Технологическая карта образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе тема Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Клюшникова Ольга Павловна

Данная технологическая карта поможет закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему, активизировать словарный запас и формирование навыков самостоятельной деятельности, личных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО

«Мамоновский детский сад комбинированного вида»

Технологическая карта образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе по теме: Составление описательного рассказа «Зимующие птицы».

Подготовила

Клюшникова Ольга Павловна

Воспитатель 1 категории

2020 г.

Технологическая карта образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе

Тема

Составление описательного рассказа «Зимующие птицы»

Тип

Открытие нового знания

Используемая технология

Гуманно-личностная технология  Ш.А. Амонашвили

Цель

Создание условий для формирования связной монологической речи у детей в процессе составления описательного рассказа о зимующих птицах

Обучающие задачи

Учить употреблять в речи сложные прилагательные.

Закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему.

Развивающие задачи

Обобщать полученные знания, проводить сравнение.

Активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы».

Выражать свои мысли вслух.

Воспитывающие задачи

Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим людям и животным.

Формирование у воспитанников навыков самостоятельной деятельности, личных качеств.

Средства ИКТ

Оборудование

Магнитофон

Сосновая и кедровая шишка, картинки с изображением зимующих птиц на двухстороннем скотче, конверты с разрезными картинками зимующих птиц, мольберт, план-схемы для описательного рассказа с изображением головы, клюва, крылья, хвоста, когтей, ширма с изображением ели, силуэты птиц для раскрашивания.

Этапы

Методы и приемы работы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I этап

Организационный

3 мин.

Игровая ситуация

(мотивировать детей на совместную деятельность)

Воспитатель показывает детям сосновую и кедровую шишки.

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

- Где они выросли?

- А как называются эти деревья?

- Какая из них выросла на кедре?

- Как ее назовем?

- А ту, которая выросла на сосне?

- Что находится в шишке?

- Кому нужны семена шишек, особенно в зимнее время?

- Какие вы все смышленые и догадливые (даем им оценку).

- Выберите для себя понравившуюся картинку с изображением птицы.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Показывают.

Самостоятельно выбирают для себя картинку с изображением птицы.

Сформирование цели совместной деятельности

5 мин.

Практические

Наглядные:

опосредованное наблюдение

- Дети, назовите каких птиц, вы выбрали?

- Какие это птицы?

- Почему они так называются?

- Чем отличаются птицы от животных?

- Что есть у птиц?

Дидактическая игра «Целое - части» (работа в парах)

- Предлагаю разделиться на пары. Выберите конверт. Соберите картинку, а потом назовите из каких частей состоит птица ( голова, крылья, туловище, клюв, хвост, лапки, глаза).

- Ребята, а вы хотите со мной совершить прогулку по зимнему лесу? Тогда:

- Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

- Что растет в лесу, верхушки, которых касаются неба?

Динамическая пауза

- Покажите, какие высокие деревья растут в лесу.

Подул сильный ветер – закачались даже старые деревья.

А молодые, неокрепшие деревца пригнулись к самой земле.

Дети рассматривают картинки, называют птиц, обобщают. Могут быть хоровые ответы.

Дети в парах собирают картинки, рассматривают и отвечают на вопросы.

Дети поворачиваются вокруг себя.

Ответы детей.

Дети тянутся вверх.

Делают плавные наклоны в стороны.

Делают наклоны вперед с касанием рук пола.

II этап

Основная часть

12 мин.

Словесные

Объяснительно-иллюстративные:

план-схемы

- Итак, спит заснеженный лес. Как тихо! Слышите голоса? (звучит музыка)

- Голос, какой птицы вы слышите?

Выставляется на мольберт схема с изображением вопроса.

- А что бы отгадать эту птичку послушайте стихотворение

Птица прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит;

Голоском речистым, чистым –

Клё-клё-клё!- поет со свистом;

Тем еще известна птица,

Что морозов не боится.

- Как зовут эту птицу?

Правильно, это клест.

Выставляется на мольберт схема с изображением головы и клюва.

- Что изображено на схеме?

- Какая голова у клеста?

- Что вы можете сказать про клюв?

- Что особенного в клюве клеста? (Клюв крепкий, крест-накрест).

Выставляется на мольберт схема с изображением грудки.

- Что это у него такое красивое?

- Какого цвета?

Выставляется на мольберт схема с изображением крыльев.

- Какие у него крылышки?

Выставляется на мольберт схема с изображением хвоста.

- Что можно сказать про хвост?

Выставляется на мольберт схема с изображением когтей.

- Как вы думаете, зачем клесту такие цепкие когти? (Они позволяют ему подвешиваться к шишкам вниз головой).

Ответы детей.

Прослушав стих, дети садятся на стульчики вокруг воспитателя.

Ответы детей.

Рассуждение детей на поставленные вопросы.

Проговаривают прилагательные «крупная», «красноватая».

Выслушиваются варианты детей.

Проговаривают слово «цепкие».

Физкультминутка

Наглядно-зрительные (показ образца движения)

- Предлагаю отдохнуть и превратиться в снегирей.

Подвижная игра «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Раз, два, три – лети!

Хлопки по бокам и наклоны головы.

Потряхивание руками

Повороты головы

Разбегаются по группе, взмахивая руками.

Наглядные:

опосредованное

наблюдение

- Кто попробует описать выбранную вами птицу и прикрепить ее на веточку ели.

В процессе описания оказываю помощь – опора на план-схему.

Выслушиваются описательные рассказы детей с опорой на план-схему.

III этап

Заключительный

5 мин.

Наглядный

- Выберите себе силуэт птицы и раскрасьте его.

- Посмотрите, какие птицы у вас получились.

Оценивается работа детей.

Дети выбирают силуэты птиц, раскрашивают их.

Аналитико - синтетическое

- В какие игры мы играли?

- Что вам понравилось больше всего?

- А что произойдет, если исчезнут все птицы?

Оценивают свое эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе  Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."

Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Технологическая карта образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием интерактивной доски

Занятие по ФЭМП с использованием интерактивной доски не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий...