Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему
Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит , что оно состоит из звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_uprazhneniy_po_razvitiyu_rechi_i_obucheniyu_gramote.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
по обучению грамоте и развитию речи
Упражнения, способствующие обогащению словаря ребенка (разработаны Е.И. Тихеевой)
- Подбор определений и эпитетов : например, к слову собака. Какие бывают собаки?(большие, лохматые, умные, охотничьи, грязные и др.)\Узнавание предмета по эпитетам: зеленая, стройная, кудрявая, белоствольная- что это? (береза)
- Подбор действий к предмету: ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает,, парус надувает… Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет- что это? (солнце) Подбор к действию объекта: Кто и что плавает? Летает? (самолет, бабочка, листья….)
- Подбор обстоятельств: Учиться можно как?(Хорошо, лениво, прилежно….
- Нюансы смысла слов: дом, домик, домище; большой, домище; большой, огромный, громадный.
- Добавление детьми пропущенных слов: Пришел почтальон, он принес… Дворник взял метлу, он будет… Я буду прибивать гвоздь, принеси мне…
- Распространение предложений : Дети идут (куда? Зачем?)
- Добавление придаточных предложений: Кошка взобралась на дерево (какое? Почему? Зачем? Когда?)
- Составные части целого: дерево- ствол, ветки, сучья.
- Составление предложений с определенным словом или несколькими словами.
Ознакомление со звуковой стороной слова
Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит , что оно состоит из звуков.
- «Как звучат слова».
-Прослушивание стихотворений и вычленение из него слов, которые воспитатель протягивает, произнося ясно были слышны разные звуки. Например: гррроооммм!, зззааашшуууррршшаат!
-Затем подбор слов подобных по звучанию. Например: мммак-ррррак, гаааллкка- ппаааллкка и т.д.
-Теперь играем по- другому. Подыскиваем слова , непохожие по звучанию: дом- пушка, жарко – суп и т.д.
-Далее упражнять в подборе рифм: зайка- побегайка, лисичка- сестричка, птичка – невеличка, сорока- белобока и т.д.
-Я брошу мяч и скажу , например, слова резина , а ты вспомни слово, похоже звучащее, корзина и перебрось мне мяч. Начали играть… сверчок- паучок, петрушка – зверюшка, елки – иголки и т.д.
- Называем другие слова. Мяч можно будет перебрасывать друг другу только после того, как вспомним слово , оканчивающееся на – ок. Начинаем ( молоток- паучок, лесок- песок, носок- старичок, грибок- платок и т.д.)
После того как ребенок научится вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы в них были слышны звуки, научится различать звучание слов, учим детей различать детей слова по количеству звуков (короткие- мало звуков в слове, длинные- звуков много)
1.- Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Если шагать под эти слова, то всего один шаг успеваешь делать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: шар, мяч, он.. А если произнести длинное слово, то и говорится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотр: ленивица, рукодельница. Протягивая слова, воспитатель шагает, демонстрируя протяженность слова. Слышал ,как много звуков в эти словах?
- Рассмотри предметы в комнате. Назови сразу два предмета, название одного должно быть длинное, другого- короткое. Например: шар- подоконник, мяч- грузовик, чай- карандаш и т.д.
- Теперь вспомни знакомые короткие слова…А теперь вспомни длинные слова.
-Я называю слова- длинные и короткие. Правила игры: когда называю короткое-хлопни в ладоши, длинное- не хлопай.. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом, Иванушка, кит, солнышко, черноглазый, зайчонок. Затем меняются ролями. Дети называют слова , а воспитатель определяет короткое или длинное слово.
- Короткие слова надо превращать в длинные, а затем их изменять. Например: кот- котенок, котище, лиса- лисонька, лисичка, лисёночек.
- Будем вспоминать слова, одинаковые по звучанию, но в которых будет мало звуков, это будут короткие слова. Находим короткие слова ,похожие на слово мак. Рак, лак, бак, так, как. И т.д
- Теперь подбираем длинные похожие слова, например : цыпленок- жеребенок, козленок, зайчонок и т.д.
Затем ребенка знакомим, что звуки в словах разные и каждый занимает определенное место, один и тот же звук может слышаться и в начале , и в средине его. Задача-научить выделять отдельные звуки в слове.
2.«Добавляй звук.»
- Я буду называть слова, но в каждом слове не договорю один звук, а ты мне подскажешь, какой звук я произнесла. Витя славный мальчи..
К Красной Шапочке подошел серый вол… Влесу из веток мы построили шала.. Рыбаки развели косте… По тропинке покатился веселый колобо… Белочка орешки спрятала в дупл..Навстречу лисе выбежал зая… В зоопарке всем понравился бегемо… и сло… и т.д.
- «Поймай мяч».
-Я тебе бросаю мяч, но ты его должен ловить только тогда, когда названное слово будет начинаться на звук с. Ты мне возвращаешь мяч , назвав тоже слово на это звук. Начинаем игру: снег, соседка, солнце и т.д.
3. «Будь внимателен»
- Теперь новые правила игры. В конце слова должен быть звук к. Если мы подберем слово неправильно, то мяч пусть падает, ловить его нельзя. Я начинаю : цветок- жук, червяк-паук , волк- снежок, котенок- синичка.. (мяч падает). Слушай слово : синичкаааааа. Какой звук последний? Играем дальше..
4. «Кто больше ?»
-Все вы знаете много сказок. Постарайся вспомнить слова из сказок со звуком ц. Тот кто назовёт слово правильно, тот кладет перед собой счетную палочку. Например : жар- птица, златая цепь, зеркальце, царевич, каменный цветок, аленький, цветочек, царь, кольцо, цветик- семицветик, царевна-лягушка и т.д. В конце игры определяется победитель, кто набрал большее количество палочек.
