Календарно – тематическое планирование учителя – логопеда в подготовительной группе. (Образовательная область «Речевое развитие»)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Якушова Ирина Алексеевна

Предполагаемые результаты:  

Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными  и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

Заучивать и воспроизводить небольшие рассказы;

Составлять связный текст из отдельных предложений;

Досказывать небольшие рассказы, пересказ литературных произведений;

Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее;

Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

Использовать в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.)

Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, и коротких предложений в пределах программы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_v_podgot.gr_.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование учителя – логопеда в подготовительной группе.

(Образовательная область «Речевое развитие»)

На 2018 – 2019 учебный год

  1. Предметное окружение: знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, школьные принадлежности, одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, бытовые приборы, инструменты, транспорт наземный, водный, воздушный, специальная техника. Учить сравнивать знакомые предметы, группировать их по функциональному значению.
  2. Явления общественной жизни.

Закреплять представления о себе, о семье, как части социума, об обязанностях членов семьи. Учить определять степень родства между членами семьи (дочь, внучка и др.) Продолжать знакомить с помещениями детского дома, с профессиями работающих в нем сотрудников.

Знакомить с родным городом, посёлком его достопримечательностями. Знать названия  своего родного посёлка, страны, некоторых рек и городов, столицы нашего государства.

Расширять представления о праздниках: День знаний, День народного  единства, День защитника Отечества, международный женский день, день космонавтики, День Победы, международный день защиты детей. Расширять представления о зимних влечениях, познакомить с зимними и летними видами спорта.  Продолжать знакомить  с трудом взрослых, его содержанием: плотник, столяр, штукатур – маляр, инженер – строитель, кассир, экскаваторщик, библиотекарь, закройщик – модельер, полицейский и т д.

Формировать интерес к различным профессиям. Уточнять  и расширять знания о ПДД. Знакомить с правилами безопасности при использовании инструментов и бытовых приборов. Через практическую деятельность, игры, экскурсии расширять представления о сферах человеческой деятельности (аэропорт, вокзал, аптека, школа, знакомить с культурными явлениями – цирк, музей, театр, кинотеатр, зоогалерея , планетарий

  1. Природное окружение.

Расширять  о многообразии природных явлений, о временах года, о частях суток, днях недели.

Закреплять знания месяцев года, учить определять состояние погоды, изменение в природе, описывать их.

Расширять знания о растительном мире: овощи – фрукты, ягоды, деревья (лиственные, хвойные), грибы, комнатные растения, цветы сада, леса, луга, первоцветы. Продолжать формировать первоначальные представления о строении растений, об условиях выращивания и ухода за ними. Продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, различных климатических зон, их детенышей, домашние животные и их детенышей, зимующие, перелетные птицы, домашние птицы, рыбы и земноводные, насекомые. Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об особенностях поведения, о способах передвижения, о пользе. Знакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными.

  1. Развивать понимание речи.

Слушать и понимать речь взрослых и сверстников. Учить выделять названия предметов одушевленные и неодушевленные предметы, действий (совершенные -  несовершенные формы глаголов), признаков предметов, коротких слов (предлогов). Продолжать формировать  понимание обобщающего значения слов, формировать умение понимать  переносное значение (многозначность слов),  несложные фразеологизмы, простые пословицы, поговорки.

  1. Словарный запас.

Пополнять и активизировать словарь существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий по лексическим темам. Упражнять в употреблении в речи существительных с обобщающим значением, учить дифференцировать обобщающие понятия. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи, родственные слова к заданному слову, подбирать и точно по смыслу использовать синонимы.

  1. Развитие лексико – грамматических средств языка:

Учить использовать в речи порядковые числительные, согласование их с существительными.

Учить изменять существительные по категории падежа, в единственном и множественном числе.

Формировать понимание и навык употребления дифференцированных предлогов по  лексическим значениям (на, с, в, из, под, над), употребление сложных предлогов: из – за, из – под, между.

Развивать навыки употребления существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Закреплять навыки согласования существительных с прилагательными, числительными в роде и числе. Образовывать косвенные падежи существительных.

Формировать навыки согласования личных местоимений с глаголами.

Образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные с помощью суффиксов.

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности – неодушевленности. Исходя из этого обоснования, задавать вопросы: Кто это? Что это?

Учить подбирать существительные к слову – действию и к слову – определению.

Учить навыку использования в речи качественных прилагательных, а так же понимать и употреблять в речи некоторые качественные прилагательные в сравнительной степени.

  1. Связная речь:

Расширять объем предложений за счет введения однородных дополнений,  определений и глаголов.

