Картотека дидактических и лексико - грамматических игр влияющих на развитие речи детей (для родителей).
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматическийстрой усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста
Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_i_leksiko.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические и лексико –грамматические игры
влияющие на развитие речи детей.
Предлагаем вниманию родителей: словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т. д.
Словесные игры:
1. «Слово на ладошке»
Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т. д.
2. «Объясни словечко»
Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы).
3. «Что бывает?»
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Красный: …дом, помидор.
Зимняя: …одежда, рыбалка.
Домашнее: …печенье, задание.
4. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
5.«Общие слова»
1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты, мебель, птиц, овощи, одежду…
2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом:
сосна, берёза, клён – это…
6.«Четвёртый лишний»
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
7. «Посчитай»
Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т. д.
8.«Скажи наоборот»
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех-, лето-, день-, холод-, север - … и т. п.
Глаголы: пришёл-, нырнул- …
Прилагательные: широкий -, маленький-, богатый -… и т. п.
Наречия: далеко -, высоко- …
9. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас).
10. «Большой - маленький»
Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул- стульчик и т. д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
11. «Отгадай загадку»
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
12. «Назови, какой…»
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
13. «Подумай и ответь»
Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: «Кого в лесу больше: ёлок или деревьев? Сорок или птиц?»
14. «Подбери слово»
Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
15. «Расскажи стихотворение»
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
16. «Расскажи сказку»
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мастер-класса по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп на тему:"Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ"
Мастер- класс подготовлен и проведен для городского методического объединения учителей- логопедов г. Россоши....
Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи
Цель:Развивать умение детей делить слова на слоги.Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.Закреплять умение детей определять место звука в сло...
Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи
Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит , что оно состоит из звуков....
«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ» (консультация для родителей)
На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных факт...
Картотека дидактических и лексико-грамматических игр влияющих на развитие речи детей
Дидактические и лексико-грамматические игры влияющие на развитие речи детей...
«Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»...
Познавательно-игровой проект « Страна пальчиковых игр – влияющих на развитие речи детей» для детей 2 младшей группы.
Цель проекта: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в дома...