Технология проблемного диалога
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Бортникова Ольга Анатольевна

В данном разделе представленны сценарии педагогических мероприятий с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garmoniya_zvukov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Гармония звуков, цвета и искусства

Цель: познакомить детей с согласным звуком «Ц» и буквой «Ц».

Задачи:  

  1. Выявить артикуляторные признаки звука.
  2. Научить детей подбирать слова на заданный звук, выделять  и находить звук «Ц» в словах.
  3. Обеспечить условия для развития речи детей, словарного запаса и формирования коммуникативных умений.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Звучит музыка. П.И. Чайковский «Вальс цветов»

- Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Как известно, мы с вами любим делать подарки, а ещё больше любим их дарить. Давайте и сегодня подарим друг другу частичку красоты, гармонию цвета и пожелаем …   (дети по очереди желают счастья, благополучия, здоровья …  и  размещают изящных, ярких бабочек на специальном стенде.

- Предлагаю начать наш день с упражнения «Вопрос – ответ». На заданный мною вопрос вы должны быстро дать ответ. Готовы? Начинаем!

- Какой сегодня день недели?

- Какой был вчера?

- А какой будет завтра?

 -Какое сегодня число?

- Какой сейчас месяц?

- Какое время суток?  

- Какое время года?

- Кто может доказать? (посмотреть в календаре, взглянуть на улицу, спросить у взрослых и т.д.) Спасибо. Хорошо.

- Апрель, этот месяц весенний. Апрель это начало весны? Докажи. Молодцы!

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года вы любите больше всего?

- Весна, ребята, какая? (солнечная, теплая, лучистая…) Попробуйте показать своё настроение к весне с помощью мимики (дети изображают радость улыбку восхищение…) Здорово!

Звучит фрагмент их произведений П.И. Чайковского «Времена года».

- Мои хорошие, вам нравятся произведения П.И. Чайковского? (дети уже знакомы  с этим произведением).

- Давайте вместе и прямо сейчас создадим свой ритм весны. Повторяйте, пожалуйста, за мной.

Педагог показывает ритмический рисунок.

- Молодцы! А кто хочет придумать сам?

Звучит фонограмма пения птиц.

- Ребята, что вы слышите?

- Чем занимаются птицы весной? (строят гнёзда, щебечут, поют, купаются).

- Можете ли вы изобразить действия птиц – те, которые называли?

- Сейчас я превращу вас в птичек. Абракадабра – бумс! (дети изображают действия птиц).

- Молодцы! Вы меня очень порадовали своей артистичностью! И я тоже хочу вас порадовать! Чего вам хочется больше всего?

- Сказку, - говорят дети.

- Тогда садитесь поудобнее (дети садятся на диван ) и слушайте.

Рассказывая, педагог использует игрушки: лошадь, ёжика, лисёнка, а также  предметы- заменители, кубики и мячики.

- Игрушки катались на карусели, веселились, смеялись и не заметили, как к ним подошла лошадка. «Вы почему не в цирке?» - спросила она их. От неожиданности наши друзья так растерялись, что не нашлись, что ей ответить. «Сегодня в цирке большое представление, - продолжала лошадка.- Садитесь на меня. Я вас отвезу».

По дороге новая знакомая рассказала, что она работает в цирке, зовут её Царицей. «Ты разве жена царя?» - поинтересовался Лисёнок. «Совсем нет,- засмеялась лошадка.- Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу есть маленькое пятнышко в виде короны». Ещё Царица рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, тоже станут цирковыми артистами, как их папы и мамы. А пока они ещё маленькие, поэтому для них открыли специальный цирковой детский сад.

«Цок-цок-цок-цок!» - застучали по дорожке её копыта, с каждым шагом приближая наших друзей к цирку - сказочному дворцу чудес.

- Какой звук слышится в начале слов: царица, царь, цирк?

- Ребята, где мы с вами слышали слова царь, царица (в «Сказке о царе Салтане). - А кто написал эту сказку? (Александр Сергеевич Пушкин).

- Сегодня мы поговорим о звуке «Ц».

- Как движется язык во время произнесения этого звука?

- Где язык, находится?

- Что происходит во рту?

- Посмотрите это буква «Ц», на что она похожа? (на стул, на букву  П с крючком…)

- Чем отличается буква от звука? (буква значок она пишется, а звук мы слышим).

- Если бы вы раскрасили эту букву, какую бы вы взяли краску?

- Закройте глаза и представьте, что вы художники.

- Маша, какого цвета у тебя буква «Ц»?

- Синяя, как весеннее небо. Выслушиваем ответы детей.

- Давайте с вами оживим букву Ц с помощью шаров.

Учитель раздает пуговицы, дети на ковре выкладывают буквы.

- Маша,  чья  буква тебе нравится больше?

- А тебе Петя, почему?  

Выслушиваем ответы детей.

- Найдите,  пожалуйста, в нашей группе предметы, в названия которых спрятался звук «Ц.». (Циферблат, цапля…)

- Маловато.

- Давайте попросим помощи у нашей волшебной картины.

На стене висит большая букварная таблица.

- Придумайте имена пиратам. (Цурли, Цап, Царь, цыпленок).

- Ребята, я вспомнила  скороговорку,  послушайте!

Дети становятся в круг.

- Цып, цыплёнок, нацарапал

Письмецо для цыпа папы:

«Ты, отец, большой певец!»

Всё,  целую. Цып. Конец!

- Ребята, услышав звук «ц», похлопайте в ладоши! Готовы?

- Сколько всего звуков «ц»?

- Кто может повторить?  

Дети помогают друг другу вспомнить и рассказать скороговорку.

- Умнички!

-  А на следующем занятии вы нарисуете гуашью своего цыпленка.

Итог занятия:

- Ребята, вы просто молодцы.

- Вы меня сегодня очень порадовали. Как вы думаете чем?

- Что мы делали?

- Что нового узнали?

- Кого вы хотели бы похвалить, или сказать кому добрые слова.

Дети высказывают свои мнения.

- После « Звееробики» ( физкультминутка под музыку ) мы с вами будем писать букву в тетради, а затем с помощью цветной бумаги смастерим ей  сказочный наряд. Согласны?

- Спасибо вам за предоставленные всем нам минуты радости! Я вами горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему «Использование технологии проблемного диалога в работе с дошкольниками»

Данный материал может быть использован воспитателями детских садов в работе с детьми дошкольного возраста....

Технологии проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа.

в статье говорится о совместной партнерской деятельности взрослого и ребёнка через  технологию проблемного диалога, перечислены проблемно-диалогические методы, определены результаты применения те...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог». Тема: "Путешествие Колобка"

Конспект  индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог» для дошкольников с ТНР в подготовительной группе...

Непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие) тема: «Кто снес яйца?» Использование образовательной технологии: технология проблемного диалога по Е. Л. Мельниковой.

Цель: Формирование у детей первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.Задачи.Обучающие:1.Расширять знания детей о наиболее ярких особенностях страусов, пингвинов, колибри, черепахи...

Конспект по развитию речи с использование технологии проблемного диалога Тема: «Перессказа рассказа « Еж» для 5-6лет

Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через  технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использо...

Конспект занятия для младшей группы с использованием технологии проблемного диалога по теме «Молоко»

Цель: дать детям знания о происхождении молокаЗадачи:Обучающая: познакомить детей с пользой молока;Развивающая: помочь детям систематизировать знания о домашних животных и молочных продуктах;Воспитыва...

Технология проблемного диалога на примере рассказа Л.Толстого "Прыжок"

         Одним из авторов технологии проблемно-диалогического обучения  является кандидат педагогических наук Мельникова Елена Леонидовна....