Составлять предложения из слов, данных в  начальных формах (именительный падеж, неопределенная форма глагола) то есть работать с деформированной фразой, например: пастух – стадо – пасти.

Составлять сложные предложения со значением противопоставления (союз А), а так же с целевыми, временными, причинными конструкциями: когда, почему, зачем, если, то.

Заучивать и воспроизводить стихи,  потешки,  чистоговорки, считалки, небольшие рассказы.

Составлять связные тексты из отдельных предложений.

Составлять рассказы – описания предметов по схеме , плану.

Досказывать небольшие рассказы, пересказывать известные сказки, литературные произведения в соответствии с программой.

Закреплять навыки ведения диалога: умение адекватно отвечать на вопросы короткой фразой и сложным предложением, а так же самостоятельно формулировать вопросы.

            Упражнять в составлении рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картин, в досказывании рассказов из коллективного опыта.

 Предполагаемые результаты:  

Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными  и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

Владеть элементарными навыками диалогической речи;

Заучивать и воспроизводить небольшие рассказы;

Составлять связный текст из отдельных предложений;

Досказывать небольшие рассказы, пересказ литературных произведений;

Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее;

Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

Использовать в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.)

Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, и коротких предложений в пределах программы.

«Ознакомление с окружающим и развитие речи. Развитие диалоговой речи»

Подготовительная группа

неделя

тема

Цель и содержание работы

СЕНТЯБРЬ

2

                                             

                                                     ДИАГНОСТИКА

     

   3

     «День знаний.

Наш детский сад»

Систематизировать представление о детском  саде, его помещениях и профессиях работников детского сада.

Уточнять и расширять словарь по теме: приемная группа, туалетная комната, спальня,  логопеда, прачечная, кухня. Закреплять в речи простые предлоги (на, в, из, около, справа, слева; рядом, между, внутри, снаружи).

Упражнять в образовании относительных прилагательных (пластмассовые, деревянные, резиновые), сложных прилагательных из числительных с существительным (двухэтажный),  в образовании существительных от разных частей  речи (воспитатель, дворник, водитель).

Совершенствовать умение описывать предмет по опорной схеме, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Развитие диалоговой речи: Актуализировать изученные речевые конструкции, используемые в разговоре со знакомым и не знакомым человеком, вежливые формы обращения, приветствия, прощания.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам, находящимся в детском саду.

4

«Овощи. Огород.

Труд взрослых»

Систематизировать и обобщать знания об овощах, уточнять и расширять представление о них.

Обобщать словарь по теме: овощи, огород, грядка, парник, теплица, урожай, кабачок, тыква,  перец, баклажан, редис; зрелый, фиолетовый, розовой, коричневый; срезать, заготавливать, зреть, спеть, кочан, удобрять, срывать.

Упражнять в подборе слов, противоположных по значению, родственных слов, относительных прилагательных томатный, огуречный, тыквенный, кабачковая, овощной; прилагательных, образованных от глаголов соленый, пахучий, квашенная, маринованный. Хранение овощей.

Закреплять умение употреблять в речи простые распространенные предложения с предлогами (на, с, под, в,).

Закреплять умение составлять предложения с союзом а, с однородными членами. Составлять рассказ – описание по опорным схемам. Практическое занятие и готовим овощной салат.

Совершенствовать диалоговую речь, упражнять в инсценировке стихотворений, сказок.

Воспитать гигиенические навыки.

5

«Сад. Фрукты»

Способы произрастания (на земле, в  земле, на деревне). Способы сбора (Выдергивание, срывание).  Ознакомление детей с природным сообществом «Сад» (причинно-следственные связи внутри природного сообщества).

Расширение представлений детей о видах садов, о растениях, их разновидностях, об урожае в лесу.

 Учить детей составлять описательный рассказ о фруктах, выделяя характерные признаки. Продолжать учить детей употреблять существительные во множественном числе, сочетать числительное с существительным.

Продолжать учить детей классифицировать фрукты (Фрукты нашей полосы, фрукты жарких стран).

Воспитание уважения к труду взрослых в саду, на полях, в огороде.

Обогащать словарь по теме: фрукты, сад, ягоды, груша, вишня, черешня, варенье; ароматный, душистый, полезный, сахарный, наливное, румяное яблоко.

                                                   

                                                    ОКТЯБРЬ

1

«Человек. Части тела»

Закреплять представления о себе, строении своего тела, назначении основных частей тел. Показать части тела своего или куклы.

Активировать словарь по теме: Рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, причёска, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, закалка; слушать, смотреть, видеть,.. Длинноволосый, стриженный, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, тёмноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый.

Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в образовании притяжательных прилагательных... в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использовать в речи местоимения мой, моя, мои, родственных слов.

