Доклад на тему:«Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста »
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста »
Образовательная область: речевое развитие
2 младшая группа.
Выполнила
воспитатель
МБДОУ №131
Чепчур О.В.
г. Дзержинск 2018.
В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, а также расширения зоны общения со взрослыми. Основной формой педагогического процесса в детском саду являются совместная деятельность (в данном случае по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для совместной деятельности.
В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка; приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.
Методы развития речи:
Наглядные, словесные ,практические которые включают в себя
дидактические игры, дидактические упражнения, подвижные игры с речевым сопровождением. Наиболее эффективной, формой я считаю, дидактические игры по средством которых можно пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Водить в словарь детей новые существительные, слова-антонимы и существительные с обобщающим значением.
Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Совершенствовать произнесение слов и словосочетаний; развивать фонематический слух; интонационную выразительность речи.
Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
Поощрять словотворчество.
Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их. Развивать умение описывать предмет, составлять рассказ по картине; пересказывать отрывки из сказок.
Свою работу по развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр я начала с разработки перспективного плана по всем образовательным областям.
Образовательные области | Тема | Форма организации | Методическое обеспечение | ||
Физическое развитие | «Лисонька-лиса» «У медведя во бору» «Гуси-гуси» «Воробьи и щенок» | Речевые игры с элементами движений. | Пензулаева Л.И. физическая культура в детском сад (средняя группа). | ||
Познавательное развитие | «Угадай растение по описанию» «Что сначала, что потом?» «Найди пару» «Предмет и форма» «Найди лишнюю фигуру» «Домино фигур» | Дидактическая игра | Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Помараева И.А.,Позина В.А. ФЭМП(средняя группа) Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением(средняя группа). Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду (средняя группа) | ||
Речевое развитие | «Паровозик» «Скажи, что слышишь» «Будь внимательным» | Дидактическая игра | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (средняя группа) | ||
Художественно-эстетическое развитие | «Придумай и построй» «Найди детали» «Подбери нужный тембр» «Быстро-медленно» «Кисельные берега» «Зима или весна?» «Лесная парикмахерская» «Наш зоопарк» | Дидактическая игра Театрализованная игра | Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала (средняя группа). Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Комарова Т.С. ИЗО в детском саду (средняя группа). Кононова Н.Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников. | ||
Социально-коммуникативное развитие | «Наши дружные соседи» «Медведь и пчелы» «Зачем нужны вежливые слова» «Угадай профессию» «Кому без них не обойтись» «Кому без них не обойтись?» | Дидактическая игра | Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (средняя группа) Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду |
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Основная цель моей работы заключается в развитии речи дошкольников по средствам дидактических игр. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Изучив и проанализировав литературу, в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида.
Первый - это настольно – печатные. Их очень много. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. С помощью их мы можем решать различные задачи по развитию речи.
Второй - словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Третий - игры с предметами – это игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.
В своей работе я использовала все виды дидактических игр.
Одна из задач была - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включала речевые дидактические игры и упражнения. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно в этом возрасте детям дать положительную оценку .Некоторые игры и занятия с детьми я начинала , проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок ;которые способствуют для развития речевого аппарата.
Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать речевой слух ребёнка. Для развития этой стороны речи я проводила такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу и т. д.
Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагала детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого - либо или что - либо, формируют быструю реакцию на слово.
Параллельно с работой с детьми я вела работу с родителями. Специально для родителей провела консультацию, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников: «Играйте вместе с детьми», «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» и другие.
В результате своей работы считаю что, использование дидактических игр способствуют развитию речевой активности детей, а также обеспечивает запоминание большое количество речевого материала и активизируют такие важные процессы такие как память, внимание, мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Развитие познавательной активности у детей моадшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности"
Доклад на тему:"позновательно-исследовательская деятельность"....
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Доклад на тему «Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки»
Доклад о необходимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, о стадиях развития исследовательсой деятельности, о прогулке как эффективном срестве развития исследовательской деятельност...
План самообразования на тему "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает во...
План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
Проект в средней группе Тема: «Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич
Проект в средней группе Тема: «Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию...
План работы по самообразованию в средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Воспитатель Хохлова А.О
План работыпо самообразованиюв средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через не...