Конспект по речевому развитию «Пришла зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шаньгина Елена Фёдоровна
Конспект по речевому развитию. Составление описательного рассказа "Пришла зима" с опорой на мнемотаблицы. Занятие было подготовлено и проведено для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horosho.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект речевому развитию

Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.  

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Задачи: 

Образовательные:

-Формировать умение грамотно составлять описательный рассказ по схеме.

-Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование однокоренных слов, образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительным)

-Конкретизировать представление о зиме, о зимних явлениях живой и неживой природы.

-Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

-Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

-Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к  самооценки и самоанализу.

-Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные:

-Воспитывать инициативу, стремление к активной деятельности.

-Воспитывать внимание к собственной речи.

Предварительная работа:

На прогулке: наблюдения за ветром, метелью, снегопадом; рассматривание сугробов, снежинок; наблюдение за прохожими.

В группе: рассказ педагога о временах года, о зимних месяцах, рассматривание иллюстраций о зиме; чтение стихотворений и рассказов о зиме, зимних явлениях, о поведении животных  и птиц зимой.  

Дидактические игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши», «Чьи следы?»

Используемое оборудование: Мнемотаблицы к стихам о зиме, мнемотаблица к загадке, мнемотаблицы-заготовки к рассказу «Пришла зима», мяч.

Форма организации деятельности: групповая.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия:

Организационный момент. Дети стоят в кругу.

                                   В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Меня слушать все начнём.

- В группе сразу стало уютнее и теплее от ваших улыбок.

Сюрпризный момент: Сегодня утром я получила необычное письмо. А от кого оно вы узнаете, если отгадаете загадку.

Укрыла землю снежным одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром.

Дети: Зима.

- Правильно, ребята. Это письмо прислала нам сама зима. Давайте прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима. Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года, что вы о нем знаете. Я предлагаю вам выполнить мои интересные задания. Желаю успехов!»

Дети садятся на стульчики.

- Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года, Зимушке - Зиме. На дворе зима, а как же называются зимние месяцы?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

- А какие изменения происходят в природе зимой?

Дети: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.

- Вы знаете о зиме много стихов, а вспомнить их нам помогут схемы на волшебных снежинках.

Под

снежным

покрывалом

покоится

земля.

В краю

большом

и малом

всё снежные поля.

Бери скорее

санки,

из дома

выбегай.

Поедем

утром рано

кататься

в снежный

край.

Раз, два, три,

четыре, пять.

Мы идём

во двор гулять.

Бабу снежную

слепили.

Птичек

крошками

кормили.

С горки мы потом

катались.

А потом в снегу

валялись.

А потом домой

пришли,

суп поели,

спать легли.

 Рассказы детей стихов о зиме с опорой на мнемотаблицы.

                         «Зима»                                                              «Зимняя прогулка»

зима  зимняя прогулка

Игра  «Подбери слово».   

- Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, для этого давайте все встанем в круг. Подбор однородных определений к слову зима (какая): холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная, красивая и т. д.  

Молодцы! Все знаете признаки зимы.

Ещё поиграем?

Физкультурная минутка.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу

А теперь бочком, бочком

Друг за другом все бегом

Ножка ножку догоняла,

Всё бочком за ней скакала.

Отставала, догоняла.

- Стоп! – сказала. – Я устала.

Дети садятся на стульчики.

Игра на образование родственных слов «Снежная волшебная куча»

Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово «Снег».

http://festival.1september.ru/articles/556663/img3-1.jpg

- Есть слово ласковое маленькое – снежок.

- Есть слово длинное – снегопад.

- Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком)

- Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка.

- Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

- Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.

- Есть слово – цветок – подснежник.

- Есть слово – птица - снегирь

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

Артикуляционная гимнастика.

Холод, холод                “В…”                           на продолжительном выдохе,

Стужа, стужа.       “Бр-р …”,

Снег пушистый

Кружит, кружит… “О о о о о

Ехали мы, ехали,

Наконец доехали:                                    Цокают языком.

С горки – ух!

В ямку – бух!

Приехали ! -“Бух!”

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы                  (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.                     (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,                                    (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.                      (Плавные движения руками.)

Игра с элементами Триз и РТВ

- Какие снежинки красивые! Вот одна снежинка, вот еще одна….(показываю на детей) Как много снежинок! Ты какая снежинка?

Дети: Я красивая снежинка (белая, холодная, чистая, пушистая, смелая и т.д.)

- Кружатся и хохочут снежинки целый день.

Снежинки, как смешинки танцуют на лету!

Под ветром веющим дрожат, взметаются.

На землю опуститься бы…..

Но ветер не даёт. (Дети кружатся, легко бегают, приседают, танцуют – движения по желанию)
Ветер подул ещё сильнее, и снежинки отправились в дальний путь.
 Давайте проводим их глазами.

Офтальмологическая гимнастика «Снежинка»

Закружились, завертелись               

Белые снежинки.                    

Вверх  взлетели белой стаей.    

Лёгкие пушинки.                          

Чуть затихла злая вьюга.                 