Закреплять умение употреблять в речи простые распространенные предложения с предлогами (на, под, в, около, возле, к, от).

 2

«Осень. Признаки осени.

Перелётные птицы»

Закреплять и систематизировать представление о времени года осень, об изменении погоды в сравнении с летом. Закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с периодами осени. Упражнять в сравнении деревьев и кустарников. Изменение окраски деревьев, кустарников, трав.

Активировать словарь по теме: золотая осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, алый,  багряный; шелестеть, шуршать, моросить, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть; опадать, пожухнуть, жмуриться накрапывать.

Упражнять в образовании относительных прилагательных – берёзовый, еловая, рябиновый.

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; в составлении простых распространенных предложений из 4 – 5 слов по сюжетной картине, в пересказе текста из  4 – 5 предложений с опорой на картинный план. Вводить наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно. Развитие связной речи: развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. (экскурсия в осенний лес).

Воспитывать бережное отношение к природе, учит замечать красоту природных явлений.

Систематизировать и обобщить представление о перелетных птицах: журавли, дикие гуси, дикие утки, ласточки, стрижи, жаворонки. Сходство и различия. Способы построения при перелете (клин, стая, пара, шеренга). Причины отлета. Совершенствовать умение составлять загадки – описания, рассказы – описания по опорной схеме.

Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

3

Моя семья

Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в образовании притяжательных прилагательных папин, мамин, бабушкин, в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использовать в речи местоимения мой, моя, мои, родственных слов.

Закреплять умение употреблять в речи простые распространенные предложения с предлогами (на, под, в, около, возле, к, от). Закреплять представления о себе, строении своего тела, назначении основных частей тел; о своей семье, членах семьи, степени родства, именах и отчествах взрослых в детском доме.

Закреплять понятие о том, что у каждого в семье есть свои обязанности.

Активировать словарь по теме: семья, сын, дочь, родители, внук, внучка; любимый, нежный.

4

«Наша Родина Россия.

Наш край Урал.

Герб, флаг»

Дать детям понятие «Родина», «Отечество» (место, где человек, родился, страна, столица). Название страны (Россия), посёлок (Первомайский), город (Челябинск), столица (Москва).

Познакомить государственными символами России – флаг, герб, гимн.

Уточнить и углубить знания о родном городе, посёлке его достопримечательностях, о составляющих: улицы-дома, тротуар, дорога.

Уточнить и углубить знания о родном городе, его достопримечательностях, об улицах, о составляющих улице – дома, тротуар, дорога. Закреплять умение образовывать множественное число существительных, названия профессий от существительных, родственных слов.

Закреплять умение употреблять в речи простые распространенные предложения с предлогами (у, на, с, в, по, под, из-под, из-за, около). Совершенствовать навык составления рассказа из личного опыта, по серии картин (экскурсия с фотосессией по достопримечательностям посёлка).

Развивать умение делиться со взрослыми и сверстниками своими впечатлениями. Воспитывать любовь к родному городу.

Экскурсия по родному посёлку.

НОЯБРЬ

1

«Домашние животные и птицы их детеныши»

Особенности внешнего вида (величина, цвет шерсти, особенности частей тела). Защита от врагов, способы передвижения. Название детенышей, жилища. Польза для человека. Активировать словарь по теме коровник, конюшня, польза, ухаживать, заботиться, белолобый, быстроногий.

Совершенствовать умения составлять загадки – описания, рассказы – описания по опорной схеме.

Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

2

«Дикие животные Урала (наших лесов) и их детёныши.

Кто как к зиме готовиться»

Систематизировать и обобщить представления о диких животных, их внешнем виде, повадках, жилище, пище, детенышах.

Расширять представления о способе зимовок. Способах добычи корма. Местожительство (логово, берлога, нора, дупло). Изучение смысла образных выражений «Волка ноги кормят», «Трусливый как заяц».

Активировать словарь по теме: лось, логово, берлога, нора, дупло;  хищные, заготавливают, запасают.

3

«Наш быт». Мебель (назначение, части, материалы, профессии)

 Обобщать и расширять знания об основных видах мебели (кухонная, спальная, гостиная) ее назначении, материале. Продолжать знакомство с профессиями – столяр, плотник. Упражнять в распространении предложений однородными членами составлении сложных предложений с союзами чтобы, потому что, со словами сначала, потом. 

Активизировать словарь: мебель, стол (ножки, столешница), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), кресло, табуретка, сервант, буфет, полка.

Слова – действия: покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать.

4

«Транспорт. Правила дорожного движения. Профессии на транспорте»

Уточнять ПДД – переход дороги по сигналу светофора, по переходу «зебра», подземные переходы, основные дорожные знаки.

