Доклад на тему «Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки»
материал (старшая группа)

Магомедова Людмила Нурметовна

Доклад о необходимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, о стадиях развития исследовательсой деятельности, о прогулке как эффективном срестве развития исследовательской деятельности, о создании экологической тропы - природного маршрута для экологического воспитания и непосредственного взаимодействия с  объектами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudmila._doklad._1.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки

Слайд 1. (титульный). Современность характеризуется качественными изменениями и обновлениями в системе образования в нашей стране. Сегодня активно внедряются в образовательный процесс дошкольников различные формы исследовательской деятельности. Основной причиной такого внимания к данной проблеме является социальный заказ общества на личность, способную к самореализации на основе познавательной и творческой активности в решении жизненно важных проблем.

О необходимости развития исследовательской деятельности и инициативы к познанию окружающего мира в дошкольном возрасте писали такие ученые как А.Н. Поддъяков, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Дыбина, Т.С. Комарова и другие.

Научный поиск эффективных методов развития исследовательской активности представляет актуальную проблему и требует теоретических и практических изысканий. Особенно важным развитие исследовательских умений становится в старшем дошкольном возрасте, так как оно обеспечивает готовность ребенка к школе: развивает мышление, любознательность, наблюдательность, продуктивную деятельность, обучает планированию и прогнозированию.

Большие потенциальные возможности для развития исследовательской деятельности старших дошкольников закладываются в условиях прогулки.

Прогулка удовлетворяет потребности самостоятельного поиска и самостоятельной деятельности при ознакомлении с окружающим миром; во время прогулки ребенок получает новые ощущения и яркие впечатления. Изучение опыта многих известных ученых-педагогов прошлых лет и современности (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Л.М. Маневцева, Т.И. Бабаева, О.В. Киреева и др.) убеждает образовательную ценность прогулки и ее  неоспоримое влияние на развитие исследовательских способностей ребенка.

Слайд 2. Под исследовательской деятельностью мы понимаем вид активности ребёнка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путём личного практического экспериментирования с объектом исследования» [А.И. Савенков, с.18].

Существуют стадии развития исследовательской деятельности:

  • Любопытство;
  • Любознательность;
  • Собственно исследовательская деятельность.

Александр Ильич Савенков определил, что мысли, эмоции, воля и творчество в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Слайд 3. Одним из эффективных средств такого развития и саморазвития для ребенка дошкольного возраста является прогулка. И хотя основной целью прогулки является укрепление здоровья детей и развитие их физических способностей, развитию интеллектуальных, эмоциональных сфер ребенка в процессе ее проведения уделяется большое внимание.

Структура прогулки в детском саду включает в себя следующие компоненты:

  • Наблюдение, экспериментирование;
  • Трудовую деятельность;
  • Индивидуальную работу с детьми;
  • Самостоятельную деятельность детей;
  • Подвижные игры.

 

Слайд 4. Под наблюдением понимают описательный исследовательский метод целенаправленного и организованного восприятия и регистрации поведения изучаемого объекта. Объектами наблюдений являются объекты живой и неживой природы: растения, животные, сезонные изменения, различные природные явления: дождь, снег, туман, ветер и т.д.

Наблюдения могут быть двух видов:

  • кратковременные - организуются для формирования у детей информации о свойствах и качествах предмета или явления.
  • длительные - организуются для накопления у детей знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Организуя наблюдения с детьми, воспитателю необходимо соблюдать определённую последовательность: сначала устанавливаются факты об объекте; затем формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений об объекте у детей; далее проводятся сопоставления, делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым наблюдением в данный момент и проведенным ранее.

Однако, ребенок не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает ему жизнь, а исследование требует эксперимента. Слово «эксперимент» в переводе с греческого «ехреriтепtum» - «проба, опыт». Благодаря экспериментированию дети учатся прогнозировать результат, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы. Следовательно, в процессе экспериментирования дети удовлетворяют присущую им любознательность, могут почувствовать себя настоящими исследователями.

Прогулка является удачным временем и местом для проведения наблюдений и экспериментов, так как наблюдаемые объекты и материалы для экспериментов находятся в свободном доступе для детей.

Слайд 5. В процессе организации педагогической деятельности в детском саду №56 Колпинского района г. Санкт-Петербурга была выявлена проблема: дети не хотят идти на прогулку! Им больше нравится играть в групповом помещении. Это определило необходимость создания модели развития исследовательской деятельности, позволяющей влиять на рост активности, самостоятельности, инициативности, любознательности детей в процессе прогулок. Модель представляла собой экологическую тропу с размеченным маршрутом и обозначенными точками- станциями. Всего их было 12.  Карта схема маршрута представлена на слайде.

Слайд 6. Экологическая тропа – природный маршрут, созданный для экологического воспитания детей на основе непосредственного взаимодействия с объектами природы.

Растительный мир экотропы нашего детсада представлен разными деревьями (липа, рябина, клён, тополь, берёза, осина), кустарниками (боярышник), травянистыми растениями (луговых: подорожник, крапива, сныть, папоротник и болотных: камыш, осока) и цветами (садовых: примула, бархатцы, фиалки, настурция, полевых: ромашка, одуванчик, клевер).

Животный мир состоит из насекомых, живущих в земле, песке, траве; птиц, обитающих на деревьях, в болоте.

Большой интерес представляет болото – естественный водоём со своим особенным растительным и животным миром. За болотом можно наблюдать и зимой, когда вода в болоте замерзает, и проводить эксперименты со льдом.

Целостность образовательного процесса проявилась в том, что в создании экологического маршрута принимали активное участие не только педагоги  детского сада, но и сами воспитанники с родителями. Родители помогали в оформлении «цветника», в постройке и укреплении скворечника, в покраске песочницы, дети с воспитателями ухаживали за растениями, поливали цветы.

Слайд 7. Модель включала в себя разработку программного материала, включающего в себя конспекты занятий с описанием организации исследовательской деятельности старших дошкольников во время прогулки по экологической тропе ранней осенью (сентябре). Содержание программного материала основывалось на использовании игровых и проблемных методов, методов ситуативной деятельности, эмпирических бесед. Особенность содержания заключалась в  направленности на  непринуждённое усвоение информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Слайд 6. Природа является неиссякаемым источником познаний. Исследуя природу, можно узнать много нового и интересного. А изучать природу эффективнее в непосредственном контакте с нею, а именно на прогулке. Прогулка в детском саду является не просто режимным моментом, а неотъемлемой частью образовательного процесса. Следовательно, на прогулке можно не просто гулять с детьми, а через наблюдения, экспериментирование, опытным путём развивать у детей интерес к исследованиям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Конспект нод По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

«Зимний вечер». ( по стихотворению А.С. Пушкина ). Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений. Нра...

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»....

Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки

Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью  Экотропы....