Конспект занятия на тему: Автоматизация звука З'.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

В занятии предложены игры для закрепления звука З'. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx433.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука «З’».

Задачи:

  1. Формирование общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.
  2. Развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза.
  3. Закреплять навык автоматизации звука «З’» изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи, в предложениях и тексте.
  4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  5. Учить согласованию числительного с существительным.
  6. Формирование речевого дыхания.
  7. Знакомство с понятием родственные слова.
  8. Учить делить слова на слоги.
  9. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Оборудование: картинки с артикуляционной гимнастикой; схема артикуляции звука; предметные картинки для игр.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Добрый день …… имя ребёнка! Как настроение? Давай поиграем в игру «Самый внимательный». Послушай внимательно и определи первый звук в словах: зима, зяблик, зимовье.

- Это звук «З’».

- Молодец! Давай вспомним, какой это звук?

- Он согласный, мягкий, звонкий, свистящий.

     При произнесении звука «З’» губы в улыбке, широкий кончик языка прижат за нижними зубами, боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам.

- Воздух выходит свободно или есть преграда?

- Преграда есть. Спинка языка касается нёба.

- Воздушная струя какая?

- Холодная.

- Звук «З’» образуется с участием голоса?

- Да, горло работает.

На занятии будем правильно произносить слова со звуком «З’».

  1. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

«Часики».

Ротик ты приоткрой,

Язычок покажи,

И узким языком вправо, влево походи.

«Змейка».

Язык ты в змейку преврати,

Его ты мне покажи,

А потом в рот убери.

«Качели».

Язык качаю на качелях,

Вниз его я опущу,

А затем вверх подниму.

«Оближем губки».

Широкий язык ты покажи,

Языком ты губы оближи.

Автоматизация изолированного звука «З’».

Давай превратимся в маленьких комариков и споём песню «З’».

Автоматизация звука «З’» в слогах.

Развитие фонематического восприятия.Игра «Самый внимательный».

Послушай и повтори:

Зи – зя – зю – зё;

Зю – зя – зю – зи;

Зё – зи – зё – зё.

Автоматизация звука «З’» в словах.

Игра «Весёлый счёт» (согласование числительного с существительным). Речевой материал: газета, магазин, зяблик, обезьяна. Ребёнку предлагается разделить слова на слоги. Образец: одна газета, две газеты, три газеты, четыре газеты, пять газет.

Физкультминутка «Обезьянки».

Превратимся в обезьянок,

И начнём маршировать.

Ребёнок выполняет ходьбу на месте.

Три шага влево мы шагнём,

Ребёнок делает три шага влево.

А потом вперёд пойдём,

Ребёнок делает несколько шагов вперёд.

Три шага вправо отойдём,

Ребёнок делает три шага вправо.

И опять назад пойдём.

Ребёнок делает несколько шагов назад.

Развитие речевого дыхания «Зимняя вьюга».

На столе разложены снежинки. Ребёнку предлагают представить, что началась вьюга, подул сильный ветер. Предлагается сдуть снежинки со стола.

Автоматизация звука «З’» во фразовой речи.

Согласование прилагательных с существительными.

  1. Подбор картинок к признакам зелёный, зелёная, зелёное.

Зелёный (карандаш, лист, рюкзак).

Зелёная (юбка, кружка, сумка).

Зелёное (яблоко, мороженое).

  1. Придумывание предметов к признакам.

Зимний (день, вечер, холод, костюм).

Зимняя (шапка, одежда, спячка, вьюга).

Зимнее (утро, развлечение, пальто).

Пальчиковая гимнастика «Зимние игры».

Стали дети кататься,

Ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперёд – назад, как бы катаясь на лыжах.

В снегу кувыркаться.

Выполнять синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой – по часовой стрелке, а левой – против часовой стрелки.

Захотели в снежки играть,

Переложите «снежок», а затем понарошку «бросьте» его в кого – нибудь.