Активировать словарь по теме: машина, автобус, трамвай, троллейбус, самолет, корабль, вертолет, лодка, остановка, вокзал, аэропорт, билет, гараж, электричка, самосвал, такси, ехать, плыть, отчаливать, тормозить, быстрый, скорый, пассажирский, воздушный, морской.

Рассмотреть картины: железнодорожный вокзал, аэропорт, речной порт.

Обобщать знания о транспорте и его вида. Упражнять в правильном названии частей транспортного средства. Уточнять и обогащать словарь по теме: наземный, подземный, водный, воздушный, пассажирский, грузовой, железнодорожный, пассажир, пешеход, переход, светофор, перевозить, управлять, доставлять.

Экскурсия на ул. Мира, рассмотреть какие бывают виды транспорта в посёлке.

                                                         

                                                    ДЕКАБРЬ

1

«Зимушка – зима. Признаки зимы»

Обобщить знания о времени года зима, название месяцев, о зимних явлениях природы. Активизировать словарь по теме: зима, декабрь, январь, февраль, метель, вьюга, мороз, гололед; морозный, искристый, трескучий, снежный; сковывает, кружится, завывает, заметает, трещит; снегопад, стужа, покрывать, стыть, леденеть.

Формировать умение рассуждать, делать выводы при сравнении времен года, устанавливать причинно – следственные связи между характером погоды, времен года, поведением людей, животных и птиц.

 Учить подбирать родственные слова, слова, противоположенные по значению.

Упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке; зимнего пейзажа.

Учить замечать красоту природных явлений. Воспитывать чувствительность к живой и неживой природе.

2

«Зимующие птицы»

Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Подводим к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями. Употреблении приставочных глаголов движения – летел: - прилетел, под  – , пере  –, об – , за – , у  –.

Активизировать словарь по теме: ворона, дятел, синица, сорока, воробей, снегирь, голубь, клест,  кормушка,  красногрудый,  каркать, чирикать, нахохлиться, перелётные.

Совершенствовать умение составлять описательный рассказ о птицах, по сюжетной картинке. Упражнять в отгадывании загадок.

Развитие связной речи: совершенствовать составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана: по серии картин, по картине.

Воспитывать желание заботиться о птицах.

3

«Одежда, обувь, головные уборы»  

Уточнять и расширять представление о зимней одежде, обуви, головных уборах, углублять представление о материале, из которого они сделаны; о способах ухода за предметами одежды и обуви.

Закреплять в речи обобщающие понятия одежда, обувь, головные уборы, учить классифицировать предметы, исключать лишнее.

Активизировать словарь по теме:  зимняя одежда. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употреблять уменьшительно – ласкательную форму существительных. Упражнять в подборе глаголов, качественных и относительных прилагательных к существительному.

4

«Новогодний калейдоскоп»

(Новый год, праздник елки. Хвойные деревья).

Знакомить детей, о предназначении деревьев (красота, тень, прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина).

Уточнять и расширять знания о новогоднем празднике, его атрибутах. О хвойных деревьях: елка, ель, сосна.

Активизировать словарь по теме: карнавал, хоровод, гирлянда, бусы, Снегурочка, дед Мороз; новогодний, шумный, радостный, разноцветный, праздничный, елочные, блестящие стеклянные; наряжать, украшать, поздравлять, выступать, дарить, ель, сосна, хвойные, сосновый, еловый.

Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных, употреблять в речи существительные единственного и множественного числа.

Закреплять умение употреблять в речи простые распространенные предложения с предлогами (на, под, в, около, возле, к, и).

Учить составлять рассказ из 4-5 предложений о новогоднем празднике по сюжетной картине, с последующим объединением их в связный рассказ. Продолжать учить пересказывать диалоги, разыгрывать инсценировки о зиме, о Новом годе.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Воспитывать любовь к природе.

ЯНВАРЬ

1

«В гостях у сказки. Зимние забавы, развлечения. Спорт»

Обобщить и систематизировать знания о времени года – зима, зимних явлениях природы.

Уточнять и расширять представления о зимних развлечениях.

Активизировать словарь по теме: хоккей, ворота, вратарь, снежки, катание, лыжи, санки, коньки, ледянки, лед, горка, каток, лыжник, лыжня, снеговик, ком; снежный, липкий, ледяной скользкий, зимний; замерзать, морозить, скользить, скрипеть (о полозьях), хрустеть (о снеге).

Закреплять и активировать в речи слова, родственные к: снег, зима, лед.

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в  изменении глаголов во времени – катается, катался, будет кататься; использовании приставочных глаголов – лепить, слепить, прилепить.

