Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: Составление описательного рассказа «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: Составление описательного рассказа «Зима».
Цели:
- Учить детей при описании событий указывать время действия с использованием разных типов предложений (простых, распространенных и сложных).
- Закреплять умения, подбирать определения к заданным существительным.
Совершенствовать структуру предложений, связной речи с использованием ситуации письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); при помощи игры «Живые слова» учить детей отвечать на вопрос, при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова в разбивку.
-Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки Ч и Ц; развивать умения правильно пользоваться вопросительной интонацией; учить детей разделять на слоги трехсложные слова.
Предшествующая работа: наблюдения на прогулке, рассматривание картин, альбомов, чтение художественной литературы по теме «Зима».
Ход:
Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме.
Вспомните, что бывает только зимой?
Чем зима отличается от других времен года? (зимой холодно, мороз, идёт снег). Какой снег зимой?
Когда идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит, песенку поет) Какая погода бывает зимой?(холодная, снежная, вьюжная, морозная)
Что происходит зимой с деревьями? (они отдыхают: спят, укрывшись снегом) Как живется зимой птицам и зверям? (зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать)
Какими словами можно сказать о зиме? Какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная)
Сейчас представьте, что вы писатели и вам нужно придумать рассказ о зиме. Опишите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге. Я запишу ваши рассказы, а лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей. (опрашиваю двоих-троих детей). Выясняю у ребят, какой рассказ им больше понравился, чей рассказ они хотят поместить в уголок для родителей.
Физкультминутка:
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Вот мы и вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, снежная, морозная, вьюжная. Узнали свойство снега: пушистый, белый, искристый, хрустящий.
А сейчас давайте с вами поиграем.
Послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить: о зиме или о снеге.
Кто догадается, пусть подскажет нужное слово. Падает пушистый белый….
Про что я сказала? ( про снег)
А что я сказала про снег? ( падает пушистый белый снег)
Ребята вы умеете играть с куклами, машинами, а сегодня мы поиграем в новую игру. Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом?( по желанию вызываю троих детей).
Теперь вы не обычные дети, а дети-слова. Ты, Даша - слово « падает» .
Какое ты слово, Даша? Скажи громко. (падает) Матвей - слово «пушистый». А Полина - слово « снег». (Аналогично задаю вопросы этим детям- «словам» и всей группе). Наши «слова» стоят по порядку (Показываю направления слева направо). Даша скажет своё слово и даст руку, потом Матвей скажет свое и даст руку Полине, последней свое слово скажет Настя. А все будут слушать. Начали. Про что сказали эти «слова» (про снег). Что они сказали про снег? (падает пушистый снег) Какое первое слово? Потом какое? А потом какое? (дети отвечают).
Теперь я хлопну в ладоши и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы где захотят, а когда позову : «слова», ко мне» снова встанут по порядку.
Хлопаю, слова расходятся по группе. Слова наши ушли. Вы хорошо запомнили их? Я снова позову «слова», а вы проверьте, правильно ли они встанут: слова «ко мне» (дети-слова подходят и встают по порядку и называют свои слова). Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра?
А сейчас послушайте внимательно маленькое стихотворение: ««Курица и цыплята»
Любовалась цыплятами курица:
Что не цыпленок, то умница.
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Ц).
Назовите слова в которых есть звук Ц. ( дети отвечают).
Послушайте слово кууурииицаа. Сколько слогов в этом слове? ( три).
Правильно в этом слове три слога.
А в слове умница сколько слогов? ( если дети затрудняются, произношу слово второй раз протяжно ууумнииицааа)
Послушайте еще одно стихотворение, оно называется «внучка».
Утром дед спросил у внучки:
«Почему не моешь ручки?»
Отвечает внучка:
«Я- не белоручка!
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Ч).
Назовите слова , в которых есть звук Ч
Послушайте скороговорку: « Цыпленок с курицей пьет чай на улице».
Скажем ее медленно, а теперь быстрее
Еще скороговорка: « Очень часто бьются у Танечки блюдца».
Произнесем ее медленно, а теперь быстрее и очень быстро.
Итог занятия.
- О чем мы с вами придумывали рассказ?
- Чей рассказ мы поместим в Уголок родителей?
- В какую игру мы играли? Как она называется?
- Слова, с какими звуками мы называли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды
Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."
Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...
Технологическая карта образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе тема Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
Данная технологическая карта поможет закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему, активизировать словарный запас и формирование навыков ...
Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)
Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»
Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап.1.Коммуникативная игра - приветствие«Доброе утро!» Настрой на работу....