Картотека дидактических и лексико - грамматических игр влияющих на развитие речи детей (для родителей).
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Шевцова Любовь Николаевна

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматическийстрой усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста

Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_i_leksiko.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические и лексико –грамматические  игры

влияющие на  развитие речи детей.

Предлагаем вниманию родителей: словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т. д.

Словесные игры:

1. «Слово на ладошке»

Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т. д.

2. «Объясни словечко»

Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы).

3. «Что бывает?»

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный: …дом, помидор.

Зимняя: …одежда, рыбалка.

Домашнее: …печенье, задание.

4. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

5.«Общие слова»

1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты, мебель, птиц, овощи, одежду…

2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом:

сосна, берёза, клён – это…

6.«Четвёртый лишний»

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

7. «Посчитай»

Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т. д.

8.«Скажи наоборот»

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех-, лето-, день-, холод-, север - … и т. п.

Глаголы: пришёл-, нырнул- …

Прилагательные: широкий -, маленький-, богатый -… и т. п.

Наречия: далеко -, высоко- …

9. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теменапример«Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас).

10. «Большой - маленький»

Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул- стульчик и т. д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

11. «Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например«Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).

12. «Назови, какой…»

Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

13. «Подумай и ответь»

Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например«Кого в лесу больше: ёлок или деревьев? Сорок или птиц?»

14. «Подбери слово»

Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

15. «Расскажи стихотворение»

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

16. «Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи

Цель:Развивать умение детей делить слова на слоги.Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.Закреплять умение детей определять место звука в сло...

Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи

Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит , что оно состоит из звуков....

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ» (консультация для родителей)

На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных факт...

Картотека дидактических и лексико-грамматических игр влияющих на развитие речи детей

Дидактические и лексико-грамматические игры влияющие на развитие речи детей...

«Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Познавательно-игровой проект « Страна пальчиковых игр – влияющих на развитие речи детей» для детей 2 младшей группы.

Цель проекта: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в дома...