Начали комья снежные катить –

Сымитируйте соответствующие движения

Бабу снежную лепить

Снизу вверх двумя руками одновременно изобразите – «нарисуйте» три стоящих друг на друге кома: большой, средний и маленький.

Весело зимой!

Не хочется домой!

Автоматизация звука «З’» в предложениях.

Составь предложение из предложенных слов.

Земляника, Зина, любить.

На, сидит, дерево, обезьяна.

Птица, зяблик, красивая.

Холода, наступили, зимние.

Автоматизация звука «З’» в тексте.

Прочитай слова и составь с этими словами рассказ. Речевой материал: земляника, корзина, змея, грузди, зяблик, зелень, звёзды.

 Мы с подругой пошли в лес. Взяли с собой корзинки. В лесу мы нашли несколько ягод земляники, потом пошли собирать грузди. На дереве мы увидели зяблика. В лесу, куда не посмотришь вокруг зелень. Когда мы возвращались домой уже темнелось и на небе начали появляться звёзды.

  1. Заключительная часть.

- Слова, с каким звуком ты старался произносить правильно?

- Давай вспомним характеристику этого звука?

- Тебе понравилось наше занятие?

Ты молодец! До скорых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Домашнее задание.

Звук «З’».

  1. Игра «Закончи слово» - подбери подходящие концы слов к данному началу, так, чтобы получилось шесть слов.

  1. Заучи скороговорку - шутку «Зелёная песенка».

В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок земляники несу.

Зелёная ветка под вязом не спит,

Зелёная музыка где - то звенит,

Зелёный кузнечик в зелёной листве,

Поёт он зелёную песенку мне.

  1. Впиши в кроссворд слова со звуком «3’».
  1. Животное жарких стран.
  2. Жидкое топливо.
  3. Сухофрукт из винограда.
  4. Торговое предприятие.

        

  1. Игра «Путаница» - скажи правильно.

Образец: Кузьма, магазин, гвозди, идти, в, покупать - Кузьма идёт в магазин покупать гвозди.

Зина, магазин, гвоздики, идти, в, покупать -

Кузьма, гвозди, скамья, забивать, в -

Зина, гвозди, скамья, забивать, в, не -

Зина, гвоздики, ваза, ставить, в -

Кузьма, гвоздики, ваза, ставить, в, не -

Зина, сделать, из, гвоздика, бумага, цветная –

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дидактический материал.

Тема: Автоматизация звука «З’».

Автоматизация звука «З’» во фразовой речи.

http://scnoncompetelawyer.com/wp-content/uploads/2010/06/blue-pencil-300x199.jpghttp://erokina.volsk-sch11.edusite.ru/images/risunok12.pnghttp://i5.loopy.ru/r/rykzak4.jpg

http://tobemum.ru/wp-content/uploads/2012/09/04.jpghttp://ilprint.ru/upload/iblock/ed0/ed0c885f75d4bd84b0dbe9486cd0bac9.jpghttp://img.banggood.com/images/oaupload/banggood/images/0F/42/ca9024a6-9d09-0854-954f-817d249609e2.jpg

http://1.bp.blogspot.com/-sm2PC8KW-l4/UDP7Z4Mz80I/AAAAAAAAB6g/j91oeuESMcs/s1600/apple.jpghttp://praesto.ru/images/ice_cream_in.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме :"Автоматизация звука "с""

Автоматизация звук "с" в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [р] в словах".

Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [р] в словах"....

Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука "С".

В конспекте предложены игры, которые помогут автоматизировать звук "С". После занятия предложен весь дидактический материал к играм....

Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука С\'.

В занятии предложены игры, которые помогут автоматизировать звук С'  в речи ребёнка....

Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш"

В занятии предложены игры которые помогут автоматизировать звук "Ш"....

Конспект занятия на тему: "Автоматизация звука "Ж"

В занятии предложены игры, которые помогут автоматизировать звук "Ж"....