Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
В занятии предложены игры которые помогут автоматизировать звук "Ш".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_sh.docx | 682.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Автоматизация звука «Ш».
Задачи:
- Формирование общей, артикуляционной и мелкой моторики.
- Закреплять навык произношения звука «Ш» изолированно, в слогах, словах, фразах, предложениях и текстах.
- Развитие речевого дыхания.
- Продолжать формировать навык чтения.
- Развитие фонематического восприятия.
- Продолжать формировать умение пересказывать тексты.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: коробка с посылкой; схема артикуляции звука; карточки для артикуляционной гимнастики; предметные картинки для игр; картинка для пересказа текста.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Здравствуй…… имя ребёнка! К нам пришла посылка. Давай посмотрим, что в ней. Открывают посылку, а там воздушный шарик.
Логопед: Какой звук я выделила?
Ребёнок: Звук «Ш».
Логопед: А что ты можешь сказать про этот звук? Какой он?
Ребёнок: Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука «Ш» губы немного округлены и выдвинуты вперёд, а язык в форме чашечки, находится за верхними зубами. Воздушная струя – тёплая.
- Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
«Чашечка».
Широко открой ты ротик -
Язычок в форме чашки положи.
И его так подержи.
«Змейка».
Язычок мой превратился в очень длинную змею,
Вам её покажу и под счёт подержу.
«Птенчики».
Широко открой роток,
Покажи свой язычок.
«Вкусное варенье».
Утром ела я варенье – замарала губки,
Сейчас их надо облизать и варенье с них убрать.
Автоматизация изолированного звука «Ш».
Ребёнку предлагаются картинки с изображением гуся и змеи. Ребёнка просят показать: Как шипит змея? Как шипит гусь?
Развитие речевого дыхания. Игра «Змейка».
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука «Ш».
Ход игры: Логопед предлагает ребёнку поиграть в змейку. Игра проводится на ковре. Вылезла змейка из норки и греется на солнышке. Змея шипят: «Ш» - «Ш» - «Ш». Логопед напоминает ребёнку, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука «Ш» добирать воздух нельзя.
Автоматизация звука «Ш» в слогах. Игра «Шляпа».
На картинке нарисованы шляпы, под ними написаны слоги. Ребёнок должен прочитать все слоги и выбрать шляпы, под которыми написан слог «ШИ», обвести эти шляпы в круг.
Автоматизация звука «Ш» в словах. Игра Слово рассыпалось».
Ребёнок читает слоги, составляет из них слова, а помогут ему картинки.
Ка, шап – шапка;
Душ, по, ка – подушка;
Ка, мыш – мышка;
Дыш, лан – ландыш;
Ши, ма, на – машина;
Ба, шу – шуба;
Ка, кош – кошка.
Физкультминутка «Прогулка по лесу».
Пошёл я с мишкой в лес гулять,
Ходьба на месте.
Шишки собирать.
Шаг шагнул, увидел шишку,
Ребёнок выполняет один шаг вперёд.
Вправо пошёл шесть шишек нашёл,
Ребёнок выполняет несколько шагов вправо.
Влево пошёл ничего не нашёл.
Ребёнок выполняет несколько шагов влево.
Автоматизация звука «Ш» во фразовой речи. Игра «Скажи какой, какая?».
Ребёнку предлагаются картинки: кошка, мышка, мишка, шапка, шар.
Кошка пушистая;
Мышка шустрая;
Мишка плюшевый;
Шапка шерстяная;
Шар воздушный.
Развитие фонематического слуха. Игра «Найди правильное слово».
Это фыфка?
Это хышка?
Это фышка?
Это шишка?
Это хыхка?
Это шишка?
Логопед: Какое правильное слово ты услышал?
Ребёнок: Шишка.
Пальчиковая гимнастика «Шишки».
В лес пойду, шишки соберу,
А потом их посчитаю.
Раз, два, три, четыре, пять.
Шишек оказалось пять.
Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу, начиная с большого пальца.
Автоматизация звука «Ш» в предложениях. Игра «Составь предложения».
Рассмотри внимательно картинку и составь по ней предложения, используя как можно больше слов со звуком «Ш».
Автоматизация звука «Ш» в тексте. Рассмотри картинку. Придумай по ней рассказ.
На вешалке висят шубы и шарф. На полке лежат шапка – ушанка, шляпа, шерстяная шапка. На окне висят шторы. Под окном сидит кошка. Возле кошки стоит машинка, воздушный шар и мячик. На полках стоят игрушки: пирамидка, неваляшка, мишка. Девочка Маша играет своей любимой куклой.
- Заключительная часть.
Наше занятие окончено. Какой звук ты старался произносить правильно? За твои старания я дарю тебе воздушный шар. Ты молодец! До следующей встречи!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Домашние задания.
Звук «Ш».
- Рассмотри картинки. Назови их и раскрась красками.
- Определи место звука «Ш» (в начале, в середине и в конце слова).
- Обведи по контуру красным карандашом картинку со звуком «Ш» в начале слова. Обведи в кружок зелёного цвета предмет на звук «Ш» в конце и в кружок синего цвета на звук «Ш» в середине слова.
- Раздели слова на слоги при помощи хлопков.
- Отгадай кроссворд, а помогут тебе в этом картинки.
1. Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт. (Кошка).
2. В лесу одна смешная птица
Весь день поёт: «Ку - ку, ку - ку!»
Ника не может научиться
Петь, как петух: «Ку – ка – ре - ку!» (Кукушка).
3. В середине солнышко,
А вокруг - белые реснички. (Ромашки).
4. Какие ты знаешь цветы для души?
Белые бубенчики - это... (Ландыши).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Дидактический материал.
Тема: Автоматизация звука «Ш».
Схема артикуляции звука «Ш».
Автоматизация изолированного звука «Ш».
Автоматизация звука «Ш» в слогах. Игра «Шляпа».
ША ШУ ШИ ОШ
ШИ АША УШУ ШИ
Автоматизация звука «Ш» в словах. Игра Слово рассыпалось».
Автоматизация звука «Ш» во фразовой речи. Игра «Скажи какой, какая?».
Автоматизация звука «Ш» в предложениях. Игра «Составь предложения».
Автоматизация звука «Ш» в тексте. Рассмотри картинку. Придумай по ней рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме :"Автоматизация звука "с""
Автоматизация звук "с" в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [р] в словах".
Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [р] в словах"....
Конспект занятия по теме "Автоматизация звука Р"
Автоматизация звука Р...
Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука "С".
В конспекте предложены игры, которые помогут автоматизировать звук "С". После занятия предложен весь дидактический материал к играм....
Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука С\'.
В занятии предложены игры, которые помогут автоматизировать звук С' в речи ребёнка....
Конспект занятия на тему: Автоматизация звука З\'.
В занятии предложены игры для закрепления звука З'....
Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука "Ж"
В занятии предложены игры, которые помогут автоматизировать звук "Ж"....