«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ» (консультация для родителей)
консультация

Гусева Ирина Анатольевна МБДОУ Первомайский детский сад

На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных фактора, обусловливающих потребность малыша в общении: фактор положительных эмоций и фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ»

(консультация для родителей)

Гусева Ирина  Анатольевна,

воспитатель

На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных фактора, обусловливающих потребность малыша в общении: фактор положительных эмоций и фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком. Два этих фактора берут свое начало из социальной среды, ведь только родившись, ребенок начинает контактировать с окружающей действительностью, и, как показывают исследования, уже к трем годам малыш начинает различать разные интонации голоса мамы (доброта, ласка, гнев, раздражение. «Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении»[1], поэтому  так важно создать для ребенка доброжелательную атмосферу уже с первых дней жизни.

Что касается второго фактора потребности эмоционального контакта с близким человеком, то следует отметить, что в развитии ребенка эмоции предшествуют интеллекту. Необходимость эмоционального контакта обусловливается тем, что в «речевой (долговременной) памяти ребенка  накапливается произносимый материал – слоги, слова – продукты языковой среды»[2], столь важные для овладения языком.

Третий фактор, влияющий на развитие речи, - это фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, органов говорения, аудирования, координационной системы; поэтому  необходимо поддерживать артикуляционный аппарат и механизмы речи в хорошем состоянии. Здесь все играет важную роль: и органы слуха, и голосовые связки, и дыхательные пути, и даже хорошее зрение.   По мере физиологического развития органов речи слово, произнесенное ребенком, начинает выполнять «свою знаковую функцию»[3], и на первый план может выдвинуться новый фактор – потребность содержательного общения, Потребность эта постепенно дополняется двумя другими: стремлением к самовыражению и желанием «самоутвердиться» ( эти потребности часто проявляются у воспитанников детского сада). «Это первые шаги формирования личности, начало процесса социализации: ребенок становится членом общества»[4]. Еще одним фактором речевого развития человека является фактор речевой среды. Очень важно, чтобы языковая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была благоприятной: ребенок должен слышать образцы правильной речи, причём с позитивной эмоциональной окраской .

Наконец, существуют такие факторы речевого развития, как потребность и способность номинации и обобщения ( это связано с познавательной деятельностью ребенка), начало формирования понятий как основной формы познания, и речевая активность, т.е разнообразная и постоянная речевая практика, которая возможна у детей коммуникабельных, умеющих преодолевать застенчивость. Речевой активности препятствуют иногда физиологические «изъяны» ( заикание, гнусавость и т.д.).

Взрослым, окружающим ребенка, необходимо учитывать эти факторы речевого развития.

Дети должны ориентироваться  на лучшие образцы речи, поэтому нельзя отказываться от таких проверенных временем занятий, как семейное чтение, заучивание стихотворений.

Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык миниатюр К.Д. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок.

Рассмотрев все факторы, влияющие на развитие речи, можно заменить, что некоторые из них доминируют только в какой- то определенный момент (период) развития ребенка. К примеру, потребность в номинации и способность обобщения появляются у ребенка только в дошкольный период, а вот фактор положительных эмоций на протяжении всех периодов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы работы педагогов с родителями воспитанников, как фактор позитивного развития ребенка.

Из-за отсутствия тесного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приво...

Современные формы и методы работы педагогов с родителями воспитанников, как фактор позитивного развития ребенка.

Из-за отсутствия тесного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приво...

Консультация для родителей «Семья как важный фактор психического развития ребенка»

Проблема влияния семьи на психическое развитие ребенка является актуальной и требует пристального рассмотрения....

Консультация для родителей «Семья как важный фактор психического развития ребенка»

Данная консультация поможет родителям выбрать ориентир при воспитании своего ребёнка....

Консультация для родителей «Семья как важный фактор психического развития ребенка»

Консультация для родителей «Семья как важный фактор психического развития ребенка»Консультация для родителей «Семья как важный фактор психического развития ребенка»Консультация...

Семинар для родителей «Развитие речи – основной фактор интеллектуального развития ребенка»

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.Г.ГегельДостоинство речи – быть ясной и не быть низкой....