Улеглись повсюду.

Заблистали, словно жемчуг, -    

Все дивятся чуду.                     

Заискрились, засверкали            

белые подружки.                          

Заспешили на прогулку            

Дети и старушки.

Составление рассказа по мнемотаблице.

Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, Зима прислала нам подсказку. А начать свой рассказ можно со слов «Наступила зима…» или «Вот пришла зима…»

Проводится рассказывание о зиме по схеме, один ребенок рассказывает, дети могут дополнять, заслушиваются 3-4 рассказа.

- Спасибо, ребята, рассказы ваши получились очень красивые, я думаю, что Зиме они понравились, правда?

Рефлексия: 

Вам понравилось выполнять задания? Какое задание показалось вам сложным, легким? Что запомнилось? Кому какое задание понравилось больше всего? А вам  какой рассказ понравился больше всего?

Продуктивная деятельность: Снежинки из салфеток  

Примерные рассказы:

1.Солнце зимой тусклое, светит мало и не греет.

Дни стали короткие, а ночи длинные.  

Снег покрыл землю, дома, деревья пушистым белым одеялом.

Часто падает густой снег - это явление называется снегопад.

Холодный ветер со снегом наметает большие сугробы.

Бушуют вьюги и метели.

Зимой водоемы затянутым крепким льдом. 

Деревья стоят в инее.

Подготовились к зиме звери. Медведь спит в берлоге, еж - в норке, они впали в спячку.

Лиса поменяла свою шубку на теплую. Заяц переоделся в белую шубку, а белка в серую, так они защищаются от врагов.

Зимующие птицы прилетели поближе к жилью человека. Люди приготовили кормушки и подкармливают птиц.

Воздух стал холодным и морозным. Люди надели зимнюю одежду. 
Зимой дети и взрослые наряжают елку и встречают новый год.

2. «Зимушка-зима». Наступила зима. Солнце зимой светит, но уже не греет. Небо пасмурное, хмурое; часто идет снег, бывают сильные метели. Все вокруг покрыто белым снегом, как белым одеялом. Земля замерзает и поэтому на ней не растет трава и цветы. Деревья стоят голые, только когда идет снег, они становятся белыми, как будто надевают белые шубки. А елочки зимой зеленые и нарядные. На улице мороз, и люди одеваются очень тепло: в шубы, шапки, теплые сапоги, варежки. Животным в лесу живется тяжело, так как нет корма. Зайцы едят кору деревьев, Лиса роет снег и ищет себе для обеда мышей. Медведь и ежик залегли в зимнюю спячку до весны. Птицы улетели на юг, а зимуют только воробьи, вороны, синички, сороки. Они жмутся к человеческому жилью, чтобы легче было прокормится. Дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках, лепят из снега снежную бабу, играют в снежки и очень ждут Нового года и Деда Мороза с подарками.

3. «Зимняя сказка» Вот пришла морозная зима. Зима – самое холодное время года. Солнце светит мало и почти не греет. Небо часто бывает хмурое и серое. Часто идет снег, дуют сильные ветра. Зимой не растет ни трава, ни цветы, потому что земля замерзла. Деревья стоят все в белом инее, только елочки да сосны зеленые, им мороз нестрашен. Люди одеваются тепло, чтобы не замерзнуть и не заболеть. Надевают теплые вязаные вещи: свитера, шапки, рукавицы. Звери в лесу живут не так хорошо, как летом. Нет корма, и многие звери целый день ищут себе пищу – это волки, лисицы. А белочка заготовила с осени запасы и сидит в дупле, укрывшись пушистым хвостом, и не боится ни холода, ни голода. Птицы улетели в теплые края. А зимуют у нас только воробьи, галки, синички. Дятел в лесу находит на дереве расщелинку, засовывает туда шишку, и из нее клювиком достает орешки. Зимой бывает самый веселый праздник – Новый год. Его ждут все – и дети и взрослые: наряжают елку, готовят карнавальные костюмы. А еще дети любят играть в снежки и кататься на санках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие». Старшая группа.

Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие».Старшая группа....

Конспект НОД. Речевое развитие в группе раннего возраста. "Кукла Маша в гости к нам пришла".

Конспет раработан в соответствии с возрастными особенностями развития детей от 1,5 до 2-х лет....

Конспект ОД по речевому развитию «Пришла волшебница-зима» (подготовительная к школе группа)

Занятие посвящено отработке речевых задач по лексической теме "Зима"....

Конспект по речевому развитию "Кошка в гости к нам пришла!"

Конспект по речевому развитию "Кошка в гости к нам пришла!"...

Конспект по речевому развитию в средней группе «Зимушка-зима, в гости к нам пришла».

Данный конспект предназначен для детей среднего возраста...

Конспект НОД в младшей группе по познавательному развитию " Пришла зима" 2021 год

На занятии дети знакомятся с изменениями в природе зимой....

Конспект по речевому развитию в старшей группе "Весна пришла"

Цель: - расширять представления детей о весне, ее признаках; - упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к существительным; - развивать логическое мышление, память, внимание и воображен...