Закреплять умение употреблять в речи простые распространенные предложения с предлогами (на, с, в, по, под, из-под).

Упражнять в распространении предложений однородными членами составлении сложных предложений с союзами: чтобы, потому что, со словами сначала, потом.

Учить пересказывать текс описательного характера, составлять рассказы о зиме и зимних забавах.

Развивать общую координацию движений, умение выразительно выполнять в играх-имитациях.

Воспитывать умение работать в коллективе.

2

«Времена года. Календарь»

Закреплять знания о последовательности календарных месяцев, смене времён года и сезонных изменениях; закреплять представления устанавливать причинно – следственные связи; закрепить знания о дате своего рождения.  Закреплять понятия: год – как отрезок времени, январь – начало года, но середина зимы, в году 12 месяцев.

Обогащать словарь: настенный, перекидной, ежедневный,  отрывной, карманный, настольный, подарочный, астрологический, лунный, календари. Дать понятие, что календарь обозначает дни, месяцы и год, в котором мы живём. Календарь – это модель времени.

Учить последовательно называть дни недели, месяцы. Дать понятия о том, что утро, день, вечер, ночь – составляют сутки.

Ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, впереди, за, между, рядом. 

Рассмотреть прибор времени – часы (песочные, настенные, карманные, электронные, будильник, настольные, наручные, цветочные, солнечные).  

                                                     

                                                   ФЕВРАЛЬ

1

«Маленькие исследователи»

Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, накопление «багажа» исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира, мыслительными операциями. Формирование представлений о целостной «картине мира», осведомленности в разных сферах жизни. Развитие самостоятельности, инициативности, расширение кругозора. Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности. 

 Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Обогащать словарь: энциклопедия, эксперименты, опыты, оборудование: лупа, микроскоп.

Уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки. Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Развитие у детей исследовательской активности, умений организовывать эксперимент и получать результат.

2

 «Посуда (виды, материалы). Продукты питания)»

Обобщать и расширять представления о посуде, ее частях, видах, назначении, о материале из которого она изготовлена. Уточнять представления об уходе за посудой.

Активировать словарь по теме: стакан – кружка, тарелка – блюдце, кофейник – чайник, супница – кастрюля, ковш – дуршлаг, ложка – поварешка, поднос, сковорода, молочник, масленка, самовар, чайная, столовая, кухонная, глубокая, мелкая, стеклянная, пластмассовая, фарфоровая, грязная, чистая, острый, тупой, наливать выливать, разливать, ставить, поставить, переставить, готовить, мыть, разбивать, покупать.

Уточнять названия и назначение схожих предметов посуды.

Учить образовывать существительные по признаку назначения предмета – молочник, хлебница, сахарница, конфетница, салатница, супница, масленка.

Дать понятие, что такое продукты, определить, какие продукты жизненно необходимы.

Обогащать и активировать словарь по теме: молочные, мясные, мучные, готовить, жарить, варить, печь.

Бытовые электроприборы: холодильник, стиральная машина, плита, микроволновая печь, печь, электрический чайник.

Упражнять в употреблении простых предлогов – в, на, из, с.

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в роде, числе, падеже.

Упражнять в составлении предложений с однородными членами (…, …, …, - это чайная посуда).

Совершенствовать умение составлять рассказ – описание предметов посуды. Составлять и отгадывать загадки о посуде.

Развивать вкусовые ощущения.

Воспитывать уважение к труду повара. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

3

«Профессии. Инструменты».

Профессии в посёлке; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии.

.

Закреплять понятия инструменты, активизировать словарь по теме: молоток, топор, отвертка, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, тиски, забивать, рубить, пилить, откручивать, шить, резать, сгребать, копать и т.д.

Образование существительных от глаголов: учит – учитель, строит – строитель, воспитывает, водит, грузит, продаёт, варит, убирает, танцует, поёт, летает. 

Подбор подходящих по смыслу определений: Лётчик какой? – храбрый, смелый. Учитель какой? – умный, добрый. Водитель какой? – внимательный, осторожный, Грузчик какой? – сильный, могучий. Строитель какой? – умелый, ловукий. Врачкакой? – старательный, добрый. Танцовщица какая? – талантливая, красивая, интересная. Воспитательница какая? – добрая, весёлая, умная.   

Формировать навыки словообразовании. Закреплять названий профессий: На тракторе работает тракторист. На поезде ...машинист, на машине, на корабле, на самолёте, на экскаваторе, на трамвае, на кране, на ракете. 

Развитие связной речи. Составление рассказа «Кем хочешь быть?» Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам (Ф.И.О. мамы (папы). Где работает и кем? Эта профессия мужская или женская? Назовите атрибуты профессии. Где работает – на улице или в помещении? С кем работает или с чем (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)).

