Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука С'.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

В занятии предложены игры, которые помогут автоматизировать звук С'  в речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s.docx448.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука «С’».

Задачи:

  1. Формирование общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.
  2. Развитие речевого дыхания.
  3. Закреплять навык произношения звука «С’» изолированно, в слогах, в словах, фразах, предложениях и тексте.
  4. Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
  5. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  6. Формировать умение отвечать на вопросы и пересказывать текст.
  7. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Оборудование: картинки для выполнения артикуляционной гимнастики; схема артикуляции звука; пособия для игр; картинка для пересказа рассказа; цветок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Добрый день…. имя ребёнка! К нам пришло письмо. Давай посмотрим, что в нём. А здесь загадки давай отгадаем их.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                              (Лось).

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

                             (Гусь).

Логопед перед ребёнком выкладывает картинки – отгадки. Давай назовём, кто изображён на картинках.

Ребёнок: На картинке изображены лось и гусь.

Логопед: Какой звук ты слышишь в конце этих слов?

Ребёнок: Звук «С’».

Логопед: Какой это звук? Что ты знаешь о звуке «С’».

Ребёнок: Звук «С’» – согласный, мягкий, глухой, свистящий.

Логопед: Будем правильно произносить звук «С’» и помнить, что при его произнесении губы в улыбке, кончик языка внизу, но отодвинут от зубов, спинка языка касается нёба, воздушная струя холодная.

  1. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

«Лопаточка».

Широкий язычок на нижнюю губу ты положи,

И под счёт его ты подержи.

«Змейка».

Змейкой язычок ты сложи,

И немного его подержи.

«Качели».

Язычок на качелях ты покачай,

Вверх поднимай и вниз опускай.

«Почистим зубы».

Зубы чистим языком,

Чисто, чисто, чисто.

Упражнение на развитие речевого дыхания. Автоматизация изолированного звука «С’».

     Ребёнку предлагается подуть на цветок, сделанный из бумаги так, чтобы начали шевелиться лепестки, на выдохе произносить звук «С’».

Автоматизация звука «С’» в слогах. Игра «Замени звук «С» на звук «С’».

Ас – ась;

ос – ось;

ус – усь;

ис – ись;

ыс – ысь;

эс – эсь.

Автоматизация звука «С’» в словах. Игра «Большой – маленький» (упражнение в словообразовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов).

Пёс – пёсик;

Нос – носик;

Хвост – хвостик;

Лист -  листик;

Колесо – колёсико;

Лиса – лисичка.

Физкультминутка «Синие лужи весны».

Голубые, синие

Небо и ручьи.

Руки через стороны вверх.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

Приседания.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Прыжки на месте.

Первые проталинки,

Первая трава.

Хлопки в ладоши.

Развитие фонематического слуха. Игра «Четвёртый лишний».

Послушай внимательно слова и выбери слова только со звуком «С’».

Василёк, пион, гвоздика, ноготки;

Аист, цапля, дятел, гусь;

Торт, санки, конфета, апельсин;

Самовар, лисёнок, банан, сумка.

Автоматизация звука «С’» во фразовой речи.

Логопед называет слово, а ребёнку нужно подобрать прилагательное к этому слову. Например, василёк (какой?) - …….красивый. Затем повторить всю фразу.

Лисята (какие?) - ………………. весёлые.

Лес – (какой?) - ………………. красивый.

Селёдка (какая?) - ……………. солёная.

Пальчиковая гимнастика.

Мы в лесу с тобой гуляем,

Васильки мы срываем,

Один василёк, два василька,

Три василька, четыре василька,

Пять васильков.

Из них букет мы соберём,

Его маме отнесём.

Как только начинается счёт, ребёнок начинает сгибать по одному пальцу, начиная с большого пальца.

Автоматизация звука «С’» в предложениях.

Повтори за логопедом и найди соответствующую картинку.

Ся – ся – ся – Вася ловит карася.

Сё – сё – сё – молоко пролили всё.

Сю – сю – сю – дети кашу съели всю.

Си – си – си – едет кошка на такси.

Се – се – се – скачет белка в колесе.

Автоматизация звука «С’» в тексте.

Выделение слов со звуком «С’» из рассказа «Лиса и гусята», ответь на вопросы, перескажи рассказ.

Лиса и гусята.

     Гуси и гусята паслись на поляне. Наелись гуси и гусята и улеглись спать. А тут из лесу лиса. Гуси спят и не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и убегает с ним в лес. Несёт лиса гусёнка своим голодным лисятам. Лисята наелись. Они сыты и довольны.

Вопросы:

  1. Кто гулял на поляне?
  2. Что делали гуси и гусята?
  3. Кто увидел гусят?
  4. Что сделала лиса?
  1. Заключительная часть.

- Какой звук ты старался произносить правильно?

- Какой это звук?

- Что тебе понравилось?

Ты молодец! До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Домашние задания.

Звук «С’».

  1. Игра «Закончи предложение» - скажи дальше о семи котятах.

На скамейке сидят семь котят.

Мы любуемся ...

Вася заботится о ...

Вася дает миску с киселём...

Со скамейки уходят...

На скамейке нет...

Под скамейкой стоят...

  1. Впиши в кроссворд слова со звуком «С’».
  1. Домашнее животное.
  2. Полевой цветок.
  3. Кисло - молочный продукт.
  4. Лиственное дерево.
  5. Домашняя птица.

  1. Выучи скороговорки.

Непоседа Васенька не сидит на месте,

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

  1. Игра «Весёлый счёт».1 – 2 - 5 - ЛИСЁНОК, ГУСЁНОК.

Образец: один лисёнок – два ……., пять ………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дидактический материал.

Тема: Автоматизация звука «С’».

http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2013/04/o_lose_detyam2.jpg                http://okartinkah.ru/smimg/gus-kartinki-dlya-detey-1776/gus-kartinki-dlya-detey-9.jpg

Автоматизация звука «С’» в предложениях.

C:\Users\Людмила\Desktop\3.jpg

Автоматизация звука «С’» в тексте. Выдели слова со звуком «С’» из рассказа, ответь на вопросы, перескажи рассказ, используя опорные картинки.

http://i.artfile.ru/2048x1365_866654_%5Bwww.ArtFile.ru%5D.jpghttp://u74.ru/files/images/news/2015/06/01/9293_b65259202.jpghttp://interesting-information.ru/wp-content/uploads/2015/06/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE3-%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%B0-%D1%81-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8F%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BB%D0%B5-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D1%8B.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме :"Автоматизация звука "с""

Автоматизация звук "с" в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [р] в словах".

Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [р] в словах"....

Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука "С".

В конспекте предложены игры, которые помогут автоматизировать звук "С". После занятия предложен весь дидактический материал к играм....

Конспект занятия на тему: Автоматизация звука З\'.

В занятии предложены игры для закрепления звука З'....

Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш"

В занятии предложены игры которые помогут автоматизировать звук "Ш"....

Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука "Ж"

В занятии предложены игры, которые помогут автоматизировать звук "Ж"....