Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа)
Образовательная деятельность
Этапы деятельности | Содержание |
I.Организационный этап. 1.Коммуникативная игра - приветствие «Доброе утро!»
Настрой на работу.
2.Сюрпризный момент. Письмо
| Дети стоят на ковре в кругу. - Солнце на небе проснулось Нам, ребята, улыбнулось. Глазки крепко закрываем Ручки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем. - А сейчас давайте откроем глазки. Повернитесь лицом к соседу улыбнитесь и скажите ему: я желаю тебе добра если тебе будет трудно, я помогу.
Ребята, слышите, кто то в дверь стучится. Давайте посмотрим, кто там. - Это старшая группа? Дети: Да. - Вам письмо. Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? (открывает и читает письмо) Дорогие друзья! Отправляю Вам письмо с надеждой, что вы мне поможете. Как то я нашел вот эти разноцветные листочки и картинки. И ничего не смог придумать. Помогите мне со всем этим разобраться. Ваш друг, Незнайка. А кто такой Незнайка, ребята? Дети: он живет в цветочном городе, его так назвали, потому что он ничего не знает.
|
II. Организационно - поисковый этап. 1.Вопросы
2. Разминка
3. Рассказ педагога о картине
4. Рассказы детей
5.Физминутка «Ветер и снежинка»
6.Работа за столом. (работа с раздаточным материалом)
7.Дид.игра «Хорошо или плохо» | Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти листочки? Дети: четыре времени года. Весна - земля просыпается и травка появляется. Красный – это лето, все яркое и красное. Желтый – осень золотая. Белый – это зима. Воспитатель: Здесь еще картинки. К какому времени года мы можем их отнести? Почему вы так решили? Давайте составим для Незнайки картину и расскажем о ней. А какой фон выберем для нашей картины? (дети выкладывают картину) Какая замечательная картина получилась. Вам нравится картина? Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей) Воспитатель: Давайте проведем небольшую разминку. - После какого времени года наступает зима? (После осени) - Чем зима отличается от других времен года? (Зимой бывает снег, холодно, лепят снеговика из снега и.т.д) - Как называется явление, когда идем сильный снег? (снегопад). - Почему птиц называют зимующими? (не улетают в теплые края, остаются зимовать) - Как называется машина, которая чистит снег? (снегоуборочная)
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте мой рассказ о картине. Слушайте внимательно, потому что потом вы будете составлять свои рассказы о зиме.
Рассказ педагога. В Байконуре зима.У нас настоящая зима. Зима морозная, снежная, холодная, веселая, нарядная. Солнце светит но не греет, вся земля под снегом, деревья спят, люди в теплой одежде, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика им хорошо и весело. Птицам зимой холодно и голодно, но птицы не боятся холода им страшен голод, голодная птица быстрее замерзает. Лисе и волку трудно найти себе добычу потому что многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей ,заяц сменил серый мех на белый. Ах, хорошо зимой. - Да, ребята зима-чудесное время года. Воспитатель: А теперь, ребята, мы хотим послушать вас (рассказы детей) Воспитатель: Молодцы, старались, красиво рассказали. А чей рассказ о зиме вам понравился больше всего? Почему? Воспитатель: Ребята, вы составили замечательные рассказы и помогли Незнайке.
Физминутка
Сейчасмы с вами поиграем. Мальчики будут изображать ветер, а девочки – снежинки. Ветер дует, а снежинка кружатся. Выдыхаем долго и медленно. Воспитатель: А теперь давайте сядем и поработаем за столом с буквами -Ребята скажите чем отличаются звуки от букв? -Звуки слышим и произносим, а буквы видим , читаем и пишем. -Я буду называть звуки вы будете выкладывать буквы. (А,О,У,И,М,Р,К,П) -Какие бывают звуки? (Согласные и гласные) -Ребята в письме есть ребус, нам надо составить слово по первым звукам. Что здесь нарисовано? (Зонт,Игла,Мишка,Айболит) -Какое слово получилось? (Зима) -Разделите слово «зима» на слоги? (2 слога) -Сколько всего звуков в слове? (4) -Какой первый звук? (з-согласный ,мягкий) -Какой второй звук? (и-гласный)) -Какой третий звук? (м-согласный) -А четвертый звук?(а-гласный) -Сколько гласных звуков? (И,А) -Сколько согласных звуков в этом слове?(З,М) -Ребята давайте составим предложение со словом зима.(Зимой очень холодно. Зима чудесное время года.Зимой солнце светит но не греет.) -Ребята сейчас поиграем в игру «Зима хорошо или плохо?» А скажите Зимой-хорошо Почему? Зима - «хорошо», потому что: - много снега, можно лепить снеговика; - снег покрывает землю и защищает растения от мороза; - деревья имеют возможность отдохнуть; - можно кататься на санках, лыжах, коньках; - зима дарит нам весёлые новогодние праздники; - Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки. Зима – «плохо», потому что: - снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи; - скользко, можно упасть; - холодно, морозно; - можно простудиться и заболеть; - выпадает много снега, и машины застревают
|
III. Итог
| - Ребята молодцы! Я вас хвалю, вы все очень старались.Погладьте себя по голове. Очень много рассказов о зиме писали писатели. А поэты воспевали о прекрасном времени года.А сейчас ребята прочитаем отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима» Иван Суриков Зима Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, Солнце светит мало, — Вот пришли морозцы — И зима настала.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zhanny.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский садик №12 «Жемчужинка»
(ГКДОУ д/с №12 «Жемчужинка»)
Открытое занятие по развитию речи
в старшей группе
Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»
Воспитатель: Бугибаева Л.И
2024год
Тип ОД: обобщающее.