4

 «День защитника отечества».

 Военные профессии. Наша Родина – Россия.

Дать детям понятие «Отечество», «Родина», «Защитник». Расширять и закреплять знания об армейских профессиях, о государственном празднике – День защитника отечества, о роли Российской армии.

Активировать словарь по теме: летчик, пограничник, разведчик, моряк, танкист, каска, пилотка, фуражка, шинель – пальто, гимнастерка – рубашка; смелый, отважный, храбрый; стрелять, защищать, охранять, солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, герой, отвага, противник, предатель, драться, сражаться, сопротивляться, храбрый, мужественный, отважный, трусливый.

Закреплять умение грамматически правильно употреблять прилагательные и числительные в сочетании с существительными. Закрепить умение отвечать на вопросы предложениями, составлять рассказы по серии сюжетных картин заучивать стихи о защитниках Отечества.

Воспитывать патриотические чувства.  

                                                 

                                                    МАРТ

1

«Международный женский день 8 марта. Профессии женщин»

Расширять знания о семье, профессиях, о месте работ женщин.

Активировать словарь по теме: портниха, артистка, воспитатель, учитель; ласковая, трудолюбивая, заботливая, нежная; любить, беречь.

Упражнять в образовании названий профессий с помощью суффиксов – иц, - их, - к, подбирать родственные слова, качественные прилагательные, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить согласовывать названия профессий с личными местоимениями.

Совершенствовать умение использовать сложные слова, объясняя их образование: темноволосая, кареглазая.

Воспитывать любовь и уважение к воспитателям, педагогам умение выражать свои чувства словами и делами.

2

«Откуда хлеб пришёл»

Последовательность производства хлебных изделий: зерно – колос – уборка – мука – тесто – хлеб.

Машины, участвующие в процессе производства хлеба (комбайн, мукомольная, тестомешалка, печь).

 Профессии людей (шофер, комбайнер, хлебороб, мельник, пекарь, продавец). Пословицы: «Нету хлеба – нет  обеда».

«Плох обед, когда хлеба нет». Учить образовывать относительные прилагательные: пшеничный, мучной, ржаной и др. Речевую  связную речь через составление рассказов по серии сюжетных картин.

3

«Игрушки. Народные промыслы»

Знать названия игрушек, их отличительные признаки, составные части. Как можно играть той или иной игрушкой; Из чего сделана игрушка; классифицировать игрушки по ведущим признакам, описывать их. Выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними. Активировать словарь по теме (названия, признаки и действия).

Названия: игрушки разных видов – сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игрушки – развлечения, спортивные, театрализованные, народные, самоделки, их части. Признаки:  форма, цвет, величина, качество, материал (мяч – круглый, резиновый, большой, яркий, спортивная игрушка; Петрушка – озорной, смешливый, милый, разговорчивый, как живой, яркий,, театрализованная игрушка).

Действия: бросать, катать, ловить, разбирать, конструировать, собирать, складывать, кормить, укладывать спать, гулять, показывать театр, прыгать, скакать, убирать, ехать, плавать и т.д.). Отгадывание загадок об игрушках.

4

«Дом и его части. Безопасность дома»

(строительные профессии, инструменты).

«Комнатные растения»

Показать и назвать части дома: крыша, потолок, стены, пол, двери, комнаты, этажи, лестница, ступеньки, лифт, окна, балкон, лоджия, подъезд, фундамент, многоэтажный, кирпичный, блочный, деревянный, высотный,  

Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, покупают, ломают, разрушают, ремонтируют, красят, сваривают, моют, украшают, наряжают и т.д. 

Образование отымённых прилагательных: треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая.

Знать профессии строителей: каменщик, плотник, маляр, сварщик, сантехник, электрик, крановщик, кровельщик, стекольщик, экскаваторщик

Систематизировать и расширить представление о комнатных растениях, их частях, в которых растут комнатные растения: алоэ, кактус, бегония.

Активировать словарь по теме: щучий хвост, аспарагус, фиалка, хлорофитум, корень, стебель, лист, цветок, тепло, солнце, вода, воздух, земля, сочный, зеленый, влажный, хрупкий, поливать, протирать, подкармливать, пересаживать, рассада, развесистый, пышный, цветущий, полезный, рыхлить, вянут.

Учить сравнивать растения, находить сходства и отличия.

Развивать навыки связной речи: отвечать на вопросы простым распространенным или сложным предложением, составлять рассказы – описания.

Развитие связной речи: совершенствовать навыки пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.