5. «Что мы купим ?»
Например: мы идем на базар покупать только те овощи и фрукты , в названиях которых есть звук л.(свекла, яблоко, лук, салат, клубника и т.д.) Или идем в зоопарк, в котором живут животные в названиях которых есть звук р.(тигр, зубр, кенгуру, рысь,орел и т.д. )
6. «Отгадай, какое слово задумано». Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука ( … ак- рак, мак, бак, лак), а ребенок громко произносит слова.
- Кто больше назовет слов ( о зиме, лете, весне, осени)? Ребенку предлагается назвать слова, например ,о зиме : а) вначале перед ребенком ставится задача назвать слова, которые оканчиваются на звук а.( зима, шуба, шапка, снежинка) б) слова без звука к ( мороз, лед, холод, сани); в) слова со звуком к ( шапка, снеговик, варежки).
Аналогичные задачи можно ставить перед детьми, предлагая найти слова на определенный звук к обобщающим словам , например : сладости, лакомства со звуком л ( шоколад, мармелад, карамель и т. д.),обобщающим словам, выражающим качества предмета ( «легкие» слова со звуком п – пушинка, пух и т. д.).
7. «Какая игрушка ?»
Предлагается детям рассмотреть игрушки, развешанные на елке, и указать те, в названиях которых слышится заданный взрослым звук. При анализе ответов ребенка отмечается, как произнесено слово(громко, четко выделять звук, определять его расположение в слове.)
8. «Кто заметил?» . Играющие молча рассматривают мебель и предметы комнаты и отмечают про себя те, в названии которых есть звук р.
9. «Достроим дом». Взрослый на листке бумаги рисует часть дома – стена. Ребенку предлагается достроить дом, но лишь те, в названиях которых есть звук р.(крыша, труба, рама, дверь, крыльцо и др.)Можно уточнить из какого материала построен дом (дерево, кирпич. Какого цвета мог быть дом- оранжевый, красный , коричневый. )После этого приступают к благоустройству участка: рисуются забор, ворота, дорожка, грядка ; сажают деревья(груша, береза);во дворе домашние животные ( баран, корова);на огороде овощи (горох, репа, укроп) ;в пруду (карп, карась).
10. «Что это, подскажи».
Взрослый рассказывает сказку и не называет некоторые слова, а только на содержащийся звук .Например : Однажды утром медвежата Маша и Миша отправились путешествовать по лесу. Миша взял с собой предмет , в названии которого есть звук р, а Маша взяла предмет, в названии которого звук у. По тропинке пробежал зверек, в названии которого мало звуков (Ёж).Подошли медвежата к речке и стали ловить рыбу, в названии которой есть звук с и т.д.
11. «Чей рассказ лучше ?»
Взрослые и дети придумывают рассказ из слов, большая часть которых будет начинаться на один и тот же звук. Например рассказ ребенка : Папа пришел домой и привнес покупки. Потом пришел Петя с портфелем. Папа с Петей пошли гулять по проспекту в парк. Они пели песню.
Все придуманные рассказы стоит записать в тетрадь -«Мы придумали сами».
Если ребенок уже хорошо ориентируется в звуковом строении слова, можно предложить ему умственные задачи большей сложности:
-Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был у, а последний к.(Кузнечик), второй – у, последний – а (Жучка).
-Подбери слова , которое начинается на второй звук слова стол (трамвай, туча)
-Подбери слова, в котором был бы последний звук слова сыр в названии птицы (скворец, коршун, сорока и др.)
- Найди в комнате предмет, в названии которого есть звук у.
-Назови, какие у тебя есть игрушки в названии которых есть второй звук - и (мишка, лисичка), второй звук –а (машина, барабан), третий звук- т (лото, котенок, Петрушка).
Ознакомление со слогом
- «Лови мяч»- взрослый бросает мяч ребенку и называет одну часть слова ( слог), ребенок добавляет оставшуюся или продолжает слог.
- «Почтальон принес письмо»-каждый игрок получивший письмо-карточку с изображением предмета ,должен не только подробно описать , но и определить , сколько частей (слогов ) в его названии. Например : «В моем письме изображено вот что : маленькая, твердая, круглая, с тоненьким хвостиком, растет в огороде, любят ее есть в салате и просто с солью, в названии три части.» (Редиска )
- «Рисуй»- на прогулке ребенок рисует на снегу, песке слова предметы, названия которых состоят из разного количества частей.
Ознакомление с предложением
и его составом.
Приемы, которые помогут взрослым закрепить знания ребенка о предложении: четкое произношение слов с паузой (Лисичка…. хитрая.) , последовательное называние слов в предложении , подсчитывание их, называние слов вразбивку, совместное хоровое их произнесение, Графическое изображение черточками на листе бумаги по количеству слов в предложении, откладывание счетных палочек, кружочков, шишек и др., отстукивание в барабан, молотчком. Хлопки в ладоши, отпрыгивание на скакалке, удары мяом в пол, отсчитывание шагов по числу сказанных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по обучению грамоте и развитию связной речи
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные)...
Картотека дидактических игр по обучению грамоте.
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания,...
Картотека дидактических игр по обучению грамоте в подготовительной группе
Дидактические игры для подготовительной группы...
Картотека дидактических игр по обучению грамоты
Здравствуйте! Уважаемые родители! Предлогаю вашему вниманию картотеку дидактическхе игр по обучению и закреплению грамоты для дошкольников. Играйте в свободное для Вас время играйте в викторины и КВН....
картотека дидактических игр по обучению грамоте
картотека...
Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста.
Игры для развития слуха, внимания и восприятия отдельных звуков в словах. ...
Картотека дидактических игр по обучению грамоте
Дидактические игры по обучению грамоте и чтению....