Направление: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организаций: групповая.
Форма проведения: перессказ рассказа.
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ.
Задачи приоритетной образовательной области:
- Учить детей рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа.
- Учить составлять описательный рассказ по картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения, используя полученные ранее знания и представления.
- Развивать связную речь, речевой слух, мышление, восприятие, творческое воображение.
- Учить проводить звуковой анализ слов, составлять слова и читать.
Задачи интегрируемых областей:
- Познавательное развитие: Обобщить знания детей по теме «Зима»
- Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе.
- Физическое развитие: Развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.
Предпосылки учебной деятельности:
Формировать навыки учебной деятельности, умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная. Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал:
• Письмо, цветная бумага, картинки о зиме,ребус, буквы, аудиозапись звуков природы, музыкальное сопровождение
Раздаточный материал: буквы, картинки «зима»
Предварительная работа:
• беседа о зиме,
• чтение рассказов о Незнайке, стихов о зиме
• заучивание физминутки, стиов о зиме,
• слушание звуков природы.
Приемы руководства деятельностью детей:
• Для постановки целей и мотивации деятельности: проблемные вопросы, создание игровой ситуаций.
• Для активации деятельности детей в процессе ООД: сюрпризный момент.
• Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности детей (приветствие «Доброе утро», физминутка, скороговорка, работа с буквами).
• Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.
• Словарная работа: снегоуборочная машина, зимующие птицы
• Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе.
Методы и приемы:
- Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
- Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.
- Словесный: чтение, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение.
- Наглядно-демонстрационный: совместное исполнение движений, картинки, игрушка кошка, шляпа.
- Практический: игры и игровые упражнения.
- Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
- Рефлексия: метод пяти пальцев.
Технология, используемые в ООД:
- Технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации.
- Здоровьесберегающие образовательные технологий:
• технологии сохранения и укрепления здоровья: двигательные упражнения.
• технология обучения ЗОЖ: физминутка,
• Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка.
Образовательная деятельность
Этапы деятельности | Содержание |
I.Организационный этап. 1.Коммуникативная игра - приветствие «Доброе утро!» Настрой на работу. 2.Сюрпризный момент. Письмо | Дети стоят на ковре в кругу. - Солнце на небе проснулось Нам, ребята, улыбнулось. Глазки крепко закрываем Ручки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем. - А сейчас давайте откроем глазки. Повернитесь лицом к соседу улыбнитесь и скажите ему: я желаю тебе добра если тебе будет трудно, я помогу. Ребята, слышите, кто то в дверь стучится. Давайте посмотрим, кто там. - Это старшая группа? Дети: Да. - Вам письмо. Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? (открывает и читает письмо) Дорогие друзья! Отправляю Вам письмо с надеждой, что вы мне поможете. Как то я нашел вот эти разноцветные листочки и картинки. И ничего не смог придумать. Помогите мне со всем этим разобраться. Ваш друг, Незнайка. А кто такой Незнайка, ребята? Дети: он живет в цветочном городе, его так назвали, потому что он ничего не знает. |
II. Организационно - поисковый этап. 1.Вопросы
2. Разминка 3. Рассказ педагога о картине 4. Рассказы детей 5.Физминутка «Ветер и снежинка» 6.Работа за столом. (работа с раздаточным материалом) 7.Дид.игра «Хорошо или плохо» | Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти листочки? Дети: четыре времени года. Весна - земля просыпается и травка появляется. Красный – это лето, все яркое и красное. Желтый – осень золотая. Белый – это зима. Воспитатель: Здесь еще картинки. К какому времени года мы можем их отнести? Почему вы так решили? Давайте составим для Незнайки картину и расскажем о ней. А какой фон выберем для нашей картины? (дети выкладывают картину) Какая замечательная картина получилась. Вам нравится картина? Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей) Воспитатель: Давайте проведем небольшую разминку. - После какого времени года наступает зима? (После осени) - Чем зима отличается от других времен года? (Зимой бывает снег, холодно, лепят снеговика из снега и.т.д) - Как называется явление, когда идем сильный снег? (снегопад). - Почему птиц называют зимующими? (не улетают в теплые края, остаются зимовать) - Как называется машина, которая чистит снег? (снегоуборочная) Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте мой рассказ о картине. Слушайте внимательно, потому что потом вы будете составлять свои рассказы о зиме. Рассказ педагога. В Байконуре зима.У нас настоящая зима. Зима морозная, снежная, холодная, веселая, нарядная. Солнце светит но не греет, вся земля под снегом, деревья спят, люди в теплой одежде, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика им хорошо и весело. Птицам зимой холодно и голодно, но птицы не боятся холода им страшен голод, голодная птица быстрее замерзает. Лисе и волку трудно найти себе добычу потому что многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей ,заяц сменил серый мех на белый. Ах, хорошо зимой. - Да, ребята зима-чудесное время года. Воспитатель: А теперь, ребята, мы хотим послушать вас (рассказы детей) Воспитатель: Молодцы, старались, красиво рассказали. А чей рассказ о зиме вам понравился больше всего? Почему? Воспитатель: Ребята, вы составили замечательные рассказы и помогли Незнайке. Физминутка Сейчасмы с вами поиграем. Мальчики будут изображать ветер, а девочки – снежинки. Ветер дует, а снежинка кружатся. Выдыхаем долго и медленно. Воспитатель: А теперь давайте сядем и поработаем за столом с буквами -Ребята скажите чем отличаются звуки от букв? -Звуки слышим и произносим, а буквы видим , читаем и пишем. -Я буду называть звуки вы будете выкладывать буквы. (А,О,У,И,М,Р,К,П) -Какие бывают звуки? (Согласные и гласные) -Ребята в письме есть ребус, нам надо составить слово по первым звукам. Что здесь нарисовано? (Зонт,Игла,Мишка,Айболит) -Какое слово получилось? (Зима) -Разделите слово «зима» на слоги? (2 слога) -Сколько всего звуков в слове? (4) -Какой первый звук? (з-согласный ,мягкий) -Какой второй звук? (и-гласный)) -Какой третий звук? (м-согласный) -А четвертый звук?(а-гласный) -Сколько гласных звуков? (И,А) -Сколько согласных звуков в этом слове?(З,М) -Ребята давайте составим предложение со словом зима.(Зимой очень холодно. Зима чудесное время года.Зимой солнце светит но не греет.) -Ребята сейчас поиграем в игру «Зима хорошо или плохо?» А скажите Зимой-хорошо Почему? Зима - «хорошо», потому что: - много снега, можно лепить снеговика; - снег покрывает землю и защищает растения от мороза; - деревья имеют возможность отдохнуть; - можно кататься на санках, лыжах, коньках; - зима дарит нам весёлые новогодние праздники; - Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки. Зима – «плохо», потому что: - снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи; - скользко, можно упасть; - холодно, морозно; - можно простудиться и заболеть; - выпадает много снега, и машины застревают |
III. Итог | - Ребята молодцы! Я вас хвалю, вы все очень старались.Погладьте себя по голове. Очень много рассказов о зиме писали писатели. А поэты воспевали о прекрасном времени года.А сейчас ребята прочитаем отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима» Иван Суриков Зима Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Божьи дни коротки, Солнце светит мало, — Вот пришли морозцы — И зима настала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»
Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
В материале представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для воспитанников старшей группы, основной целью которого является развитие связной речи. Решаются следу...
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. Тема Составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы - «Зимние забавы».
Цель: обучение детей составлению рассказа по картине с использованием мнемотаблиц....
Конспект открытого занятия по развитию речи "Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки"
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки".Для детей средней группы В рамках проведения...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."
Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...
Конспект занятия по речевому развитию для средней группы.Тема: Составление описательного рассказа по картине «Осень»
Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обучать описывать картину....