Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Подарки Осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Закреплять умение детей дифференцировать овощи и фрукты.
Развивать связную речь детей путем составления предложений, самостоятельных рассказов и полных ответов на вопросы. Отрабатывать навык составления распространенного предложения с дополнением. Учить детей работать со схемой предложения.
Развивать общую и мелкую моторику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия воспитателя Шуваевой Ольги Александровны в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
«Подарки Осени»
Цель: закрепление, уточнение и систематизация словаря по теме «Овощи и фрукты», различение овощей и фруктов, обобщение понятий.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение детей дифференцировать овощи и фрукты.
Развивать связную речь детей путем составления предложений, самостоятельных рассказов и полных ответов на вопросы. Отрабатывать навык составления распространенного предложения с дополнением. Учить детей работать со схемой предложения.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Формировать умение выслушивать ответы других детей. Формировать Развивать умение работать в команде, оценивать ответы других детей. Формировать бережное отношение к природе, труду взрослых.
Оборудование: иллюстрации сада и огорода, овощного магазина, магнитные картинки овощей и фруктов. Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками овощей и фруктов на каждого ребенка, схемы предложений, схема описательного рассказа, индивидуальные карточки для штриховки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам в гости приходила Осень и принесла подарки, а какие, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
(Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты. Когда дети отгадывают загадки, воспитатель кладет на стол магнитную картинку с изображением овоща или фрукта.)
Само оно с кулачок,
Имеет красный бочок,
Дотронишься -гладко,
А откусишь -сладко. (Яблоко).
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос-
Сладкий мягкий… (Абрикос).
Он на юге вырастал
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придет изюм к нам домой. (Виноград).
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша).
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи? (Капуста).
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая -не мишка,
В норке -но не мышка. (Картошка).
Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянуться умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезен спелый… (Лук).
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь -гладкая,
На вкус -как сахар сладкая. (Морковь).
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).
Он бывает, дети, разный-
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий.
Надо знать его повадки.
А на кухне -глава специй!
Угадали? Это … (Перец).
Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
Снаружи пушистый. (Персик).
На сучке висят шары
Посинели от жары. (Слива).
Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла).
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа).
Щечки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска).
В огороде -желтый мяч,
Только не бежит он в скачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена. (Тыква).
Он кусает -но не пес.
Зубок есть. Но где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что же это?… (Чесночек).
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидор).
Очень длинный вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят. (Кабачок).
Сразу этот овощ по цвету узнают,
Синим господином все его зовут.
С кожурой блестящей и продолговат,
Угостить он взрослых и детишек рад. (Баклажан).
Длинноножка хвалится-
Я ли не красавица,
А сама-то -косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня).
Воспитатель: Ребята, скажите, какие подарки принесла нам осень? Как их назвать вместе?
Дети: Овощи и фрукты.
Воспитатель: Скажите, где растут фрукты?
Дети: В саду, на деревьях.
(Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением фруктового сада.)
Воспитатель: А где растут овощи?
Дети: В огороде, на грядке.
(Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением огорода.)
Воспитатель: Ребята, сейчас вам надо будет разделить наши овощи и фрукты на две группы. Овощи разместьть в огороде, а фрукты в саду. Для этого мы поделимся на две команды.
(Дети делятся на команды и выполняют задание воспитателя. Воспитатель с детьми дают оценку выполненной работе детей.)
Воспитатель: Скажите, как мы будем собирать урожай овощей и фруктов? Какие овощи мы будем срывать, а какие выкапывать и почему мы будем их выкапывать?
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, но в городе нет ни фруктового сада, ни огорода. Где мы можем взять овощи и фрукты?
Дети: В овощном магазине, на рынке.
Игра «Магазин»
(Дети составляют предложения с опорой на схему предложения.)
Воспитатель: Ребята. Скажите, что можно приготовить из овощей и фруктов? (Выслушиваются варианты ответов детей и дети их оценивают.)
Воспитатель: Ребята, но это еще ни все сюрпризы, которые Осень приготовила нам. У вас на столах лежат листочки с овощами и фруктами. Вам надо их порезать. Но перед выполнением задания мы с вами разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
У девочки Мариночки
Овощи в корзиночке, (Сложить ладони «корзинкой»).
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок, (Сгибаем пальцы, называя овощи, начиная с мизинца.)
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
Вот Маринка-молодец. (Поставить большой палец вверх.)
(Дети выполняют штриховку карандашами на индивидуальных карточках по заданию воспитателя ( слева- направо и сверху вниз).
Физкультминутка:
Игра «Сад-огород» (Если воспитатель называет овощ, то дети выполняют наклоны вниз, изображая сбор овощей с грядки, если фрукт- дети подпрыгивают, поднимая руки вверх, изображая сбор фруктов с дерева.
Игра «Разрезные картинки»:
Воспитатель: Ребята, у нас остался последний сюрприз от Осени. У вас на столах лежат конверты, а в них разрезанные на части картинки овощей и фруктов. Вам надо сложить картинки, назвать свой овощ или фрукт и описать его.
(Дети собирают разрезные картинки и составляют описательный рассказ по опорной схеме.)
Итог занятия:
Воспитатель: Какие подарки нам сегодня принесла Осень, что мы с вами делали.
(Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Осень-золотистая"
Конспект занятия по развитию речи.Для детей старшей группы.По лексической теме"Осень-золотистая"...
Конспект занятия в старшей группе "Птицы"(развитие речи, окружающий мир)
Конспект занятия в старшей группе "Птицы"...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Поздняя осень»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Поздняя осень»...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Осень наступила"
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Осень наступила"...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Осенний урожай"
Конспект занятия по развитию речи...
Конспект занятий в старшей группе по развитию речи "Осень наступила"
Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи/восприятие худ.литературы «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выв...