Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Подарки Осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Закреплять умение детей дифференцировать овощи и фрукты.

Развивать связную  речь детей путем составления предложений, самостоятельных рассказов и полных ответов на вопросы. Отрабатывать навык составления распространенного предложения с дополнением. Учить детей работать со схемой предложения.

Развивать общую и мелкую моторику.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия воспитателя Шуваевой Ольги Александровны в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

 «Подарки Осени»

Цель: закрепление, уточнение и систематизация словаря по теме «Овощи и фрукты», различение овощей и фруктов, обобщение понятий.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение детей дифференцировать овощи и фрукты.

Развивать связную  речь детей путем составления предложений, самостоятельных рассказов и полных ответов на вопросы. Отрабатывать навык составления распространенного предложения с дополнением. Учить детей работать со схемой предложения.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

Формировать умение выслушивать ответы других детей. Формировать Развивать умение работать в команде, оценивать ответы других детей. Формировать бережное отношение к природе, труду взрослых.

Оборудование: иллюстрации сада и огорода, овощного магазина, магнитные картинки овощей и фруктов. Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками овощей и фруктов на каждого ребенка, схемы предложений, схема описательного рассказа,  индивидуальные карточки для штриховки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в гости приходила Осень и принесла подарки, а какие,  вы узнаете, когда отгадаете загадки.

(Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты. Когда дети отгадывают загадки, воспитатель кладет на стол магнитную картинку с изображением овоща или фрукта.)

Само оно с кулачок,

Имеет красный бочок,

Дотронишься -гладко,

А откусишь -сладко. (Яблоко).

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос-

Сладкий мягкий… (Абрикос).

Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюм к нам домой. (Виноград).

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша).

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи? (Капуста).

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая -не мишка,

В норке -но не мышка. (Картошка).

Он от мыши полевой,

Скрылся в землю с головой,

Сверху лишь тугие стрелы,

К солнцу тянуться умело.

Лечит от семи недуг,

Всем полезен спелый… (Лук).

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь -гладкая,

На вкус -как сахар сладкая. (Морковь).

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).

Он бывает, дети, разный-

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий.

Надо знать его повадки.

А на кухне -глава специй!

Угадали? Это … (Перец).

Плод этот сладкий

И круглый, и гладкий.

Внутри он душистый

Снаружи пушистый. (Персик).

На сучке висят шары

Посинели от жары. (Слива).

Над землей трава,

Под землей бордовая голова. (Свекла).

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репа).

Щечки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска).

В огороде -желтый мяч,

Только не бежит он в скачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена. (Тыква).

Он кусает -но не пес.

Зубок есть. Но где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что же это?… (Чесночек).

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидор).

Очень длинный вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят. (Кабачок).

Сразу этот овощ по цвету узнают,

Синим господином все его зовут.

С кожурой блестящей и продолговат,

Угостить он взрослых и детишек рад. (Баклажан).

Длинноножка хвалится-

Я ли не красавица,

А сама-то -косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня).

Воспитатель: Ребята, скажите,  какие подарки принесла нам осень? Как их назвать вместе?

Дети: Овощи и фрукты.

Воспитатель: Скажите, где растут фрукты?

Дети: В саду, на деревьях.

(Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением фруктового сада.)

Воспитатель: А где растут овощи?

Дети: В огороде, на грядке.

(Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением огорода.)

Воспитатель: Ребята, сейчас вам надо будет разделить наши  овощи и фрукты на две группы. Овощи разместьть в огороде, а фрукты в саду. Для этого мы поделимся на две команды.

(Дети делятся на команды и выполняют задание воспитателя. Воспитатель с детьми дают оценку выполненной работе детей.)

Воспитатель: Скажите, как мы будем собирать урожай овощей и фруктов? Какие овощи мы будем срывать, а какие выкапывать и почему мы будем их выкапывать?

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, но в городе нет ни фруктового сада, ни огорода. Где мы можем взять овощи и фрукты?

Дети: В овощном магазине, на рынке.

Игра «Магазин»

(Дети составляют предложения  с опорой на схему предложения.)

Воспитатель: Ребята. Скажите, что можно приготовить из овощей и фруктов? (Выслушиваются варианты ответов детей и дети их оценивают.)

Воспитатель: Ребята, но это еще ни все сюрпризы, которые Осень приготовила нам. У вас на столах лежат листочки с  овощами и фруктами. Вам надо их порезать. Но перед выполнением задания мы с вами разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

У девочки Мариночки

Овощи в корзиночке, (Сложить ладони «корзинкой»).

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок, (Сгибаем пальцы, называя овощи,  начиная с мизинца.)

Перец и морковку

Уложила ловко.

Помидор и огурец.

Вот Маринка-молодец. (Поставить большой палец вверх.)

(Дети выполняют штриховку карандашами на индивидуальных карточках по заданию воспитателя ( слева- направо и сверху вниз).

Физкультминутка:

Игра «Сад-огород» (Если воспитатель называет овощ, то дети выполняют наклоны вниз,  изображая сбор овощей с   грядки, если фрукт- дети подпрыгивают, поднимая  руки вверх, изображая сбор фруктов с дерева.

Игра «Разрезные картинки»:

Воспитатель: Ребята, у нас остался последний сюрприз от Осени. У вас на столах лежат конверты, а  в них разрезанные на части картинки овощей и фруктов. Вам надо сложить картинки, назвать свой овощ или фрукт и описать его.

(Дети собирают разрезные картинки и составляют описательный рассказ по опорной схеме.)

Итог занятия:

Воспитатель: Какие подарки нам сегодня принесла Осень, что мы с вами делали.

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Осень-золотистая"

Конспект занятия по развитию речи.Для детей старшей группы.По лексической теме"Осень-золотистая"...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Поздняя осень»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Поздняя осень»...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Осень наступила"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Осень наступила"...

Конспект занятий в старшей группе по развитию речи "Осень наступила"

Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи/восприятие худ.литературы «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выв...