РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
консультация по развитию речи на тему
Для развития понимания речи необходимо начинать с самого простого: с побуждения ребёнка поворачивать голову и отыскивать взглядом нужный предмет вначале в определённом месте, затем меняя его местоположение. Это делается для того, чтобы установить связь слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом. Сначала лучше начать игры с игрушками, затем с овощами, фруктами и другими предметами.
Постепенно детей подводят к умению обобщать и сравнивать. От игрушки – к картинке, от парных картинок к сюжетным картинкам, а затем к рассказу без показа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ponimaniya_rechi.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Для развития понимания речи необходимо начинать с самого простого: с побуждения ребёнка поворачивать голову и отыскивать взглядом нужный предмет вначале в определённом месте, затем меняя его местоположение. Это делается для того, чтобы установить связь слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом. Сначала лучше начать игры с игрушками, затем с овощами, фруктами и другими предметами.
Постепенно детей подводят к умению обобщать и сравнивать. От игрушки – к картинке, от парных картинок к сюжетным картинкам, а затем к рассказу без показа.
Игры и упражнения:
- Где ля-ля? (с игрушкой, которая всегда находится на постоянном месте).
- Где собачка? (машинка и др.)
- «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания».
Формировать у ребёнка эмоциональный контакт со взрослым. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию и слову взрослого.
- Прятки (с игрушками).
Учить ребёнка выполнять движения по подражанию и слову взрослого: на вопрос взрослого «Где?» приблизиться к игрушке и снять с неё салфетку.
- Делай, как я.
Учить ребёнка в определённой ситуации понимать и выполнять простые инструкции («На», «Дай», «Возьми»), сопровождаемые указательным жестом.
- Поручение (с игрушками)
Учить находить названную игрушку среди 2, 3-4 игрушек. Побуждать ребёнка к повторению звукоподражаний. Развивать эмоциональное отношение к игрушкам, побуждать ребёнка выполнять по образцу взрослого какое-либо действие с каждой игрушкой: «Поводи», «Покачай», «Покорми» и др.: по просьбе взрослого: «Дай…» - дать игрушку взрослому.
- Поручение (без игрушек)
Учить ребёнка находить в группе знакомые игрушки, предметы, выполнять с ними какое-либо действие (поводить, покачать, погладить, покатать и др.), отдавать игрушку взрослому. Побуждать повторять за взрослым слова и звукоподражания (в зависимости от речевых возможностей: «Собака – ав-ав; машина – би-би и т.д.»).
- Поиграем с игрушкой
Учить ребёнка выполнять разные действия с одной игрушкой: «Погладь, покачай, поводи, покорми, попляши, вытри нос, пожалей, причеши, покатай на машине, положи на стол, кровать, посади на стульчик».
Побуждать ребёнка к звукоподражанию.
- Поиграем с игрушками
Учить ребёнка выполнять одно и тоже действие с разными игрушками. Побуждать к подражанию слов, звуков:
а) «Поводи куклу, мишку, собачку»: «Топ-топ. Иду-иду. Кукла идёт…»
б) «Покорми корову, лошадку, куклу»: «Ам-ам. Кушает. Корова кушает» и т.д.
в) «Причеши куклу, собачку, мишку, зайчика»
- Рассматривание предметных картинок
Учить ребёнка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком названный предмет и отдельные детали, подавать взрослому названную картинку. Расширять активный словарь (собака, молоток, лошадка, мячик, погремушка, девочка, зайчик, …)
При необходимости новую картинку показывать ребёнку при соотнесении со знакомой игрушкой.
- Давай умоемся
Уточнить понимание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовое и игровое действие (умываться).
- Найди другую (с игрушками)
Учить ребёнка находить в специально подготовленной ситуации игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть игрушки. Вопросы: Где лошадка? Где другая лошадка? А где мишка? Что это? и т.п.
- Рассматривание парных картинок
Учить ребёнка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.
- Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (ест, спит, купается, идёт, кушает, плачет и др.)
Учить ребёнка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности ребёнка. Подводить ребёнка к пониманию вопроса «Что делает?»
- Рассматривание простых сюжетных картинок
Взаимодействие двух лиц: «Девочка купает куклу», «Девочка кормит куклу», «Девочка катает куклу на санках» и др. При выборе картинок отражать сезонность. Научить ребёнка видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространённых предложений. Учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно.
- Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания (из серии «Хорошо и плохо»)
Учить ребёнка узнавать на картинках мальчика и девочку; отвечать полно, развёрнуто.