Формировать умение ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

5

«Животные Севера и Юга»

Уточнить представления детей о животных жарких стран: внешний вид, характерные особенности, частях тела, повадках, образе жизни.

Активировать словарь: зоопарк, лев, слон жираф, зебра, носорог,  крокодил, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, пустыня, Африка, джунгли, Австралия, кенгуру, охотиться, прятаться, прыгать, лазать, бежать, убегать, пастись, опасаться, защищаться; полосатый, пятнистый, быстроногий, сумчатый, выносливый.

Познакомить с названиями детенышей животных жарких стран и детёнышей животных севера.

Упражнять в образовании сложных слов, притяжательных прилагательных, в подборе существительных к прилагательным, в образовании приставочных глаголов.

Формировать представления о животных севера, их внешнем виде, частях тела, повадках, поведении, образе жизни и их способности приспосабливаться к этим условиям.

Активизировать словарь по теме: север, белый медведь, морж, пингвин, тюлень, северный олень, песец, полярная сова, альбатрос; мохнатый, пушистый, огромный; мчаться, спасаться, добывать, хватать, реветь, рычать.

Упражнять в использовании глаголов, обозначающих способы передвижение животных, глаголов, образованных от звукоподражаний, приставочных глаголов.

Закреплять умение употреблять в речи простые распространенные предложения с предлогами (на, с, в, по, под, из-под, из-за).

Упражнять в распространении предложений однородными членами составлении сложных предложений с союзами чтобы, потому что.

Развитие связной речи: учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

Воспитывать познавательный интерес к новому материалу.

     

                                                     АПРЕЛЬ

1

«Цирк. День смеха (цирковые профессии)»

Обогащение знаний детей о цирковом виде искусства (цирковых профессиях, животных, работающих в цирке, труде эквилибристов, акробатов, канатоходцев, воздушные гимнасты). Развитие интереса к познавательным развлечениям, интереса к цирковому виду искусства, расширение эмоционально-чувственного опыта детей. Расширение эмоционально – чувственного опыта детей, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении; побеседовать о правилах поведения в цирке и театре; побеседовать о пользе юмора, смеха для здоровья ребенка. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, развивать их речь.

 Расширять знания детей о профессиях людей работающих в цирке (иллюзионист, клоун, дрессировщик – тигров, лошадей, собак и других животных и птиц). Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением артистов цирка.

Активировать словарь по теме: цирк, арена, купол, фокус, волшебник, афиша, билеты, зрители, представление: весёлое, цирковое,

Подбор прилагательных: люди, работающие в цирке – сильные, гибкие, пластичные, смелые, решительные, терпеливые, отважные, добрые и т.д. Своим трудом они доставляют зрителям радость, веселье и хорошие настроение. Дрессированные животные понимают и любят своего хозяина – друга, выполняют его требования.

2

День космонавтики»

Обобщать и систематизировать знания детей о космосе. Рассказать о Ю. Гагарине. Активизировать словарь по теме: Земля, луна, солнце, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, скафандр, телескоп, астроном, лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, солнечный, лунный, земной, звездный, искусственный, межпланетный.

Учить составлять описательный рассказ по вопросам из 4 – 5 предложений. Экскурсия в планетарий (по возможности).

Совершенствовать умение пересказа текстов по картинному плану. Воспитывать патриотические чувства.

3

«Весна. Признаки весны»

Обобщить знания о времени года весна, о весенних явлениях природы. Закреплять названия весенних месяцев. Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (нарастании продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, первоцветов), изменений в жизни животных.

Активизировать употребление в речи глаголов, лексических единиц по теме. Экскурсия в парк.

Активировать словарь по теме: весна, март, апрель, май, оттепель, подснежник, мимоза, ручьи, проталины, ледоход, капель, рыхлый, темный, набухать, тает, оседает.

Формировать умение рассуждать делать выводы при сравнении времени года.

Учить подбирать однокоренные слова; слова противоположенные по значению. Учить замечать красоту природных явлений. Воспитывать чувствительность к живой и неживой природе.

4

«Волшебница вода. Рыбы»

Обобщать и систематизировать знания об аквариумных рыбках, их строении, образе жизни, уходе за аквариумом.

Формировать представления о речных рыбах, месте и условиях их обитания (свет, тепло, чистая вода, воздух, корм), отличительных признаках.

Учить правильно, называть части тела рыбы – туловище, голова, хвост, плавники. Упражнять в сравнении рыб, находить сходство и отличия.

Активизировать словарь по теме: речные рыбы, карп, карась, сом, щука, окунь, омуль, хариус, аквариум, сачок, водоросли, рыбак, удочка, уха, икра, усы; скользкий, прозрачный, глубокий, блестящий; плавать, ловить, клевать, кормить, прятаться.

