Формирование коммуникативных функций у дошкольников с нарушением интеллекта
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дубанова Александра Ивановна

Общение дошкольника с интеллектуальным недоразвитием существенно отличается от общения нормально развивающихся детей, т.к. идет с большим отставанием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2018.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных функций у дошкольников с нарушением интеллекта

      Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного волевого развития ребенка.

     Общение дошкольника с интеллектуальным недоразвитием существенно отличается от общения нормально развивающихся детей, т.к. идет с большим отставанием. В раннем возрасте, вследствие патологической инертности и отсутствия интереса к окружающему миру, потребности в общении со взрослыми у этих детей часто не возникает, поэтому не происходит и своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Эмоциональное общение со взрослыми появляется лишь к концу первого началу второго года жизни, т.к. является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью.

      Отсутствие средств общения, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что у детей с нарушением интеллекта не возникает общения со сверстниками.

       Довольно часто не формируется внеситуативно-личностное общение. Так что возраст ребенка сам по себе не определяет форму его общения. Показателем развития общения является возможность и способность общаться на разные темы, в зависимости от ситуации партнера.

      Исследованиями особенностей психолого-педагогической коррекции проблем развития детей с нарушениями интеллекта занимались: Выготский Л. С, Певзнер М.С., Власова Т.А., Стребелева Е.А., Катаева А.А. и др.

Исследования этих ученых доказывают, что патологические черты характера у ребенка с нарушением интеллекта - следствие расхождения, возникающие между его биологическим и социальным развитием. Нравственные черты личности формируются в процессе общения ребенка со взрослым, а также в процессе овладения различными видами деятельности.

      В связи с тем, что становление внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста является важным составным компонентом готовности к школьному обучению (М.И. Лисина [21], Е.О. Смирнова ), в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта, по нашему мнению, необходимо проводить работу по формированию внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения со взрослым.

     Работа по развитию внеситуативных форм общения со взрослыми у детей с умственной отсталостью должна проводиться совместно дефектологами и воспитателями. Она может быть организована:

1) на специальных занятиях на основе внеситуативных форм общения;

2) во время занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, чтение книг, сюжетно-ролевых, дидактических игр;

3) вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогами, во время игр, в книжном уголке и т.п.

     Работа по развитию коммуникативной деятельности должна осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения.

2. Предложения ситуативности в контактах со взрослым.

3. Стимулирование активности дошкольников при общении со взрослыми.

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является формирование у детей интереса к книге, как источнику, содержащему много нового и интересного.

     Организованная таким образом работа по формированию у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью внеситуативных форм общения позволит им, по нашему мнению, успешно овладеть внеситуативным общением, что может повлиять на успешность дальнейшего обучения не только в дошкольном учреждении, но и в школе.

Литература

1.Аверин, В.А. Психология детей и подростков  / В.А. Аверин. - 2-е изд-е, перераб. - СПб.: изд. Михайлова В.А., 2008. - 186 с.

2.Андриенко, Е.В. Социальная психология  / Е.В. Андриенко / Под ред.В.А. Сластенина. - М.: изд. центр "Академия", 2008. - 179 с.

3.Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить органические и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. - М.: "Владос", 2008. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности.

Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольном, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, не...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе...

Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.

Аннотация: В статье представлены особенности  формирования сенсорного восприятия  дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации ...

«Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха». Самообразование.

Тема самообразования: «Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха».Цель самообразования: - повышение методологической осн...

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта

Статья представлена в виде опыта работы, в ней рассмотрены проблемы и определены конкретные задачи формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. П...