Конспект по развитию речи с использование технологии проблемного диалога Тема: «Перессказа рассказа « Еж» для 5-6лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.
Основные задачи:
- Познакомить с многозначным словом игла с использование проблемной ситуауии.
-Формировать навыки отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в короткий рассказ из 4-5 предложений.
-развитие слухового и зрительного внимание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_perskaz_skazki_5-6_let.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи с использование технологии проблемного диалога
Тема: «Перессказа рассказа « Еж» для 5-6лет
Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.
Основные задачи:
- Познакомить с многозначным словом игла с использование проблемной ситуауии.
-Формировать навыки отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в короткий рассказ из 4-5 предложений.
-развитие слухового и зрительного внимание детей.
Звуковая культура речи:
Учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций из книги Чарушина « Моя первая зоология»
-Изучение лексической темы « Дикие животные»
- Рисование по теме « Еж»
Материалы к занятию: Картинка или игрушка Ёж, посылка, картинка Почтальона Печкина на экране, предметные картинки: ребята , ёж ( два вида, крыша дома, блюдце с молочком;) набор колющих предметов : колючка кактус булавка, схема для графического плана, картинки для игры « Что лисятам приготовииь на обед», мольберт.
Ход занятия
- Организационный момент.
Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости.. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг - другу.
Игра- приветствие…
Здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуй носик, здравствуйте гости.
Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку открыть я не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе. Как вы думаете от кого оно оно?
_ А хотите узнать?
Тогда давайте присядем на ковер и внимательно посмотрим на экран.
На экране почтальон Печкин.
«Добрый день дороге ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас, их нет.
Но я вижу, что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку.
Если вы отгадаете загадку и расскажите мне о чем сегодня пойдет речь у вас в группе то посылка ваша!»
Внимательно слушайте загадку:
«Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной.
( Ёж). Правильно, ребята, это ёж.
- Подготовка к восприятию текста. Создание эмоциального фона восприятии рассказа.
Рассматривание ежа.( картинка или игрушка)
Постановка проблемного вопроса:
- А что это у ежа из спины торчат? ( иголки)
- А зачем ему швейные иголки, он что одежду будет шить?( рассуждение детей еж защищается иголками от врагов)
-А как он спасается от врагов? (ёж сворачивается шариком и выставляет иголки).
-Что ест ёж? (ёжик питается мышами, жуками, червяками, молоком).
-Что ёж делает зимой? (ёж зимой спит).
-А когда ёж просыпается? (ёж просыпается весной, когда становится тепло).
-Какие иголки вы еще знаете?( иголки у елки, швейная игла)
- Ребята скажите, а почему все эти иголки называют одним словом.? ( потому что они острые и колятся)
Если дотронешься до иголок ежа, то можно уколоться.
Дидактическая игра « Найди опасный предмет»
Ребята подойди все ко мне и посмотрите перед вами на подносе лежат различные предметы , выберите из них самые опасные и те которые можно использовать, но под присмотром взрослого.
Чем эти предметы схожи с ежом?
_ Как надо обращаться с такими предметами? ( осторожно)
- Так чем еще можно уколоться? ( колючкой, иголкой, булавкой, шипом розы, кактусом) Правильно ребята.
-Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня я буду читать вам рассказ, вы наверно уже догодались? ( о еже)
- Чтение рассказа . Развитие произвольного внимания, памяти.
Давайте с вами присядем на ковер и послушаем внимательно рассказ.
Воспитаетель «Ребята, послушайте рассказ который называется он «Ёж».А написал это рассказ детский писатель Е. Чарушин. Он был не только писателем, но и замечательным художником. Ребята присядьте и внимательной послушайте это рассказ. А ежик пусть сядет на стульчик и тоже вместе с нами послушает.
По ходу рассказа ( показ слайдов – презентация).
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он со страху шариком
свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в
шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным
пахнет?
Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком
свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе
обратно в лес.
– О чем говорится в этом рассказе?- ответы 3-5 дет- Чем вам понравился этот рассказ
- Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.
Ребята а давайте научим нашего ежика- еще отвечать на вопросы не одним словом, а целым предложением.
Вопросы:
-Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).
-Кого они нашли? (они нашли ежа).
-Где сидел ежик? (ёжик сидел под кустом).
-Что сделал ёжик от страха? (он от страха свернулся шариком).
-Куда дети принесли ежа? (дети принесли ежа домой).
-Почему они не укололись? (они закатили ежа в шапку).
-Что ребята ему дали? (ребята дали ему молока).
-Что было дальше? (ёжик развернулся, начал есть молоко, а потом удрал к себе в лес)
-Что означает слово со страху, удрал? ( от испуга, убежал)
-Ребята, как вы думаете, почему ёжик удрал обратно в лес? (ёж не домашнее, а дикое животное).
- Физминутка. Кооординация речи с движением.
