Непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие) тема: «Кто снес яйца?» Использование образовательной технологии: технология проблемного диалога по Е. Л. Мельниковой.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Грасмик Светлана Викторовна

Цель: Формирование у детей первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

Задачи.

Обучающие:

1.Расширять знания детей о наиболее ярких особенностях страусов, пингвинов, колибри, черепахи (внешний вид животных, их существование).

2. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ о по опорной схеме.

3.Формировать умение у детей находить информацию  в разных источниках: (энциклопедиях, журналах, интернете и т.д.)
          Развивающие:

1.Развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление.

2. Формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности).

3. Развивать интерес к физическим упражнениям.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к живой природе и бережное отношение к ней.

2. Воспитывать уважение к людям труда Омской области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_yaytsa_kto_snes.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

«Вольновский детский сад»

Полтавского района Омской области

Непосредственно образовательная деятельность  

 (познавательное развитие)

тема: «Кто снес яйца?»

подготовительная  группа

                                                                         Воспитатель

                                                                        Грасмик Светлана Викторовна

с. Вольное

2018

Цель: Формирование у детей первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

Задачи.

Обучающие:

1.Расширять знания детей о наиболее ярких особенностях страусов, пингвинов, колибри, черепахи (внешний вид животных, их существование).

2. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ о по опорной схеме.

3.Формировать умение у детей находить информацию  в разных источниках: (энциклопедиях, журналах, интернете и т.д.)
          Развивающие:

1.Развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление.

2. Формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности).

3. Развивать интерес к физическим упражнениям.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к живой природе и бережное отношение к ней.

2. Воспитывать уважение к людям труда Омской области.

Использование образовательной технологии: технология проблемного диалога  по Е. Л. Мельниковой. 

Интеграция: - речевое развитие

                        - социально-коммуникативное развитие

                        - физическое

Дидактическое обеспечение непрерывной образовательной деятельности: мультимедийное оборудование для показа слайдов (компьютер, проектор, экран); муляжи яиц: страуса Эму, степной черепахи,  императорского пингвина,  колибри;  журналы: «Юный натуралист»;  энциклопедия: «Вокруг света»; Красная Книга;  опорная схема  для описания животных; карточки для самостоятельной работы детей, линейка, фломастеры.

Предварительная работа с детьми:

Рассматривание иллюстраций разных птиц, работа по  Красной книге, с журналом «Юный натуралист». Беседа об Арктике, Австралии и о других странах, рассматривание географической карты. Проекты детей: «Что мы знаем о птицах?»

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Вступительная часть.

Организационный момент  Дети стоят  с воспитателем в кругу. Выполняются движения по тексту.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся. 

Воспитатель подводит детей к размышлению.

Воспитатель:  Ребята,  какой христианский праздник мы скоро будем отмечать?

(ответы детей: Пасха)

А что является главной традицией  в Пасхальные праздничные дни?

(ответы детей: крашенные яйца)

Воспитатель:  Как вы думаете почему?

         (ответы детей:  яйцо - это символ новой жизни).

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, почему яйцо называют символом жизни?

Слайд №2

         Дети: (варианты ответов) Снесёт курочка яичко, оно похоже на камушек – словно неживое, а в нём жизнь. Живой цыплёнок, который вылупится из яйца . 

(воспитатель из корзины выкладывает яйца муляжи на стол).

Воспитатель: Что это?

         Дети: Яйца

Воспитатель:  Я купила эти яйца в магазине,  чтобы разукрасить  на праздник  Святой Пасхи. А когда дома посмотрела, думаю, что это за яйца?  Вот принесла показать вам, может, вы знаете  что-нибудь и расскажете мне о них. Вы смогли бы  мне помочь разобраться, почему яйца могут быть такими необычными?

Дети: Да

Воспитатель: (предъявление первого факта)

 Давайте внимательно посмотрим, и, скажем,  есть ли у этих яиц что-нибудь  общее?

          Дети:  (варианты ответов) Это яйца,  у всех внешняя оболочка состоит  из скорлупы.

Воспитатель: (предъявление второго факта) Чем же они отличаются?

 (рассматривают муляжи)                            

 Дети:  Яйца разные по величине, цвету и форме.

 ( Возникновение проблемной ситуации.)