- Рассказ без показа
Учить ребёнка слушать небольшой рассказ о событиях, бывших в его опыте без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы.
- Какая игрушка тебе нравится
Активизировать словарь по теме «Игрушки». Уточнить понятие об основном действии с игрушками. Подвести ребёнка к пониманию и называнию обобщающего слова «Игрушки». Приучать отвечать на вопрос полной фразой.
- Узнай и назови овощи
Познакомить ребёнка с натуральными овощами и их изображениями на картинках. Закреплять в активном словаре ребёнка названия отдельных овощей. Дать понятие об основных действиях, производимых с ними, о месте выращивания овощей. Уточнить обобщающее понятие «овощи». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи.
- Чего не стало? (на материале темы «овощи»)
Развивать внимание и запоминание. Добиваться ответов полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». Следить за правильным согласованием слов.
- Семья. Люди.
Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»: «Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь; сидит, стоит, читает, прыгает; большой, старый, маленький» и др. Формировать обобщающее слово «Люди». Продолжать работу по развитию фразовой речи.
- Кто что ест
Уточнять представление ребёнка о том, кто что ест. Активизировать в речи глаголы: «Лакает, грызёт, клюёт». Формировать обобщающие понятия: «Птицы, животные». Учить ребёнка давать полный ответ.
- Рассматривание иллюстраций к потешке «Вот люди спят»
Помочь ребёнку запомнить названия персонажей, которые встречаются в тексте, где кто из них спит. Формировать обобщающие понятия «Люди, Звери». Продолжать работу над фразой. Учить использовать в ответах предлог «На».
- Хорошо и плохо
Уточнить понятия «Хорошо, плохо». Учить детей характеризовать действия, изображённые на картинах, сопоставляя их со своими действиями и действиями других детей. Активизировать в речи прилагательные: «добрый, аккуратный, неряшливый, жадный, драчливый». Упражнять в ответах на вопросы причинно-следственного характера.
- Транспорт
Учить различать по внешнему виду и называть грузовую и легковую машины, автобус, трамвай, самолёт, лодку, и др.; показывать и называть части машины (кабина, руль, кузов, колёса, окна). Дать понятие о назначении каждого вида транспорта и характере их передвижения. Приучать отвечать на вопросы полной фразой.
- Одежда, обувь, головные уборы
Уточнить представление ребёнка о назначении предметов одежды, обуви, головных уборов. Упражнять в группировке предметов по их назначению. Расширять словарь за счёт за счёт обобщающих понятий «Одежда, обувь, головные уборы», их видов.
- Посуда
Активизировать активный и пассивный словарь ребёнка по теме «Посуда». Уточнить обобщающее слово. Дать представление об отдельных видах посуды.
- Устроим кукле комнату
Учить ребёнка различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении. Упражнять в употреблении и понимании обобщающего слова «Мебель». Активизировать в речи глаголы «Лежать, сидеть» в повелительном наклонении (ляг, сядь), предлоги «На», «В».
- Что можно гладить утюгом, что можно резать ножом
Познакомить ребёнка с назначением предметов (утюг, нож). Учить ребёнка группировать предметы (картинки) по их качествам, объясняя свои действия. Активизировать в речи названия предметов и их качеств.
- Чего не стало
(На материале тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»)
- Куда что положить
Учить группировать знакомые предметы по общему признаку (посуда, одежда, овощи). Подводить ребёнка к умению исключать не подходящий к группе предмет.
- Домашние животные
Закреплять у ребёнка слова, обозначающие названия домашних животных. Уточнять части тела животных (рога, копыта, грива, хвост, лапы, зубы и др.), особенности внешнего вида (шёрстка, щетинка и др.)
- Кто ещё пришёл
Развивать зрительную память, воспитывать наблюдательность. Развивать речь, активизировать словарь по теме «Домашние животные».
- Кто как ест
Уточнять представление ребёнка о том, кто, и как ест. Расширять глагольный словарь по теме «Домашние животные». Учить ребёнка отвечать на вопросы, используя предложения с однородными членами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)
Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...
Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...
Консультация для родителей на тему "Развитие понимания речи у дошкольников второй младшей группы для детей с ОНР"
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в развитии понимания и усвоения речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. При этом дошколь...
Лингвистический материал для развития понимания речи и накопления речевых средств у детей.
Лингвистический материал для развитияпонимания речи и накопления речевых средств у детей....
Развитие понимания речи у детей раннего возраста
Консультация для родителей...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию понимания речи. Тема: Игра «Ладушки» для детей 6-12 месяцев
Направление: «Речевое развитие»...