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образовании множительного числа существительных, в образовании и употреблении в речи приставочных глаголов. Учить составлять описательный рассказ по вопросам из 4 – 5 предложений. Совершенствовать умение пересказа текстов по картинному плану.

Развитие диалогической речи: закреплять умение задавать вопросы и отвечать на них, поддерживать тему разговора. Воспитывать познавательный интерес к обитателям водоемов.

МАЙ

     

    1

«День Победы»

Расширить предложения о государственном празднике – Дне Победы, о Москве – главном городе, столице России.

Вспомнить государственные символы России – флаг, герб, гимн.

Продолжать знакомить с родным посёлком, его достопримечательностями –  мемориал Победы «Танк», Почётный караул (экскурсия). Возложить цветы к мемориалу.

Расширять и обогащать словарь по теме: Война, победа, парад, Вечный огонь, Москва, столица, Россия, страна, Родина; побеждать, гордиться, беречь.

Учить подбирать качественные прилагательные, глаголы к существительным.

Развитие диалогической речи. Закреплять умение обращаться с просьбой, приглашением, выражать сочувствие, одобрение, согласие, несогласие.

Воспитывать у детей патриотические чувства.

2

«Школьные принадлежности»

Закреплять знания о школьных принадлежностях; поупражнять в составлении загадок; развивать сенсорные навыки.

Согласование числительных с существительными (счёт от 2 до 5). «Что положить в портфель» – 2 линейки, 5 карандашей, 3 ручки, 4 учебника, 2 тетради и т.д.

Образование существительных женского рода: умник – умница, ученик – ученица, учитель – учительница, отличник – отличница, двоечник, троечник, хорошист, скромник, первоклассник, проказник, школьник, озорник –...

Подбор родственных слов: писать письмо, пишу, писатель, списать, записки, переписывать, подпись; читать – читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня; учить – учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учёба, учащиеся. 

Образование сравнительной степени прилагательных от наречий: В детском саду хорошо, а в школе ... лучше. В ..., а в школе интереснее, приятнее, просторнее, замечательнее, прекраснее... (Докончи предложение).

3

«Насекомые. Цветы»

Закреплять и систематизировать представления  о насекомых.

Польза и вред насекомых. Строение тела, способы питания и размножения.

Активизировать словарь по теме: жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, гусеница, яйцо, личинка, шмель, бабочка; летать, виться, откладывать, жужжать, звенеть, быстрый, трудолюбивый, звонкий, яркий, проворный, дружный.

Совершенствовать умение составлять загадки – описания, рассказы – описания по опорной схеме.

Упражнять в образовании уменьшительно – ласкательной формы существительных.

Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

4

«Лето. Признаки лета»

Знать названия летних месяцев; наблюдения за изменениями природы летом; поведение животных и их детёныши; обилие насекомых; дары леса, поля, огорода и сада; летние забавы детей и взрослых.

Подбор прилагательных к слову ЛЕТО: жаркое, тёплое, знойное, холодное, сырое, замечательное, красное, зелёное, весёлое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

Подбор глаголов: отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются. 

Составление предложений с предлогами: над, между, из – за, около по предметным картинкам. (Над цветком летает бабочка.  Между деревьями растёт куст.  Из – за дерева выглядывает мальчик. Около муравья ромашка и дерево. и т.д.).

Усваивание категории родительного падежа множественного числа. «Букет цветов» – Я нарву букет ромашек, роз, колокольчиков, одуванчиков и т.д.

ДИАГНОСТИКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Пересказ рассказа"Купание медвежат" подготовительная группа образовательная область- речевое развитие

Конспект организованной образовательной деятельностиПересказ рассказа"Купание медвежат"подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята» подготовительная группа образовательная область- речевое развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Здесь котята- акробаты,Здесь и клоуны – котята» подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности «Магазин игрушек» подготовительная группа образовательная область- речевое развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Магазин игрушек» подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР

В публикации представлено календарно-тематическое планированиеучителя-логопеда  для детей подготовительной группы С ЗПР....

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений (образовательная область - познавательное развитие) во второй группе раннего возраста

Календарно-тематическое  планирование  по  формированию элементарных математических представлений  (образовательная область  - познавательное развитие) во второй  группе ...

Календарно - тематическое планирование по Формированию целостной картины мира, Образовательная область " Познавательное развитие" во второй младшей группе по программе "От рождения до школы" под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т.С.

Аннотация к рабочей программе второй группы раннего возраста Рабочая программа по развитию детей второй группы раннего возраста на 2019 – 2020 учебный год (далее Рабочая программа) разработана в...