Воспитатель: (побуждение к осознанию противоречия) Так что же вы интересного заметили?

           Дети: Это всё яйца, но внешне разные.  (Осознание противоречия)

Воспитатель: Почему яйца могут быть такими разными? (учебная проблема)             

Детей:   (варианты ответов) Потому что снесли их  разные птицы.

Воспитатель: (Побуждение к формулированию проблемы) Какой у вас  возникает вопрос?

          Дети: Кто снес эти яйца? (Учебная проблема как вопрос).

       

  Слайд № 1

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете,  где можно найти информацию об этих яйцах?

(Дети предлагают свои версии: спросить у кого-нибудь.  В книгах, энциклопедиях,  просмотреть фильмы, в журналах  почитать,  посмотреть в интернете и т. д.)

Воспитатель: Какой способ выберем? Где мы будем искать информацию?   (подвести детей к тому, чтобы посмотреть в интернете)

Дети: В интернете.

Воспитатель: Конечно, интернет хороший друг, который  поможет найти любую необходимую для нас  информацию.

 Садитесь ребята на стулья. В поисковую строку мы запишем …. давайте начнем с самых больших  яиц, что будем писать дальше? Вы опишите внешний вид яиц, а я буду вписывать в поисковую строку ваше описание?   (дети описывают яйца)

Дети:  Какая птица несет самые  большие  яйца, темно-синего и зеленого  цвета?

Слайд № 3  

Воспитатель: Похожи ли они на наши яйца?

Дети: Да

Воспитатель: Это яйца  страуса Эму.

 (дети замеряют длину яиц линейкой)  

Дети: В длину 18-20 сантиметров.

Воспитатель: Страусы живут в Австралии, Африке. Свежие яйца Эму зеленого цвета, а когда полежат несколько дней начинают темнеть и со временем становятся почти  черные.

Слайд №4 

Воспитатель: Ребята, смотрите на слайд и опишите птицу.

(Дети описываю, птицу  по опорной схеме).

Дети: Страус  самая большая птица. 

Воспитатель дополняет: Высота птицы  до двух метров.

Дети: Большое туловище с густым коричнево-серым оперением, длинная шея, маленькая голова с крепким клювом. Длинные, сильные с двумя пальцами ноги.

Воспитатель: Поэтому они очень быстро бегают.  

Видите ли вы крылья у страуса?

Дети: Нет

Воспитатель: Крылья у птицы недоразвитые - маленькие, поэтому не могут поднять в воздух крупное, тяжелое тело. Значит страусы……..

Дети:  Не  летают.

Слайд № 5

Воспитатель: Как вы думаете, чем питаются страусы?

Дети: Питаются Эму плодами,  травой, зерном и насекомыми.

          Слайд №6

Воспитатель: Что делают страусы Эму на этом слайде?

Дети: Купаются в реке.

Воспитатель: Да, страусы Эму купаются не в песке и земле, как многие птицы,  а любят воду, и даже умеют плавать.

Слайд №7

Воспитатель: Посмотрите на слайд, и скажите, из чего строят страусы гнезда?

        Дети: Гнезда строят на земле из сухих веточек и листьев.

        Воспитатель: Как вы думаете, почему страусы строят яйца не на дереве, как делают многие птицы?

                              (ответы детей)

Воспитатель: Какую пользу приносят страусы?

Дети:   Польза для людей : мясо и яйца употребляют в пищу.

Слайд № 8-9

Воспитатель:  Мы в какой, области с вами  живем?

Дети:  В Омской области.

Воспитатель: А вы знаете, что в Омской области  есть страусовые фермы. Например, в Азовском районе, в селе Цветнополье построили страусовую ферму и завезли страуса эму. Теплолюбивая птица привыкла к нашим сибирским зимам и хорошо разводится.  Хозяин фермы разрешает смотреть на страусов, поэтому можно поехать туда с родителями, посмотреть на самую большую птицу, покормить их травой. И даже можно купить яйца и  вывести страусят у себя  дома в инкубаторе. 

Спасибо, вам, ребята, вместе с вами я узнала, что есть огромные птицы, которые называются…..(дети: страусы) И несут такие интересные яйца.

(вбиваю новый вопрос).

Слайд № 10

Воспитатель: (запись в поисковую строку.) Какая птица несет…...

