Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: Составление описательного рассказа «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чеботова Наталья Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Тема: Составление описательного рассказа «Зима».

Цели:

- Учить детей при описании событий указывать время действия с использованием разных типов предложений (простых, распространенных и сложных).

- Закреплять умения, подбирать определения к заданным существительным.

Совершенствовать структуру предложений, связной речи с использованием ситуации письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); при помощи игры «Живые слова» учить детей отвечать на вопрос, при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова в разбивку.

-Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки Ч и Ц; развивать умения правильно пользоваться вопросительной интонацией; учить детей разделять на слоги трехсложные слова.

Предшествующая работа: наблюдения на прогулке, рассматривание картин, альбомов, чтение художественной литературы по теме «Зима».

Ход:

 Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме.

Вспомните, что бывает только зимой?

 Чем зима отличается от других времен года? (зимой холодно, мороз, идёт снег). Какой снег зимой?

Когда идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит, песенку поет) Какая погода бывает зимой?(холодная, снежная, вьюжная, морозная)

Что происходит зимой с деревьями? (они отдыхают: спят, укрывшись снегом) Как живется зимой птицам и зверям? (зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать)

Какими словами можно сказать о зиме? Какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная)

 Сейчас  представьте, что вы писатели и вам нужно   придумать  рассказ о зиме. Опишите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.  Я запишу ваши рассказы, а лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей.   (опрашиваю двоих-троих детей). Выясняю у ребят, какой рассказ им больше понравился, чей рассказ они хотят поместить в уголок для родителей.

Физкультминутка:

Вот студеною зимой                 (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.                (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах.             (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса                           несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.                 (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.              (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса.                    ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся         (Ходьба)
И домой к себе вернемся.              (Дети садятся за столы)

 

Вот мы и  вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, снежная, морозная, вьюжная. Узнали свойство  снега: пушистый, белый, искристый, хрустящий.

А сейчас давайте с вами поиграем.

Послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить: о зиме или о снеге.

Кто догадается, пусть подскажет нужное слово. Падает пушистый белый….

Про что я сказала? ( про снег)

А что я сказала про снег? ( падает пушистый белый снег)

Ребята вы умеете играть с куклами, машинами, а сегодня мы поиграем в новую игру. Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом?( по желанию вызываю троих детей).

Теперь вы не обычные дети, а дети-слова. Ты, Даша - слово « падает» .

Какое ты слово, Даша? Скажи громко. (падает) Матвей - слово «пушистый». А Полина - слово « снег». (Аналогично задаю вопросы этим детям- «словам» и всей группе). Наши «слова» стоят по порядку (Показываю направления слева направо). Даша скажет своё слово и даст руку, потом Матвей скажет свое и даст руку Полине, последней свое слово скажет Настя. А все будут слушать. Начали. Про что сказали эти «слова» (про снег). Что они сказали про снег? (падает пушистый снег) Какое первое слово? Потом какое? А потом какое? (дети отвечают).

Теперь я хлопну в ладоши и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы где захотят, а когда позову : «слова», ко мне» снова встанут по порядку.

Хлопаю, слова расходятся по группе. Слова наши ушли. Вы хорошо запомнили их? Я снова позову «слова», а вы проверьте, правильно ли они встанут: слова «ко мне» (дети-слова подходят и встают по порядку и называют свои слова). Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра?

 А сейчас послушайте внимательно маленькое стихотворение: ««Курица и цыплята»

Любовалась цыплятами курица:

Что не цыпленок, то умница.

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Ц).

 Назовите слова в которых есть звук Ц. ( дети отвечают).

Послушайте слово кууурииицаа. Сколько слогов в этом слове? ( три).

Правильно в этом слове три слога.

А в слове умница сколько слогов? ( если дети затрудняются, произношу слово второй раз протяжно ууумнииицааа)

Послушайте еще одно стихотворение, оно называется «внучка».

Утром дед спросил у внучки:

«Почему не моешь ручки?»

 Отвечает внучка:

«Я- не белоручка!

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Ч).

Назовите слова , в которых есть звук Ч

Послушайте скороговорку: « Цыпленок с курицей пьет чай на улице».

Скажем ее медленно, а теперь быстрее

Еще скороговорка: « Очень часто бьются у Танечки блюдца».

Произнесем ее медленно, а теперь быстрее и очень быстро.

 Итог занятия.

- О чем мы с вами придумывали рассказ?

- Чей рассказ мы поместим в Уголок родителей?

- В какую игру мы играли? Как она называется?

- Слова, с  какими звуками мы называли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе  Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."

Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...

Технологическая карта образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе тема Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Данная технологическая карта поможет закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему, активизировать словарный запас и формирование навыков ...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»

Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап.1.Коммуникативная игра - приветствие«Доброе утро!»  Настрой на работу....