РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
консультация по развитию речи на тему

Для развития понимания речи необходимо начинать с самого простого: с побуждения ребёнка поворачивать голову и отыскивать взглядом нужный предмет вначале в определённом месте, затем меняя его местоположение. Это делается для того, чтобы установить связь слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом. Сначала лучше начать игры с игрушками, затем с овощами, фруктами и другими предметами.

Постепенно детей подводят к умению обобщать и сравнивать. От игрушки – к картинке, от парных картинок к сюжетным картинкам, а затем к рассказу без показа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_ponimaniya_rechi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Для развития понимания речи необходимо начинать с самого простого: с побуждения ребёнка поворачивать голову и отыскивать взглядом нужный предмет вначале в определённом месте, затем меняя его местоположение. Это делается для того, чтобы установить связь слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом. Сначала лучше начать игры с игрушками, затем с овощами, фруктами и другими предметами.

Постепенно детей подводят к умению обобщать и сравнивать. От игрушки – к картинке, от парных картинок к сюжетным картинкам, а затем к рассказу без показа.

Игры и упражнения:

  1. Где ля-ля? (с игрушкой, которая всегда находится на постоянном месте).
  2. Где собачка? (машинка и др.)
  3. «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания». 

Формировать у ребёнка эмоциональный контакт со взрослым. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию и слову взрослого.

  1. Прятки (с игрушками).

Учить ребёнка выполнять движения по подражанию и слову взрослого: на вопрос взрослого «Где?» приблизиться к игрушке и снять с неё салфетку.

  1. Делай, как я.

Учить ребёнка в определённой ситуации понимать и выполнять простые инструкции («На», «Дай», «Возьми»), сопровождаемые указательным жестом.

  1. Поручение (с игрушками)

Учить находить названную игрушку среди 2, 3-4 игрушек. Побуждать ребёнка к повторению звукоподражаний. Развивать эмоциональное отношение к игрушкам, побуждать ребёнка выполнять по образцу взрослого какое-либо действие с каждой игрушкой: «Поводи», «Покачай», «Покорми» и др.: по просьбе взрослого: «Дай…» - дать игрушку взрослому.

  1. Поручение (без игрушек)

Учить ребёнка находить в группе знакомые игрушки, предметы, выполнять с ними какое-либо действие (поводить, покачать, погладить, покатать и др.), отдавать игрушку взрослому. Побуждать повторять за взрослым слова и звукоподражания (в зависимости от речевых возможностей: «Собака – ав-ав; машина – би-би и т.д.»).

  1. Поиграем с игрушкой

Учить ребёнка выполнять разные действия с одной игрушкой: «Погладь, покачай, поводи, покорми, попляши, вытри нос, пожалей, причеши, покатай на машине, положи на стол, кровать, посади на стульчик».

Побуждать ребёнка к звукоподражанию.

  1. Поиграем с игрушками

Учить ребёнка выполнять одно и тоже действие с разными игрушками. Побуждать к подражанию слов, звуков:

а) «Поводи куклу, мишку, собачку»: «Топ-топ. Иду-иду. Кукла идёт…»

б) «Покорми корову, лошадку, куклу»: «Ам-ам. Кушает. Корова кушает» и т.д.

в) «Причеши куклу, собачку, мишку, зайчика»

  1.  Рассматривание предметных картинок

Учить ребёнка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком названный предмет и отдельные детали, подавать взрослому названную картинку. Расширять активный словарь (собака, молоток, лошадка, мячик, погремушка, девочка, зайчик, …)

При необходимости новую картинку показывать ребёнку при соотнесении со знакомой игрушкой.

  1.  Давай умоемся

Уточнить понимание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовое и игровое действие (умываться).

  1.  Найди другую (с игрушками)

Учить ребёнка находить в специально подготовленной ситуации игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть игрушки. Вопросы: Где лошадка? Где другая лошадка? А где мишка? Что это? и т.п.

  1.  Рассматривание парных картинок

Учить ребёнка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.

  1.  Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (ест, спит, купается, идёт, кушает, плачет и др.)

Учить ребёнка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности ребёнка. Подводить ребёнка к пониманию вопроса «Что делает?»

  1.  Рассматривание простых сюжетных картинок

Взаимодействие двух лиц: «Девочка купает куклу», «Девочка кормит куклу», «Девочка катает куклу на санках» и др. При выборе картинок отражать сезонность. Научить ребёнка видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространённых предложений. Учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно.

  1.   Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания (из серии «Хорошо и плохо»)

Учить ребёнка узнавать на картинках мальчика и девочку; отвечать полно, развёрнуто.

  1.  Рассказ без показа

Учить ребёнка слушать небольшой рассказ о событиях, бывших в его опыте без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы.

  1.  Какая игрушка тебе нравится

Активизировать словарь по теме «Игрушки». Уточнить понятие об основном действии с игрушками. Подвести ребёнка к пониманию и называнию обобщающего слова «Игрушки». Приучать отвечать на вопрос полной фразой.

  1.  Узнай и назови овощи

Познакомить ребёнка с натуральными овощами и их изображениями на картинках. Закреплять в активном словаре ребёнка названия отдельных овощей. Дать понятие об основных действиях, производимых с ними, о месте выращивания овощей. Уточнить обобщающее понятие «овощи». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи.

  1.  Чего не стало? (на материале темы «овощи»)

Развивать внимание и запоминание. Добиваться ответов полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». Следить за правильным согласованием слов.

  1.  Семья. Люди.

Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»: «Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь; сидит, стоит, читает, прыгает; большой, старый, маленький» и др. Формировать обобщающее слово «Люди». Продолжать работу по развитию фразовой речи.

  1.  Кто что ест

Уточнять представление ребёнка о том, кто что ест. Активизировать в речи глаголы: «Лакает, грызёт, клюёт». Формировать обобщающие понятия: «Птицы, животные». Учить ребёнка давать полный ответ.

  1.  Рассматривание иллюстраций к потешке «Вот люди спят»

Помочь ребёнку запомнить названия персонажей, которые встречаются в тексте, где кто из них спит. Формировать обобщающие понятия «Люди, Звери». Продолжать работу над фразой. Учить использовать в ответах предлог «На».

  1.  Хорошо и плохо

Уточнить понятия «Хорошо, плохо». Учить детей характеризовать действия, изображённые на картинах, сопоставляя их со своими действиями и действиями других детей. Активизировать в речи прилагательные: «добрый, аккуратный, неряшливый, жадный, драчливый». Упражнять в ответах на вопросы причинно-следственного характера.

  1.  Транспорт

Учить различать по внешнему виду и называть грузовую и легковую машины, автобус, трамвай, самолёт, лодку, и др.; показывать и называть части машины (кабина, руль, кузов, колёса, окна). Дать понятие о назначении каждого вида транспорта и характере их передвижения. Приучать отвечать на вопросы полной фразой.

  1.  Одежда, обувь, головные уборы

Уточнить представление ребёнка о назначении предметов одежды, обуви, головных уборов. Упражнять в группировке предметов по их назначению. Расширять словарь за счёт за счёт обобщающих понятий «Одежда, обувь, головные уборы», их видов.

  1.  Посуда

Активизировать активный и пассивный словарь ребёнка по теме «Посуда». Уточнить обобщающее слово. Дать представление об отдельных видах посуды.

  1.  Устроим кукле комнату

Учить ребёнка различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении. Упражнять в употреблении и понимании обобщающего слова «Мебель». Активизировать в речи глаголы «Лежать, сидеть» в повелительном наклонении (ляг, сядь), предлоги «На», «В».

  1.  Что можно гладить утюгом, что можно резать ножом

Познакомить ребёнка с назначением предметов (утюг, нож). Учить ребёнка группировать предметы (картинки) по их качествам, объясняя свои действия. Активизировать в речи названия предметов и их качеств.

  1.  Чего не стало

(На материале тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»)

  1.  Куда что положить

Учить группировать знакомые предметы по общему признаку (посуда, одежда, овощи). Подводить ребёнка к умению исключать не подходящий к группе предмет.

  1.  Домашние животные

Закреплять у ребёнка слова, обозначающие названия домашних животных. Уточнять части тела животных (рога, копыта, грива, хвост, лапы, зубы и др.), особенности внешнего вида (шёрстка, щетинка и др.)

  1.  Кто ещё пришёл

Развивать зрительную память, воспитывать наблюдательность. Развивать речь, активизировать словарь по теме «Домашние животные».

  1.  Кто как ест

Уточнять представление ребёнка о том, кто, и как ест. Расширять глагольный словарь по теме «Домашние животные». Учить ребёнка отвечать на вопросы, используя предложения с однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...

Консультация для родителей на тему "Развитие понимания речи у дошкольников второй младшей группы для детей с ОНР"

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в развитии понимания и усвоения речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. При этом дошколь...

Лингвистический материал для развития понимания речи и накопления речевых средств у детей.

Лингвистический материал для развитияпонимания речи и накопления речевых средств у детей....