Дети:  Самые маленькие яйца?

Воспитатель: Птичка Колибри-пчелка. По размеру, как  насекомое - шмель. Взрослая колибри 5-6 сантиметров в длину с кончика клюва до кончика хвоста. Живут эти птички в стране - Куба. Для строительства гнезд колибри используют: лишайники и паутину, которую плетут пауки. (дети замеряют линейкой )

Дети: Яйца колибри 6 миллиметров. Пользу приносят людям тем, что радуют их своей красотой и поедают  насекомых-вредителей, которые питаются листьями и  плодами деревьев.

Воспитатель: А теперь обратим внимание на красную книгу.

Дети: (смотрят Красную  книгу).

Воспитатель: В настоящее время более десяти видов  колибри  занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы, так как находятся под угрозой  исчезновения.

Слайд №11

Дети: (Внешний вид описывают по схеме): Оперение колибри яркое, их перышки цветные. С помощью длинного тонкого клюва колибри достают для своего питания из цветов нектар, насекомых и пьют  росу.

Воспитатель: Ребята, еще о каких яйцах мы с вами узнали?

Дети: Колибри

Воспитатель: Оказывается в интернете не только можно играть, но и пополнять свои знания. Молодцы, мне понравилось, как вы дружно мне помогаете. Продолжим свое расследование? (дети: да) .

Воспитатель: (Вбивает в поисковую строку описание яйца со слов детей)

Дети: Яйцо овальной формы белого цвета, в длину (замеряют линейкой) 12-13 см.

Слайд № 12-13

Воспитатель: Это яйца императорского пингвина.  Пингвины имеют рост 120 сантиметров, вес 46 килограммов.

Дети: (описывают птицу) У Пингвинов  чёрные крылья, спина и голова. Живот,  ноги  окрашены в белый цвет,  щёки пингвина  имеют желтый цвет.  

Воспитатель: Под густым опереньем тело пингвина имеет толстый слой жира – как вы думаете для чего пингвинам толстый слой жира?

Дети: Для защиты от сильных морозов, ведь они живут в Антарктиде,  там  всё  покрыто толстым слоем льда даже летом.

Воспитатель: Давайте заглянем в красную книгу (рассматривают красную книгу) это кто на картинке, узнали? 

Дети: Императорский пингвин, так же как и колибри,  занесен в Красную Книгу.

Воспитатель: Почему заносят животных в красную книгу?

Дети: Потому что они находятся на грани исчезновения.  Поэтому  Государство берет животных под свою охрану. 

Воспитатель: Да, люди должны бережно относиться к природе.

Слайд № 14

Воспитатель: Чем же питаются пингвины?

Дети: Питаются пингвины рыбой, которую ловят в  океане.

Слайд № 15

Воспитатель: А как вы думаете, занимаются ли пингвины строительством гнезд?

Дети: Гнезда  пингвины не строят, так как яйца при такой низкой температуре могут замерзнуть. И для  строительства гнезд нет материала, кругом льды, снег и вода.

Воспитатель: А как же они высиживают яйца?

Дети: Пингвины  аккуратно помещают яйца между лапками, накрывая нижней складкой живота-жира,  и бережно греют их своим теплом. Так же греют птенцов – пока они подрастут, и нарастят свой жир и теплое оперение, которое  спасет их от холода.

Воспитатель: Пингвины живут и приносят пользу людям тем, что живут и радуют своим величием  и крепкими большими семьями – стаями. Вот узнала я еще о яйцах пингвина. Ребята, вы молодцы, справились и с этим заданием. 

А теперь отдохнем.      

Динамическая пауза: «Три пингвина»

Дети говорят:                                   Дети выполняют:

Жили-были три пингвина,                Пружинка – руки на поясе.

Пик, Пак, Пок.                                  Хлопки в ладоши под ногами.

Хорошо и дружно жили,                  Наклоны впереди.

Пик, Пак, Пок.                                  Хлопки в ладоши под ногами.

Как-то утром на рыбалку,     Руки в стороны и вниз, шагают на месте.

Пик, Пак, Пок,                                   Хлопки в ладоши под ногами.

Зашагали в перевалку,                Шаги на месте раскачиваясь в стороны.

Пик Пак Пок.                                     Хлопки в ладоши под ногами.

