Конспект по речевому развитию «Пришла зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horosho.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект речевому развитию
Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать умение грамотно составлять описательный рассказ по схеме.
-Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование однокоренных слов, образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительным)
-Конкретизировать представление о зиме, о зимних явлениях живой и неживой природы.
-Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
-Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.
-Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки и самоанализу.
-Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные:
-Воспитывать инициативу, стремление к активной деятельности.
-Воспитывать внимание к собственной речи.
Предварительная работа:
На прогулке: наблюдения за ветром, метелью, снегопадом; рассматривание сугробов, снежинок; наблюдение за прохожими.
В группе: рассказ педагога о временах года, о зимних месяцах, рассматривание иллюстраций о зиме; чтение стихотворений и рассказов о зиме, зимних явлениях, о поведении животных и птиц зимой.
Дидактические игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши», «Чьи следы?»
Используемое оборудование: Мнемотаблицы к стихам о зиме, мнемотаблица к загадке, мнемотаблицы-заготовки к рассказу «Пришла зима», мяч.
Форма организации деятельности: групповая.
Место проведения: групповая комната.
Ход занятия:
Организационный момент. Дети стоят в кругу.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
Меня слушать все начнём.
- В группе сразу стало уютнее и теплее от ваших улыбок.
Сюрпризный момент: Сегодня утром я получила необычное письмо. А от кого оно вы узнаете, если отгадаете загадку.
Укрыла землю снежным одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром.
Дети: Зима.
- Правильно, ребята. Это письмо прислала нам сама зима. Давайте прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима. Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года, что вы о нем знаете. Я предлагаю вам выполнить мои интересные задания. Желаю успехов!»
Дети садятся на стульчики.
- Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года, Зимушке - Зиме. На дворе зима, а как же называются зимние месяцы?
Дети: Декабрь, Январь, Февраль.
- А какие изменения происходят в природе зимой?
Дети: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.
- Вы знаете о зиме много стихов, а вспомнить их нам помогут схемы на волшебных снежинках.
Под | снежным | покрывалом |
покоится | земля. | В краю |
большом | и малом | всё снежные поля. |
Бери скорее | санки, | из дома |
выбегай. | Поедем | утром рано |
кататься | в снежный | край. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Мы идём | во двор гулять. |
Бабу снежную слепили. | Птичек | крошками |
кормили. | С горки мы потом катались. | А потом в снегу валялись. |
А потом домой пришли, | суп поели, | спать легли. |
Рассказы детей стихов о зиме с опорой на мнемотаблицы.
«Зима» «Зимняя прогулка»
Игра «Подбери слово».
- Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, для этого давайте все встанем в круг. Подбор однородных определений к слову зима (какая): холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная, красивая и т. д.
Молодцы! Все знаете признаки зимы.
Ещё поиграем?
Физкультурная минутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу
А теперь бочком, бочком
Друг за другом все бегом
Ножка ножку догоняла,
Всё бочком за ней скакала.
Отставала, догоняла.
- Стоп! – сказала. – Я устала.
Дети садятся на стульчики.
Игра на образование родственных слов «Снежная волшебная куча»
Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово «Снег».
- Есть слово ласковое маленькое – снежок.
- Есть слово длинное – снегопад.
- Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком)
- Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка.
- Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
- Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
- Есть слово – цветок – подснежник.
- Есть слово – птица - снегирь
Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Артикуляционная гимнастика.
Холод, холод “В…” на продолжительном выдохе,
Стужа, стужа. “Бр-р …”,
Снег пушистый
Кружит, кружит… “О о о о о
Ехали мы, ехали,
Наконец доехали: Цокают языком.
С горки – ух!
В ямку – бух!
Приехали ! -“Бух!”
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
Игра с элементами Триз и РТВ
- Какие снежинки красивые! Вот одна снежинка, вот еще одна….(показываю на детей) Как много снежинок! Ты какая снежинка?
Дети: Я красивая снежинка (белая, холодная, чистая, пушистая, смелая и т.д.)
- Кружатся и хохочут снежинки целый день.
Снежинки, как смешинки танцуют на лету!
Под ветром веющим дрожат, взметаются.
На землю опуститься бы…..
Но ветер не даёт. (Дети кружатся, легко бегают, приседают, танцуют – движения по желанию)
Ветер подул ещё сильнее, и снежинки отправились в дальний путь. Давайте проводим их глазами.
Офтальмологическая гимнастика «Снежинка»
Закружились, завертелись
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей.
Лёгкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга.
Улеглись повсюду.
Заблистали, словно жемчуг, -
Все дивятся чуду.
Заискрились, засверкали
белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки.
Составление рассказа по мнемотаблице.
Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, Зима прислала нам подсказку. А начать свой рассказ можно со слов «Наступила зима…» или «Вот пришла зима…»
Проводится рассказывание о зиме по схеме, один ребенок рассказывает, дети могут дополнять, заслушиваются 3-4 рассказа.
- Спасибо, ребята, рассказы ваши получились очень красивые, я думаю, что Зиме они понравились, правда?
Рефлексия:
Вам понравилось выполнять задания? Какое задание показалось вам сложным, легким? Что запомнилось? Кому какое задание понравилось больше всего? А вам какой рассказ понравился больше всего?
Продуктивная деятельность: Снежинки из салфеток
Примерные рассказы:
1.Солнце зимой тусклое, светит мало и не греет.
Дни стали короткие, а ночи длинные.
Снег покрыл землю, дома, деревья пушистым белым одеялом.
Часто падает густой снег - это явление называется снегопад.
Холодный ветер со снегом наметает большие сугробы.
Бушуют вьюги и метели.
Зимой водоемы затянутым крепким льдом.
Деревья стоят в инее.
Подготовились к зиме звери. Медведь спит в берлоге, еж - в норке, они впали в спячку.
Лиса поменяла свою шубку на теплую. Заяц переоделся в белую шубку, а белка в серую, так они защищаются от врагов.
Зимующие птицы прилетели поближе к жилью человека. Люди приготовили кормушки и подкармливают птиц.
Воздух стал холодным и морозным. Люди надели зимнюю одежду.
Зимой дети и взрослые наряжают елку и встречают новый год.
2. «Зимушка-зима». Наступила зима. Солнце зимой светит, но уже не греет. Небо пасмурное, хмурое; часто идет снег, бывают сильные метели. Все вокруг покрыто белым снегом, как белым одеялом. Земля замерзает и поэтому на ней не растет трава и цветы. Деревья стоят голые, только когда идет снег, они становятся белыми, как будто надевают белые шубки. А елочки зимой зеленые и нарядные. На улице мороз, и люди одеваются очень тепло: в шубы, шапки, теплые сапоги, варежки. Животным в лесу живется тяжело, так как нет корма. Зайцы едят кору деревьев, Лиса роет снег и ищет себе для обеда мышей. Медведь и ежик залегли в зимнюю спячку до весны. Птицы улетели на юг, а зимуют только воробьи, вороны, синички, сороки. Они жмутся к человеческому жилью, чтобы легче было прокормится. Дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках, лепят из снега снежную бабу, играют в снежки и очень ждут Нового года и Деда Мороза с подарками.
3. «Зимняя сказка» Вот пришла морозная зима. Зима – самое холодное время года. Солнце светит мало и почти не греет. Небо часто бывает хмурое и серое. Часто идет снег, дуют сильные ветра. Зимой не растет ни трава, ни цветы, потому что земля замерзла. Деревья стоят все в белом инее, только елочки да сосны зеленые, им мороз нестрашен. Люди одеваются тепло, чтобы не замерзнуть и не заболеть. Надевают теплые вязаные вещи: свитера, шапки, рукавицы. Звери в лесу живут не так хорошо, как летом. Нет корма, и многие звери целый день ищут себе пищу – это волки, лисицы. А белочка заготовила с осени запасы и сидит в дупле, укрывшись пушистым хвостом, и не боится ни холода, ни голода. Птицы улетели в теплые края. А зимуют у нас только воробьи, галки, синички. Дятел в лесу находит на дереве расщелинку, засовывает туда шишку, и из нее клювиком достает орешки. Зимой бывает самый веселый праздник – Новый год. Его ждут все – и дети и взрослые: наряжают елку, готовят карнавальные костюмы. А еще дети любят играть в снежки и кататься на санках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие». Старшая группа.
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие».Старшая группа....
Конспект НОД. Речевое развитие в группе раннего возраста. "Кукла Маша в гости к нам пришла".
Конспет раработан в соответствии с возрастными особенностями развития детей от 1,5 до 2-х лет....
Конспект ОД по речевому развитию «Пришла волшебница-зима» (подготовительная к школе группа)
Занятие посвящено отработке речевых задач по лексической теме "Зима"....
Конспект по речевому развитию "Кошка в гости к нам пришла!"
Конспект по речевому развитию "Кошка в гости к нам пришла!"...
Конспект по речевому развитию в средней группе «Зимушка-зима, в гости к нам пришла».
Данный конспект предназначен для детей среднего возраста...
Конспект НОД в младшей группе по познавательному развитию " Пришла зима" 2021 год
На занятии дети знакомятся с изменениями в природе зимой....
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Весна пришла"
Цель: - расширять представления детей о весне, ее признаках; - упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к существительным; - развивать логическое мышление, память, внимание и воображен...