Ребята , а теперь пришла пора немного поиграть. Что то наш ежик заскучал. Давайте все с вами встанем и выполним движение вместе со мной.Выходите на лужок, становитесь все в кружок( дети выполняют движения, согласно тексту)
Ёж с ежатами»
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев где лежит, (бегут друг за другом)
Еж с ежатами бежит.
Мы вокруг все оглядим, (повороты головой)
На пенечках посидим, (приседают)
А потом все дружно спляшем, (пляшут)
Вот так ручками помашем. (машут руками)
Помахали, покружились (кружатся)
И домой заторопились. (разбегаются по своим местам)
6. Ребята у нашего ежика в лесу есть друзья лисята. Они очень любят играть вместе с ежиком. И их мама лиса просит вас ей помочь. Послушайте ребята..
Игра называется « Что лисятам приготовить на обед» Для этого вам нужно разделиться на команды ( картинки лисята –братья)
Жиди были 2 брата лисенка. Как их звали? Имена придумайте сами. Кличкаодного брата называлась коротким словом. Называет первая команда. Так как его назовем?
А для клички второго лисенка подберем длинное слово-называет 2 команда.
Мили любил все ,что называлось коротким словом,а Рыжехвостик , наоборот любил все длинные слова. У мамы лисы было много хлопот с приготовлением обеда: Что готовить каждому не знает. Поможем ей дети выбрать ей названия для первого блюда.
Первая команда помогите мне
- Что стал бы есть Милли? Не забудьте, что название дрлжно быть коротким.( суп, уху, борщ, щи)
Задание 2 команды:
-Что можно приготовить для Рыжхвостика? Помните, что название должно быть длинным?( Свекольник, рассольник, Щавельник)
1 команда:
- А какое второе блюдо мама -лиса могла бы приготовить для Милли? ( плов, рагу, кашу, яйца
2 команда мне ответьте:
- А для Рыжехвостика на второе что можно приготовить?(котлеты, тефтели, макароны,отбивные)
1 команда: Что мог бы получить Милли на третье? ( Сок,чай, морс)
2 команда: А Рыжехвостик на третье? (Лимонад, ряженку, снежок, кефир, молоко)
Спасибо вам ребята помогли вы маме лисе своими ответами. Теперь она точно знает что ей приготовить.. И сумели порадовать наших лисят.
7. Повторное чтение рассказа.
А сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз, а вы помогите мне. Дети договаривают начатые педагом фразы
Ходили ребята по лесу,
Нашли под кустом ежа.
Он там со страху свернулся шариком
. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат.
Закатали ежа в шапку и принесли домой.
Положили на пол, поставили в поддонничке. молочка.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным
пахнет?
Развернулся еж, и стал есть молоко.
Поел и снова свернулся шариком
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе
обратно в лес.
8.Составление планы схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления., диалогической речи.
Ребята посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы.
Давайте их разложим с вами по порядку.
С чего начался наш рассказ?
Какую картинку мы поставим первой?
Что было дальше? и т.д.
(Дети выстраивают графическую мнемодорожку - план рассказа на мольберте.)
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирования навыка работы по алгоритму.
А теперь расскажите историю про ежа. Схемы карточки вам в этом помогут. (Дети рассказывают рассказ по цепочке: сначала одна команда, затем - другая).
Обратите ребята внимание на экран:
Печкин (Благодарит детей и посылка открывается – там книга Е.Чарушина или раскраска из рассказа «Еж»). Давайте ребята поблагодарим Печкина за такой подарок..Из этой книги мы узнаем много интересного о животных.
10. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?
-Кто напомнит как называется рассказ?
-А кто написал этот рассказ?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Самооценка.
У нас на столе 2 коробочки:
в одной солнышки; в другой – тучки.
Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте:
если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интересно и трудно – тогда возьмите тучку.
Обобщение педагогом самооценки детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог». Тема: "Путешествие Колобка"
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог» для дошкольников с ТНР в подготовительной группе...
Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ – МАНКОЙ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Путешеств...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ...
Конспект комплексного занятия с использованием технологии «проблемный диалог» в подготовительной к школе группе «Птицы»
Конспект комплексного занятияс использованием технологии «проблемный диалог»в подготовительной к школе группе «Птицы»...
Технологическая карта ООД по познавательному развитию с использованием технологии проблемной ситуации «Незнайка в стране часов»
Автор: Ежова Н.М., воспитатель ГБДОУ детский сад №12 Приморского р-на Санкт-ПетербургаВозрастная адресованность: старшая группа детского сада.Длительность мероприятия: 25 мин.Цель: познакомить д...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии проблемного обучения «Чем похожи мальчики и девочки»Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола. Задачи: — форми
Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.Задачи: — формировать адекватную идентификацию себя со сверстниками своего пола;&m...