Наловили много рыбы                  Наклоны вниз руки вниз.

Пик Пак Пок                                    Хлопки в ладоши под ногами.

И еще поймать могли бы      Скользящие движения ладонь о ладонь.

Пик Пак Пок                          Руки согнуты в локтях хлопки в ладоши.

Воспитатель:  Садитесь ребята,  у нас осталось еще яйцо, какое оно?  опишите его внешний вид.

Дети:  Круглое, белое яйцо, (замеряют) около 2 сантиметров.

Слайд № 16

Воспитатель: Ребята, смотрите, яйца похожие на наши?

Дети:  (сравнивают с картинкой) Белого цвета, круглые, лежат в ямке из песка.

Воспитатель: Чьи это яйца?  Кто же это? Что- то на птенца совсем не похож!            

                         (ответы детей, удивление)

Слайд № 17

Воспитатель:  Ребята, это степная черепаха. Характерным признаком черепах служит что?

Дети: Прочный  панцирь,  черно-коричневого  цвета.

Воспитатель: Зачем черепахе нужен прочный панцирь?

Дети:  Он служит для защиты  от врагов. В случае опасности черепаха голову и конечности втягивает в панцирь.  

         Воспитатель: Опишите внешний вид черепахи. 

Дети: Голова, лапки  серого цвета, покрыты  чешуйками. Лапки имеют  длинные коготки.

Воспитатель: Взрослые сухопутные черепахи около 12 сантиметров в длину.  Обитают они  там, где нет суровой зимы, как у нас, например, в степях  южного Казахстана.

Слайд № 18

Воспитатель: Как вы думаете, чем питаются степные черепахи?

Дети: Степные черепахи  питаются растительной пищей – травой, листьями, сочными плодами и ягодами.

Воспитатель: Польза для людей и природы  заключается в том, что черепаха доброе существо, радует своим существованием. Ребята, значит, нашли мы информацию на последнее яйцо. Спасибо большое вам, вы мне очень помогли. А теперь подойдите к столу. Там лежат карточки с заданиями, выбирайте себе карточку, выполняйте задание и по очереди рассказываете, что вы делали и почему?

                                     (право выбора.)

Дети сами выбирают  карточки для самостоятельной работы. Без помощи воспитателя  должны разобраться с заданием, и обосновать ответ.

Карточки:  «Что не правильно?»;  «Где, чье гнездо?»

Заключительная часть.

Рефлексия :

  1. Кому вы сегодня помогали?
  2. Вы справились с этим заданием?
  3. Где вы находили информацию?
  4. Как вы это делали?

5.Что  вам было особенно   интересным?  

6. Вас что-нибудь  удивило?

7. Что именно удивило?

8.Что нового узнали?

9. Трудно или легко вам было  выполнять задания?

10. Как вы думаете, как надо относиться к живой природе?

         11.Ребята, о чем или о ком вы хотите  узнать еще?

Используемая литература:

1. Рабочая тетрадь-портфолио  Омск – 2017

2. Красная книга Международного союза охраны природы.

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/03/11/master-     klass-po-teme-tekhnologiya-problemno-dialogovogo

2. https://moluch.ru/conf/ped/archive/

3. https://yandex.ru/images/search?text

4. http://komotoz.ru/photo/photo_emu.php 

Грасмик Светлана Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область: «Физическое развитие» Тема: «Театр на лесной полянке». Организованная образовательная деятельность в младшей группе.

Тема: «Театр на лесной полянке».  Цель: включение элементов театрализованной деятельности в организованную образовательную деятельность по физической культуре в рамках тематической недели «Театр ...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Домик для Незнайки в Лунном городе» (Дидактическая игра, пальчиковая игра, аппликация)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Домик для Незнайки в Лунном городе» (Дидакти...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по реализации образовательной области речевое развитие тема : «Петушки»

Цель: Помощь в запоминании стихотворения В. Берестова «Петушки».Образовательная задача: Совершенствовать навыки выразительного чтения. Стихотворения.Развивающая задача: Развивать позн...

Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»

Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...

Конспект образовательной деятельности. Познавательно-речевое развитие. Тема: Молоко, да каша – полезная пища наша. (2-я младшая группа).

Конспект образовательной деятельности. Познавательно-речевое развитие. Предметный мир. Тема: Молоко, да каша – полезная пища наша....