие — то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.
- Машина, ехать, дорога.
- Самолет, небо, летит, высоко.
- Большой, волны, корабль, плывет.
- Шоссе, автомобиль, мчится.
- Магазин, около, мотоцикл, остановился.
- Игра: «Почему так называются ?»
- Почему так назвали?
- Самолёт- сам летает.
- Вездеход- везде ходит.
- Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).
- Самосвал- сам сваливает груз.
- Самокат- сам катится
- Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.
Построили, а теперь поиграем, возьмите машинки, и за мной повторяйте слова и действия
«Ехали мы ехали, до моста доехали
Въехали, съехали и дальше поехали
Ехали мы ехали, до ямы доехали.
Яму объехали и дальше поехали
Ехали мы ехали до дома доехали
Вокруг дома объехали
Во двор заехали, вот и приехали»
-Сейчас назовите слова-действия которые выполняла ваша машина (дети перечисляют глаголы)
Дидактическая игра « Составь предложение».
Логопед:
-Предложения, которые отправил Незнайка, рассыпались на слова, давайте их соберем.
Автомобиль, по, ехать, дорога.- Автомобиль едет по дороге.
Пароход, море, по, плыть.
Театр, около, трамвай, остановиться.
Пассажиры, поезд, в, заходить.
В, вертолет, небо, лететь, высоко.
Подъехать, остановка, к, автобус.
Мост, выехать, пароход, из-под.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Жители цветочного города
для детей старшего дошкольного возраста...
Технологическая карта конспекта "Поможем жителям цветочного города"
Задачи: Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закреплять умение составлять алгоритм по обозначенной цели, определяя оборудование и действия с ним. Учить прогнозирова...
Конспект НОД по ФЭМП ля детей подготовительной группы "Поможем жителям "Цветочного города"
Конспкт НОД по ФЭМП для детей подгтовитеьной группы, направленный на формирование эелемнтарных математических представлений у детей: обучение пользованию знаками сравнения, закрепление знаний геометри...
Конспект познавательного развлечения для старших дошкольников с элементами интерактивной игры "Поможем жителям Цветочного города".
Конспект, разбит на слайды. Интерактивная игра прилагается....
План-конспект интегрированного занятия с детьми ОВЗ(старшая группа) "На помощь жителям цветочного города"
Непрерывное развитие ребенка понимается как постоянно поддерживаемый комплекс умений связанных с сотрудничеством с коллективом детей, взрослых, с разными источниками информации. Проведение...
конспект игрового занятия «Как мы помогали жителям Цветочного города»
Квест-игра проводится на участке ДОУ, в непринужденной обстановке. В игровой форме дети закрепляют правила дорожного движения....
Конспект занятия по финансовой грамотности тема: «Путешествие к жителям Цветочного города»
Цель: раскрыть покупательскую силу денежных знаков; закрепить название денежных знаков разных стран; воспитывать интерес к новым профессиям (бизнесмен, предприниматель); развивать у детей выдумку, соо...