СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОБ ЭПИЗОДАХ
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Нестерова Лариса Ивановна

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОБ ЭПИЗОДАХ

ИЗ ЖИЗНИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epizody.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

                Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОБ ЭПИЗОДАХ

ИЗ ЖИЗНИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

 Цели: учить умению составлять рассказы, используя разнообразные средства выразительности, способам установления вежливых речевых контактов со взрослыми и детьми.

Ход занятия

I. Актуализация опорных знаний.

  • Прочитайте слово, поставив книги по росту, начиная с самой большой книги. (Полка.)
  • Кто сможет напечатать это слово на доске?
  • Напечатайте слово ПОЛКА в тетрадь.

  • Подчеркните красным карандашом буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом - буквы, обозначающие согласные звуки.
  • Какое слово спряталось в слове «полка»? (Пол.)
  • Что такое полка? Что можно поставить на полку? (Предметы, книги.)
  • Какие бывают книги?
  • Какие книги вы любите?
  • Чем отличаются сказки от рассказов?

II. Формирование новых понятий. Инсценирование ситуаций.

  • В рассказах и сказках герои общаются между собой так же, как и мы с вами в жизни. Но в общении есть свои правила, которые необходимо соблюдать.
  • Представьте, вы идёте с родителями по улице и встречаете знакомых родителей. Они вежливо здороваются с вами, а как поступите вы?
  • Как нужно здороваться со взрослыми? друзьями?

-Вы заходите в класс, как поздороваетесь с учителем? с детьми?

-        Давайте разыграем ситуацию: вы пришли на день рожде
ния к другу или подруге. Как произойдёт встреча?

Дети разыгрывают сценку.

  • Сидя за столом, вы нечаянно пролили сок. Ваши действия.
  • А как должен поступить именинник?
  • Почему слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» называют волшебными словами?
  • Следующая ситуация: у вас на занятии сломался карандаш, а вам он нужен в данный момент. Как вы поступите?

Дети разыгрывают сценку.

  • Как правильно попросить что-то у человека?
  • Представьте, что вы едете в автобусе, все пассажиры и вы, в том числе, сидят, свободных мест нет. В автобус входит бабушка. Ваши действия.
  • Что можно сказать бабушке, когда уступаете место? Каким тоном?

-        Зачем и кому надо уступать место в транспорте?
Дети разыгрывают сценку.

                 Физкультминутка

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками,

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели, Раз - присели, два - присели, Три, четыре, пять и шесть, Семь и восемь, девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идём, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.)

III. Формирование практических навыков.

1. Чтение учителем рассказа В. А. Осеевой «Синие листья».

-        Подумайте, чему учит этот рассказ.

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

  • Дай мне зеленый карандаш! А Катя и говорит:
  • Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

-        Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

  • Мама-то позволила, а брата я не спросила.
  • Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день,
  • Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
  • Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
  • Я осторожненько, - говорит Лена.

-Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.

-        Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нари
совать надо да травку зеленую.

-        Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо
недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

  • Ну что ж ты? Бери!
  • Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
  • Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
  • Карандаша зеленого нет.
  • А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
  • Я ей давала, а она не берет. Посмотрел учитель на обеих:
  • Надо так давать, чтобы можно было взять.
  • 2. Беседа по содержанию.

  • Как должна была поступить девочка, когда у неё попросили карандаш? Как вы поняли слова учителя?
  • Какие волшебные слова вы посоветовали бы использовать?
  • Могут ли так поступать настоящие друзья?
  • Чему же учит этот рассказ?

3. Составление диалога «Разговор по телефону».

-        Вам надо позвонить другу или подруге, но трубку взяла
мама. С чего начнёте разговор?
(Приветствие, вежливый тон,
просьба.)

Правила общения по телефону. (Инсценирование.)

-        Вы вышли во двор погулять, дети играют в игру, вам захо
телось поиграть с ними вместе. Как вы поступите?

-        Как должны поступить дети?
IV. Итог занятия.

-        Какие вежливые слова вы запомнили? Для чего нужны та
кие слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект ООД по развитию связной речи (составление синквейна) Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества.

Конспект ООД по развитию связной речи  (составление синквейна)    Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества....