«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Петрова Ирина Анатольевна

 

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны основные методы и приёмы интерактивного общения, используемые  на логопедических занятиях.

В качестве приложения в методической разработке представлены  примеры игр, развивающих заданий, обеспечивающих интерактивное общение.

Данные методические рекомендации адресованы учителям-логопедам, воспитателям, психологам, работающим с детьми с ограниченным возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx86.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов                                                     «Кузбасский региональный институт повышения квалификации                                                          и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего специального (коррекционного) образования

«Формирование коммуникативных навыков у детей                                                    с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »

 (Методическая  разработка)

Исполнитель:                                           Петрова  Ирина Анатольевна,                              учитель – логопед МАДОУ № 49 «Детский сад комбинированного вида»

Кемерово 2014

Аннотация

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны основные методы и приёмы интерактивного общения, используемые  на логопедических занятиях.

В качестве приложения в методической разработке представлены  примеры игр, развивающих заданий, обеспечивающих интерактивное общение.

Данные методические рекомендации адресованы учителям-логопедам, воспитателям, психологам, работающим с детьми с ограниченным возможностями здоровья.

Содержание

Введение ........................................................................................................4

I.  Аналитическая часть

1.1. Особенности формирования коммуникативных навыков у умственно отсталых детей...................................................................................7

1.2. Интерактивное обучение в коррекционной работе с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья........................................10

II. Практическая часть

2.1. Краткая характеристика интерактивных методов и приёмов в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта..........................................................12

2.2. Направления реализации интерактивных методов и приёмов интерактивного общения.....................................................................................19

Заключение ..................................................................................................28

Глоссарий......................................................................................................30

Список литературы......................................................................................33

Приложение..................................................................................................35

Введение                  

     

На современном этапе развития социума в педагогике, в том числе и коррекционной, возникает необходимость использования инновационных технологий.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов и приёмов обучения.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где  «inter» - взаимный, «act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.  

Интерактивное обучение – это специальная форма организации учебной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.  

Наиболее трудоёмкими по организации и сложными, как для логопеда, так и для самих воспитанников, являются занятия по развитию связной речи и коммуникативных навыков у детей.

Известно, что нарушения связной речи у умственно отсталых детей обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов (элементов), нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развёртывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.

Одной из причин нарушения формирования связной речи у умственно отсталых детей является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, связные высказывания становятся более развёрнутыми, увеличивается количество слов в предложении.

Интерес к теме связного высказывания вызвать и поддержать у детей с ограниченными возможностями здоровья помогают интерактивные методы и приёмы обучения.

К сожалению,  в настоящее время в вопросе интерактивного обучения основная масса материалов ориентирована на работу со школьниками и студентами. Литературы по интерактивному обучению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья крайне мало (в основном интерактивные игрушки, игры, программы, рассчитанные на детей с нормальным и высоким уровнем интеллекта). Казалось бы, интерактивные методы и приёмы работы неприменимы к особенностям эмоционально-волевой и познавательной сферам детей с умственной отсталостью. Но в рамках методики интерактивного общения, появляется возможность адаптировать существующие интерактивные методы обучения в  логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.  

Время диктует новые методы и способы обучения и воспитания и даёт возможность использовать современные инновационные технологии в коррекционной педагогике.

Актуальность данной разработки состоит в том, что с одной стороны, возникает необходимость использования различных интерактивных методов в коррекционной работе по развитию связной (диалогической) речи у детей с ОВЗ (умственная отсталость), и зачастую ограниченным использованием интерактивных методов педагогами на занятиях, с другой стороны.

Целью написания методической разработки является обобщение имеющегося практического опыта по применению различных интерактивных методов и приёмов работы по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной патологией.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Разработать комплекс интерактивных методов и приёмов, используемых на занятиях по развитию коммуникативных навыков.

2. Дать краткую характеристику интерактивным методам и приёмам, способствующим развитию диалогической речи у детей с нарушением познавательной сферы.

2. Определить основные направления реализации данных методов и приёмов.

3. Сформулировать методические рекомендации по организации интерактивного общения на логопедических занятиях в ДОУ.

Новизна представленной разработки заключается в том, что в ней впервые рассмотрены логопедические технологии в рамках интерактивного обучения в системе работы специальных (коррекционных) учреждений.

Данная методическая разработка может быть полезна не только логопедам, но и дефектологам, педагогам – психологам, а так же воспитателям специальных (коррекционных) учреждений с целью формирования коммуникативных навыков у детей с интеллектуальным нарушениями.

В приложении представлены различные средства и приёмы (игры, развивающие задания) интерактивных методов обучения, используемых на занятиях по развитию диалогической речи.

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. 1. Особенности формирования коммуникативных навыков  у умственно отсталых воспитанников

Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. Речь у ребёнка с умственной отсталостью не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов от фонематического до семантического уровня. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что объединяет все виды деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств, способствуют возникновению у  детей с ограниченными возможностями в развитии речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Известно, что развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Недоразвитие первой значительно осложняет ход и качество мышления ребёнка, что неизбежно проявляется не только в когнитивной, но и социально-эмоциональной сфере. Кроме того, потребность в общении у детей с нарушениями интеллекта заметно снижена из-за несформированности познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды.

Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции  детей с недостатками интеллекта отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребёнка бедны, их проявления носят «полярный» характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.

Общение играет особую роль в развитии ребёнка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Именно в общении ребёнок получает возможность самопредъявления, а по его форме можно судить о коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности. Поэтому развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями в развитии необходим определённый уровень сформированности навыков коммуникации. Однако пассивность детей, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему - все это тормозит процесс формирования коммуникативных умений.

Трудности в общении у детей с нарушениями интеллекта объясняются не только степенью и характером их интеллектуального недоразвития. На развитие навыков коммуникации существенное влияние могут оказывать внешние объективные причины:

  • условия раннего воспитания в специализированном коррекционном учреждении;
  • исходный уровень готовности ребёнка участвовать во всех видах коммуникативной деятельности;
  • замкнутость и однообразие круга общения в закрытом коррекционном заведении;
  • отсутствие мотивов общения как следствие общей психической инактивности;
  • характер самой личности и др.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков коммуникации выходит на первый план при воспитании таких детей.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Большое значение придаётся проблеме социализации детей, в решении которой ведущую роль играет общение со сверстниками и взрослыми. Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков.

Ведущая роль с реализации технологий общения на логопедических занятиях в настоящее время отводится интерактивным методам и приёмам работы.

1.2.  Интерактивное обучение в коррекционной работе с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья

Логопедическая работа в детском саду занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка.

Нарушения речи у воспитанника с  нарушением интеллекта являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственного отсталого ребёнка, эффективность его воспитания и  обучения.

Своевременное и целенаправленное  устранение нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью способствует у них развитию мыслительной деятельности, усвоению коррекционной программы ДОУ, социальной  адаптации учеников коррекционной школы.

Важное значение в социализации выпускников ДОУ является уровень сформированности у них коммуникативных навыков.

Вместе с тем в настоящее время имеется незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления об особенностях коррекции речевых нарушений  у детей с недоразвитием познавательной сферы. Остро стоит вопрос о повышении уровня мотивации к логопедическим занятиям у детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь на помощь логопеда приходит интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии, в ходе которых и происходит формирование и развитие коммуникативной функции речи.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ребенок  чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс воспитания и обучения.

Совместная деятельность воспитанников  в процессе познания, освоения программного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на занятиях и в режимных моментах предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого воспитанника задач.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между воспитанниками;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает воспитанников  необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие познавательные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, формирует адекватную самооценку у ребёнка.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Краткая характеристика интерактивных методов в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта  

На логопедических занятиях с детьми по развитию коммуникативных навыков  используются следующие интерактивные методы:

1.Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия, песочная терапия).

2.Кинезиотерапевтические методы (коррекционная ритмика, психогимнастика, логоритмика, фонетическая ритмика, кинезиология).

3.Психокоррекционные методы (игра - драматизация, театрализация, инсценировки, спектакли,   диалоги (беседы, проблемные вопросы), биодрама),

4. Информационно-компьютерные технологии: видеоэкскурсия, просмотр мультфильма, развивающие задания и программы, слушание аудиосказки с последующим обсуждением услышанного.

5. Элементы арт-терапии: рисование, лепка, куклотерапия, музыкотерапия, танцетерапия.

Данные методы могут быть применимы как в НОД, в виде виртуальных путешествий, проведения спектакля, логопедического праздника, викторины, КВН и др. формах организации нестандартных занятий, так и в свободной деятельности, режимных моментах.

Главная задача логопедических методов – обеспечить интерактивное общение. Методика интерактивного общения включает в себя не только интерактивные формы обучения с использованием новых технологий, но и диалоговое общений, адаптированное к  умственно отсталым детям. Интерактивно общаясь с ребёнком, мы обучаем, развиваем, воспитываем его, корригируем дефекты, социализируем, адаптируем к окружающему миру, помогаем в предшкольном обучении,  готовим к школьному обучению, а так же готовим к дальнейшей самостоятельной жизни.

Самое главное значение в работе логопеда отводится игровому методу, который пронизывает всю деятельность детей на логопедических занятиях. Игры, способствующие формированию коммуникативных навыков у детей, могут быть различных видов:

- сенсорные;

- познавательные;

- образовательные (тематические);

- интеллектуальные;

- сюжетно-ролевые (деловые);

- подвижные.

Интерактивными средствами игрового метода являются соответственно сами игры, настольные, игрушки, дидактические игровые пособия.

В игре ребёнок учится контактировать с педагогом, другими детьми, общаться, соблюдать определённые правила игры и адекватно взаимодействовать в коллективе, выполнять роль, передавая основные характеристики персонажей. Благодаря играм у детей с нарушением познавательной сферы формируется необходимые знания об окружающем мире, появляется интерес к занятиям, повышается речевая активность в целом.

Игры могут быть построены в форме сказки или притчи и тогда игровой метод переходит в сказкотерапию.  Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи.

Нередко сказкотерапию объединяют с играми с песком. Песочные игры  позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Песок и вода не имеют структуры и могут, превратиться по желанию ребёнка во что угодно: в поверхность луны, пляж, лесную полянку и др. не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно в работе с застенчивыми, замкнутыми детьми.

Задания многих игр на логопедических занятиях предполагает сотрудничество ребят: совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом взаимный контроль, оценка действий, решений сверстников усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность, речевую активность.

Широкое применение в логопедической практике получили кинезиотерапевтические методы – «терапия движением». Одной из форм такой терапии является коррекционная ритмика. Это широкое понятие, включающее в себя элементы логоритмики, фонетической ритмики,  музыкально-ритмических занятий, коррегирующей гимнастики, писхогимнастики. Все эти компоненты коррекционной ритмики тесно связаны между собой. Большое значение в развитии коммуникативных навыков у воспитанников с нарушениями в развитии придаётся логопедической ритмике и психогимнастике.

Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров общения, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

В коррекционной педагогике широко применяется метод образовательной кинезиологии – «гимнастике мозга». «Гимнастика мозга» - одна из доступных, мягких фор адекватной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие речевых коммуникативных навыков.  

Все перечисленные формы работы способствуют формированию адекватной самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.

Психокоррекционные методы - драматизация – это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественных литературных произведений.

Драматизация способствует:

  1. развитию социального сознания воспитаника;
  2. совершенствованию лингвистических способностей;
  3. выявлению интересов и потребностей воспитанника;
  4. увеличение словарного запаса;
  5. развитие навыков говорения;
  6. улучшению качества речи;
  7. снятие «психологического барьера».

Диалоги являются одним из видов драматизации.

Существуют различные виды диалогов:  

  1. свободные (беседы);
  2. стандартные или типовые (социально-ролевые). 

При этом использование вспомогательных средств (карточки с рисунками, куклы, «телеэкран» и т.д.) позволят активизировать внимание, речь и активность детей.

Инсценировки, спектакли.  Одна из главных задач логопеда в данном виде деятельности – это обеспечить в той или иной форме участие каждого ребёнка.  На первых этапах работы хорошо ставить кукольные спектакли, пальчиковые, которые позволяют реализовать данный метод. Дети не стесняются публики, и при этом чувствуют себя полноценными участниками театрализованного действия.

Театрализация, как коллективная  деятельность, направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Драматизация как  эффективный метод интерактивного общения  позволяет в атмосфере доброжелательности, использовать, парные, коллективные и индивидуальные формы работы, создавать творческий настрой, раскрывать потенциал каждого ребенка  в непринужденной, игровой форме. Стимулирует интерес к занятиям и облегчает усвоение различных лексических и грамматических структур.

В качестве разновидностей драматизации используют биодраму и кукольную драматизацию. Метод биодрамы  -  это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация, где между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих сверстников или взрослого.

При кукольных драматизациях взрослые (дети между собой) разыгрывают кукольный спектакль (пальчиковый театр), проигрывая заданные педагогом ситуации и сюжеты.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции.

При обучении детей связному высказыванию сначала необходимо развить у них умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание здесь уделяется формированию умению слышать и слушать собеседника, используя для этого различные беседы. Условно их разделяют на беседы-рассказы, беседы-рассматривания и беседы-обсуждения.

В ходе бесед - рассказов педагог сообщает детям определённую информацию, например, игровой замысел речевой ситуации. В этот рассказ включается вопросно-ответный диалог о предмете обсуждения, воспитанники делятся личным опытом, что, в свою очередь, требует от них использования тематической лексики.

Беседы - рассматривания строятся в виде вопросно-ответного диалога о демонстрируемых игрушке, картине, иллюстрации.

Беседы – рассуждения проводятся на различные темы, после просмотренного мультфильма, экскурсии, на материале  услышанной сказки или рассказа, по иллюстрациям и картинкам и др.  

Беседа позволяет повысить активную умственную деятельность воспитанников, развивает их внимание и речь.

На современном этапе  развития общества и образования невозможно представить обучение детей без использования информационно-компьютерных технологий.  К методам, способствующим формированию у детей с нарушением интеллекта коммуникативных навыков, можно отнести: видеоэкскурсию, просмотр мультфильмов, развивающие задания и программы, слушание аудиосказки с последующим обсуждением услышанного т.п. Средствами интерактивного обучения здесь являются ТСО – магнитофон, DVD  - проигрыватель, телевизор, компьютер, ноутбук, планшет.

В последнее время в логопедической работе нашли своё применение и элементы арт-терапии. К арттерапевтическим методам, способствующим интерактивному общению детей на занятиях, можно отнести следующие формы работы:

- рисование (чаще пальчиковое рисование);

- лепка (при работе с умственно отсталыми детьми вместо пластилина и глины целесообразно применять тестопластику);

- музыкотерапия и танцетерапия;

- куклотерапия.

Элементы арт-терапевтических методов могут применяться как структурным звеном в занятии по формированию коммуникативных навыков у детей, так и отдельным целостным занятием (например, танцетерапия с музыкотерапией используются на логоритмическом занятии).

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в дошкольном возрасте развиты все формы общения, доминирующей среди них является внеситуативно - личностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений. Эта высшая форма коммуникативной деятельности служит целям познания социального мира людей. Она формируется на основе личностных мотивов и на фоне разнообразной деятельности: НОД, игровой, трудовой и познавательной, удовлетворяя потребность во взаимопонимании и сопереживании, используя все ранее усвоенные средства общения комплексно.  

  Повышение эффективности работы по формированию и дальнейшему развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения возможно благодаря применению интерактивных методов  обучения в игре.

     

     

2.2. Направления реализации интерактивных методов и приёмов интерактивного общения

  Интерактивное общение – это диалоговое общение. Основные направления подбора средств комплексной и адаптационной коррекции в условиях специализированного учреждения основываются на принципе взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе обучения и воспитания в целях максимальной нормализации и восстановления утраченной целостности развития, обеспечения процессов социализации воспитанников  с недоразвитием познавательной деятельности, речи и особенностями эмоционально-волевой сферы.  

  Развитие коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в три этапа.

Первый этап – вопросно – ответный диалог.

Второй этап – общение между детьми.

Третий этап – совершенствование усвоенных навыков. 

На каждом этапе работы логопед строит коррекционно – развивающую деятельность на основе направлений применения методов интерактивного общения:

  1. Логопед – ребёнок.

Эта форма общения организуется чаще на индивидуальных занятиях.

Данное направление осуществляется через проведение различных видов игр: сенсорных игр, познавательных, образовательных (тематических), интеллектуальных, подвижных.

Игры могут проводиться непосредственно перед составлением рассказа для введения в тему повествования, в ходе составления рассказа с целью максимального погружения в смысл описываемой ситуации, по завершению составления повествования в качестве обобщения и закрепления связного высказывания.

В данном направлении реализуются такие методы как: беседа, инсценировка диалога между логопедом  и ребёнком, логоритмические упражнения, психогимнастика, биодрама, пантомима, элементы арт-терапии.

На индивидуальных занятиях удобно использовать ИКТ, предоставляя ребёнку различные развивающие задания, направленные на формирование лексики, коррекции словесно - логического мышления.

  1. Логопед – группа детей.

Самая распространённая форма организации работы группы детей, т.е. использование и традиционных, и инновационных методов обучения в комплексе.  

Поэтому при такой организации работы могут применяться все интерактивные методы обучения, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков и развитию связной (диалогической) речи.    

 Все методы направлены на побуждения педагога к участию в ходе занятия всех детей без исключения.

 На занятиях по развитию связной речи данные методы могут применяться при введении в тему или сюжет рассказа, при работе над смыслом текста, характеристикой героев, а так же на заключительном этапе – составления целостного высказывания.

 Для большего воздействия на эмоциональную сферу ребёнка на занятиях применяется и музыкотерапия, сопровождающая игровую и практическую деятельность детей. Для внутреннего «проживания» ситуации или характеристики героя, составление связного высказывания идёт на фоне музыки (звуков природы, музыки для релаксации), соответствующей тематике и сюжету.

     

  1. Логопед – игрушка – ребёнок  (дети).

Использование игрушки необходимо, как для установления эмоционального контакта (педагог ведёт диалог с ребёнком через игрушку, от лица игрушки), так и для нормализации эмоционального состояния ребёнка, снижения его уровня тревожности, агрессии и самоагрессии (на первых этапах работы педагог использует любимую игрушку ребёнка).  

 Игрушки  используются для передачи эмоционального состояния героев и организации диалогов.   

 Также в этом направлении используются различные виды кукольного театра, в том числе  пальчикового.  

 Игрушки и кукольный театр широко используются для формирования плавной речи у заикающихся детей. Ребёнок как бы становится этим героем и, говоря от его имени, перестаёт запинаться.

 Методы куклотерапии и театрализации применяются на занятиях, в совместной деятельности педагога и ребенка, в качестве закрепления содержания текстов рассказов или пересказов, сказок, мультфильмов.

 Интересным и необычным приёмом по формированию навыков общения  является работа с интерактивными игрушками («говорящая» кукла). Такие куклы могут загадывать загадки, рассказывать сказки, петь песни. Логопед организует подобное общение куклы с детьми (или ребёнком). К сожалению, на данное время это самое дорогостоящее средство обучения.

  1. Логопед – схема – ребёнок (группа детей).

Нередко в логопедической практике в специальном коррекционном ДОУ встречаются неговорящие дети, т.е. не владеющие вербальной речью. У них большое значение приобретают другие виды коммуникации – поддерживающая, опорная – жесты, мимика, картинки и символы. Такие дети впоследствии будут воспитываться либо дома с родственниками, либо в учреждениях собеса.  Поэтому главной задачей специалистов нашего ДОУ

 – научить детей использовать средства невербальной коммуникации как элемент срочной сигнализации о своих насущных потребностях: пище, отдыхе, туалете. С этой целью в логопедической практике широко используются пиктограммы и предметные картинки.  

 Особое внимание уделяется такому элементу невербального общения как взгляд. Мимика без слов говорит об определённых чувствах и настроениях ребёнка. Общеизвестно положение, что дети с глубоким нарушением интеллекта могут дифференцировать 4 состояния: радость, беспокойство, покой и недомогание. Эти состояния тоже отражаются в схематично нарисованных человеческих лицах.

 Эта методика используется и для работы с аутичными детьми, для коррекции эмоционального состояния ребёнка, для уточнения последовательности действий, формирования временных представлений, вызывания чувства безопасности, упорядоченности, защищённости. Работа ведётся через схемы, программы, изображённые графически, различные пиктограммы.

 Здесь могут быть использована методики Нуриевой Л.Г.  «Развитие речи аутичных детей», система знаков, разработанная в Центре патологии речи г.Москва, книга «Леб система» автор А. Ягелло, пиктографические коды программы BOARDMAKER, карточки PECS  - Система альтернативной коммуникации с помощью карточек.

 Так же пиктограммы используются для формирования коммуникативной функции речи у детей с апраксией. Здесь можно говорить об альтернативном интерактивном общении (посредством картинок, схем, пиктограмм).

 На занятиях по развитию речи часто используются опорные таблицы – схемы, мнемотаблицы, представляющие собой схематичный или рисуночный план составления рассказа-описания-повествования или пересказа.

  Работа с подобным планом ведётся на протяжении всего занятия.

  1. Логопед – ребёнок – ребёнок.

 Это специфический вид работы, когда обучение одного ребёнка с выраженными нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения ведётся с помощью другого ребёнка без особых отклонений. Ребёнок по- этапной инструкции педагога проводит   фрагмент занятия (физминутку, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, логоритмическое упражнение) с другим ребёнком. Этот приём применяется при затруднении или невозможности непосредственного общения педагога с ребёнком для установления контакта и вовлечения его в совместную деятельность.

 В рамках данного направления работы применимы методы: пантомима и психогимнастика («слабый» повторяет за «сильным» движения), арт - терапия («сильный» помогает в работе «слабому»), работа с компьютером (первым задание выполняет «сильный» ребенок, «слабый» повторяет за ним это же или аналогичное задание).

 На занятиях по развитию связной речи этот приём применяется на этапе составления рассказа. Логопед  просит сначала «сильного» ребёнка составить предложение. Более «слабый» ребенок  повторяет за «сильным».  При отборе картинного материала, игрушек для составления связного высказывания посильную помощь детям с выраженными речевыми нарушениями оказывают дети с меньшей речевой патологией.

  1. Логопед – ребёнок (дети) – ТСО (магнитофон, компьютер, TV, DVD).

 Средствами интерактивного общения здесь являются: различные интерактивные программы и игрушки, а так же обучающие задания с использование наглядного материала на компьютере, логические игры на развитие лексики, книги с иллюстрациями, электронные пособия в форме презентаций.

 Сюда же можно отнести и работу с применением телевизора и DVD. Использование фрагментов мультфильмов, обучающих фильмов, записанных на DVD для расширения представлений об окружающем мире, для показа предметов, объектов, действия для развития общения.

 Здесь возможен такой метод как видеоэкскурсия – когда дети проходят виртуальное путешествие по тем местам, где невозможно оказаться в реальности в данное время (сад, лес, вокзал и др.).

В ходе экскурсии зрители (дети) не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
    Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, парк, музей, курорт, производственный объект и т.д.
     Все приёмы и методы, описанные тут, применяются дозировано, с последующим обсуждением, пересказом, беседой об увиденном и услышанном.

По теме увиденного (услышанного) можно провести инсценировку, обыгрывание ситуации с помощью театрализации, куклотерапии, организовать беседу-рассуждение.

Так как работа  с ТСО должна соответствовать санитарно – гигиеническим нормам, то в перерывах между просмотрами видеоматериалов проводятся различные игры (сюжетно-ролевые, познавательные, подвижные), связанные с темой, логоритмические упражнения и психогимнастика.    

По ситуации при инсценировках и театрализации, при проведении игр в качестве музыкотерапии возможно использование звуков природы (пение птиц, шум прибоя, журчание ручья, шелест листьев и др.). Также дети прослушивают детские песни, аудиосказки, которые потом обсуждаются, пересказываются, инсценируются.

  1. Ребёнок – группа детей.

 

Ребёнок становится на место педагога и «проводит» фрагмент занятия с группой детей по предварительной инструкции педагога при закреплении материала. Чаще это основные, хорошо знакомые детям, виды работы: артикуляционная гимнастика, физкультминутка, дидактическая игра, игра-драматизация.

Эта форма интерактивного общения используется в работе с гиперактивными и агрессивными детьми для снятия негатива, нормализации эмоционального фона, устранение  агрессии, воспитании чувства ответственности, а также с тревожными и аутичными детьми для повышения самооценки, воспитания уверенности в себе, снятия страха общения.

  1. Ребёнок – игрушка – ребёнок.

Построение диалога между детьми осуществляется с использованием игрушек.  Диалог ведётся от имени игрушки, опосредованно между несколькими детьми (2 и более). В этом направлении широко применяются драматизации бытовых текстов. Работа проводится в несколько этапов и изменением имён действующих лиц, героев, частичным изменением деталей сюжета, придумыванием окончания или начала сюжета (творческое рассказывание). Также используются игры-драматизации, различные виды театральной деятельности, сказкотерапия.

Проведение сказкотерапии (с использованием песочной терапии) на занятии возможно как отдельным этапом, например, при обобщении полученных знаний, по итогам увиденного или прослушанного материала. Или целым занятием, где через сказочную игру происходит усвоение знаний (обогащение лексики по теме), переживание ситуации и вживание в роль героя. Дети, играя в сказку, устанавливают личностные взаимодействия через героев игры (сказки), общаются от имени своих героев, передают усвоенные знания (пересказывают или рассказывают ранее составленный рассказ).

Наряду с воспитательными и познавательными целями проведения диалога на логопедических занятиях ставит своей целью специальное развитие речи детей.  В процессе работы по формированию диалогической речи умственно отсталый ребенок должен научиться слушать, понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно и точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Использование интерактивных методов в логопедической работе в ДОУ способствует совершенствованию у воспитанников эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность умственно отсталого ребёнка в целом.

Заключение

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Работа по формированию навыков коммуникации у детей с нарушениями интеллектуального развития характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями, а также симптоматики, механизмов, структуры дефекта у данной категории детей.

Задача логопеда -  обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности аномального ребёнка: коррекцию высших психических функций, коррекцию эмоционально – волевой сферы, предупреждение поведенческих отклонений, обеспечение здорового физического и нервно-психического состояния.

Всё это помогают реализовать интерактивные методы.

Обобщив накопленный практический опыт по теме, были разработаны данные методические рекомендации, которые, надеюсь, помогут педагогам   коррекционных учреждений обеспечить детям в учебно - игровой деятельности эффективное развитие речевых и психических функций.

На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны следующие методические рекомендации для педагогов:

1. В работе с детьми с нарушением интеллекта по формированию коммуникативных навыков необходимо уделять внимание интерактивным методам обучения.

2. Среди интерактивных методов обучения отдавать предпочтение заданиям, играм, обеспечивающим интерактивное общение.

3. Организовывать образовательное  пространство, располагающее к диалогу; создавать специальные ситуации, побуждающие воспитанников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;  использовать «поддерживающие» приемы общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.

Новизна представленной методической разработки заключается в том, что в ней впервые рассмотрены методы логопедической деятельности в рамках интерактивного обучения в системе работы ДОУ (коррекционного вида).

Практическая значимость данной методической разработки заключается в возможности широкого применения интерактивных методов и приёмов по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта не только логопедами, но и психологами, дефектологами и воспитателями в НОД, а так же в режимных моментах.

Обобщив имеющийся опыт по разработке методов обучения в рамках интерактивного общения, мною были решены поставленные в данной  работе задачи. Все описанные методы и приёмы приведены с учётом индивидуальных особенностей и структуры интеллектуального и речевого дефекта умственного отсталых детей.

Предложенные способы и приёмы реализации интерактивных методов педагог может дополнять, совершенствовать, опираясь на свой профессионализм и творческий потенциал.

Глоссарий

Аномальные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья) – дети, имеющие отклонения от нормального психического и (или) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Арт-терапия  -  вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Используется с целью коррекции нервно - психических расстройств личности и как средство самопознания.

Беседа – метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у детей знания, умения и навыки, с помощью вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, к повторению и обобщению пройденного.

Биодрама  - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация, где между детьми распределяются роли животных.

Диалог – одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора.

Дискуссия – обсуждение какого – либо вопроса; спор.

Драматизация –  эффективный метод  при обучении и воспитании детей. Позволяет в атмосфере доброжелательности, использовать, парные, коллективные и индивидуальные формы работы, создавать творческий настрой и раскрывать потенциал каждого учащегося, в непринужденной, игровой форме доносить до обучающихся знания. 

Интерактивное обучение – «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Интерактивное общение – диалоговое общение.

Кинезиотерапия - (с греческого: лечение движением) – это профессиональная реабилитация, которая основана на естественном способе восстановления любых нарушений опорно-двигательного аппарата методом воздействия на систему связок, мышц, суставов.

Коммуникативные навыки – навыки общения, заключающиеся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.

Куклотерапия – раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приёма коррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

 

 Логопедическая ритмика (логоритмика) – одна из форм своеобразной активной терапии, её понимание основано на использовании слова, музыки и движения в реабилитационных целях.

     

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Пантомима - вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Психогимнастика – это специальные занятия, задания (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-волевой сферы).  

Сказкотерапия – метод, использующий форму сказок для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия чрез речь с окружающим миром.  

   

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Список используемой литературы:

1. Гомзяк, О.С. Говорим правильно [Текст]:конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе/О.С.Гомзяк. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 128с.

2. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д.Игры в сказкотерапии [Текст]:пособие для педагогов и родителей/Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева ,Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2006. - 208с.

3. Иоффе,А.Н. Активная методика – залог успеха [Текст]: / Гражданское образование:материал международного проекта/А.Н.Иоффе. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- 382с.

4. Иванов, Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? Компетенции и компетентностный подход в современном образовании [Текст]: Серия «Оценка качества образования»/Д.А.Иванов; отв. ред. Л.Е.Курнешова - М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3-56.

5. Кругликова,  Е.Н. Методика интерактивного общения в работе с детьми с особенностями эмоционально – волевой сферы [Текст] методическое пособие/Е.Н.Кругликова, Е.В.Кавынёва. -   М.: Медицина, 2004.- 187с.

6. Кудыкина, Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса[Текст]: пособие для учителя/Н.В.Кудыкина. - Киев: Радянська школа, 1989. – 204с.

7.  Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]:  Кн.для логопеда/Р.И.Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 224с.

8. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учебное пособие/А.А.Леонтьев.— М.: Тарту,1974.- 256с.

9.  Максимова, А.А. Учим общаться детей 6-10 лет [Текст]:  Методическое пособие/А.А.Максимова -  М.:  ООО “ТЦ Сфера”, 2005. – 196с.

10. Микляева, Н.В. Фонетическая и логопедичесая ритмика в ДОУ [Текст]: пособие для воспитателей и логопедов / Н.В Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионава. – 3-е изд. – М.: Айрис –пресс, 2006. – 112с.

11. Настройка образовательных структур в Европе. [Электронный ресурс]: Вклад университетов в Болонский процесс.: электрон. текст. дан. – Режим доступа: http:// www.iori.hse.ru/tuning/materials/Introduction_Tuning%20 Educational%20Structures.pdf

12. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике [Текст]: методическое пособие  / М.А. Поваляева – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 349с.

13. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст]:  пособие для логопедов/Е.А.Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216с.

14. Селивёрстова, В.И. Понятийно – терминологический словарь логопеда [Текст]:   / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400с.

15. Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта [Текст]: учебное пособие для учителей – дефектологов, учителей – логопедов, психологов/Л.М. Шипицина. – СПб.: Институт социальной педагогики и психологии, 2000. – 329с.

Приложение

Средства  и приёмы реализации интерактивных методов                             на занятиях по развитию коммуникативных навыков                                          у воспитанников ДОУ.

(примеры игр, заданий и пр.)

1. Игротерапия

(игровые методы)

Сенсорные игры

Используются игры типа: «4-й лишний», «Найди пру», «Раскрась», «Найди и объясни», «Подбери по цвету, форме, величине»,  «Сложи картинку», «Дорисуй целое», «Найди от целого часть», «Лабиринты», «Найди противоположенное», «Похожий – непохожий», «Волшебный мешочек»: 1 - ребёнок задаёт вопросы, чтобы догадаться, какая игрушка спрятана в мешочке; 2 – игрушки, предметы помещаются в мешочек (коробочку) после предварительной демонстрации. Тогда вопросы уже не задаются и ребёнок угадывает игрушку на основе осязательного восприятия.

«Тактильные ассоциации» - детям предлагается набор различных материалов или тактильные дощечки. Ребёнок должен выбрать материал, который, как ему кажется, по своей фактуре подходит для описания слова (предмета, игрушки, характера героя). Например, дощечка с наклеенным бархатом подходит к слову «тёплый», «спать», «лето», «мама» и т.п. Дощечка с наклеенной наждачной бумагой подойдёт для описания слова «грубый», «злой», «железный» и др.

Познавательные

Игра «Марафон». Игра представляет собой бег по станциям. Организовываться может как на занятии, тогда каждый ребёнок выполняет задания самостоятельно, либо в самостоятельной деятельности, и тогда в игре участвуют команды (или пары детей).  Тематика игры может быть самой разнообразной: «Мебель на кухне», «Природа моего края», «Знаю все профессии», «Грузовые машины», «Какое время года»,«Путешествие по сказкам» и т.д. Можно использовать при изучении частей речи. Тогда на каждой станции дети выполняют задания, связанные, например, с морфологическими признаками имени существительного.

Интерактивные игры

    Игра «Айсбрейкеры» - (от англ. to break - ломать, ice - лед, игры-ледоколы) - игра, помогающая участникам лучше узнать и ближе познакомиться друг с другом, снять коммуникативные барьеры в групповом общении, повысить уровень общения в группе. 

    Варианты проведения:

«Узнайте меня». Каждый из участников рисует свой портрет (как умеет, можно схематично, в виде шаржа). Затем все портреты вывешиваются на доску или выкладываются в центре группы и дети должны узнать, кто изображен на портретах. Объяснить по каким признакам удалось найти автора портрета.

«Елена Единственная». Участники по кругу называют свое имя, а затем дают определение, которое начинается на первую букву имени. Также можно проводить это упражнение при помощи мяча или другого предмета, который участники бросают  или передают друг другу.

«Мы с тобой похожи тем, что...» Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...». Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Образовательные (тематические)

Посвящены определённой теме занятия. Проводится в парах (микрогруппах). Детям необходимо создать альбом с рисунками, иллюстрациями, схемами и т.п. на определённую тему или по заданию логопеда. Например, при изучении темы «Дикие животные» каждая микрогруппа находит картинки, касающиеся заданной темы согласно плану: 1. Кто это? (животное). 2. Внешний вид. 3. Место обитания. 4. Чем питается? 5. Детёныши.

     Дети ищут необходимый материал для альбома, вклеивают картинки и защищают свою работу (рассказывают о животном).

     Планом для составления альбома могут быть схемы, вопросы.

Задания для микрогрупп может быть одинаковым, т.е. составить альбом про медведя, или у каждой группы своё задание (1 – про медведя, 2 – про лису, 3 – про зайца и т.п.).

Такие игры могут проводится по любой лексической теме («Профессии». «Времена года», «Перелётные и зимующие птицы» и др.), при изучении звука – буквы (альбом с характеристикой звука; найди, на что похожа буква), при изучении лексико-грамматических категорий, обобщающих понятий, частей речи, предложно-падежных конструкций, словарных слов и др.

«Кто больше?»

Необходимо назвать (или найти картинки) как можно больше существительных, действий и др. на заданную тему. Работают в парах.

«Добавь слово»

Завершить предложение подходящим словом: « Я катаю....», «Я куклу...».

«Скажи наоборот»

     Подобрать антоним.

Интеллектуальные

«Знаешь ли ты...» 

Мигрогруппам (или индивидуально) читаются тексты (рассказы), описывающие обиходно-бытовые ситуации, события из жизни детей (в детском саду, на улице, дома, и т.д.)  Цель команды - найти все имеющиеся в тексте (рассказе)  ошибки и неточности и объяснить, почему они так решили.  

«Квадратура мозга» 

Дети, стоя (или сидя), образуют круг. Ведущий предлагает "тему", например: "Сегодня идёт дождь, и это плохо, потому что..." и передаёт участнику "эстафетную палочку" (любой предмет). Он должен закончить предложение, дав "подтверждение", например: "...и это плохо, потому что нельзя позагорать". И передаёт "эстафету" рядом сидящему. Тот должен дать "обратное утверждение": "Сегодня идёт дождь, и это хорошо, потому что не придётся ехать на дачу на прополку сорняков" :) Далее - по кругу: "хорошо - плохо". Участник, у которого "нет идеи" имеет право пропустить ход - "Пропускаю" и передать эстафету. Нельзя менять "чередование" - хорошо/плохо! Победитель тот, кто придумает "последнее подтверждение".

 «Сказочное королевство»

Выбираем двух стражников, строгих, неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня бал и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на вопрос стражника по тексту рассказа или теме занятия. Стражники могут сами составить вопросы, пока остальные дети вспоминают необходимую информацию, а могут задавать вопросы, заранее приготовленные логопедом.  Дети по очереди подходят к стражникам и отвечают на вопросы.

Можно устроить смену караула, если у одних стражников закончились вопросы. Смену можно провести, если взять за основу практическую часть или связь текста с жизнью.

 «Царевна Несмеяна»

В некотором царстве – государстве, а именно, в нашем детском саду, в вашей группе, объявилась царевна – Несмеяна. Позвал её батюшка толпы желающих. Те кинулись испытать свои силы, чтобы рассмешить эту прекрасную девицу – красавицу.

Сначала выберем царевну и ее батюшку. Царевна будет задавать вопросы, а приглашенные – отвечать. Батюшке будет предоставлено право приглашать желающих и придумывать наказание неудачникам.

В виде наказания можно придумать следующие: прочитать стихотворение, рассказать о погоде (сегодня), пересказать последний прочитанный рассказ стражнику, воспроизвести на доске схему рассказа и т.п.

Вопросы и наказания составляются логопедом. Принцесса их только озвучивает (внимательно слушая и повторяя за логопедом) и выбирает кому,  вопрос задать. Батюшка так же озвучивает (внимательно слушая и повторяя за логопедом)  вариант наказания, но выбирает, для кого оно больше подходит.

«Паутина»

Логопед даёт задание по тексту рассказа, проблемный вопрос, вспомнить материал темы т.д. Все дети встают в круг. В руках у педагога клубок ниток. Он начинает отвечать по теме «плести паутину». Потом передаёт клубок любому ребенку, и тот продолжает отвечать. Можно применять игру для составления связного высказывания, передавая клубок друг другу, дети дополняют общий рассказ.  Для определения и выявления причинно-следственных связей в тексте, ситуации. При этом логопед предупреждает, что взаимосвязи можно проводить как прямые, так и обратные, и даже косвенные. Найдя взаимосвязь, ребенок, оставляя у себя нить, перебрасывает клубок другому участнику, пока все, стоящие в кругу не будут связаны единой сетью – «паутиной».

«Не в своих санях»

Задачи: проверить знания по какой-либо теме; развитие умения принять иной образ жизни; развитие умения задавать вопросы.

Игру можно постоянно видоизменять.

 Варианты проведения:

1. Ребенок, который получает задание, выходит к доске и объявляет о своем наименовании. Любой другой ребенок задает вопрос, на который получает ответ. 

Например, Ира получила карточку с названием «лягушка», встает к доске и первая фраза «Я – лягушка» настраивает детей на определенную тему. На вопрос «Твоя любимая пища?» она должна отвечать: «Мухи, комары и другие насекомые».

 2. Участник получает задание, но не говорит кто он. Ученики должны с помощью вопросов догадаться о том, от чьего лица отвечает участник.

Сразу оговаривается условие дачи ответов – это может быть полный ответ или ограничение «да» или «нет».

Сюжетно-ролевые (деловые)

«Почтальон»

Варианты проведения:

1. Почтальон проходит по ролям “улицам” и разносит “письма” - конверты с предметными картинками. Ребенок, получивший конверт, достает картинку, и выполняет задание, например - проговаривает название предмета, изображенного на ней, (и для чего он нужен, или описать его и т.д.).

2. Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить “письмо” сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке.

3. Для получения письма необходимо назвать первую букву в названии рисунка.

 «Войско... (овощей и фруктов)»

Эту игру можно провести на занятии по развитию связной речи, обогащения словарного запаса детей,  на дифференциацию обобщающих понятий, развитию и усвоению грамматических понятий и категорий.   Дети принимают участие в обыгрывании сюжета, который зачитывает педагог.

Логопед: «Решил однажды Помидор собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, лимон, персик, чеснок, редис, картофель, репа и др. (в роли помидора, фруктов и овощей – воспитанники группы). Помидор принимает в свое войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: какова его польза для человека. Выслушав всех желающих поступить в “войско”, Помидор решает распределить их в два отряда. Один отряд – овощи, в другой – фрукты. Распределение может быть по цвету, форме, вкусу.

«Догадайся, что хочу»

    Проводится по типу сюжетной игры в «Магазин». Ребёнок, изображает продавца и задаёт вопросы «покупателю» о товаре, который тот намеривается купить. Это могут быть предметы быта, овощи-фрукты, игрушки, одежда, школьные принадлежности и др. Например «Это овощ?», «Он зелёный?», «Овальный или круглый?». Получив максимальное количество ответов от ребёнка – «покупателя», продавец должен догадаться, какой овощ необходимо подать. В свою очередь, ребёнок, изображающий покупателя тоже может задавать вопросы о покупке у продавца, например, «Вы его сами пробовали?», «Он свежий, вкусный?» и т.п.

     К сюжетно-ролевым играм так же относятся игры, в которых дети обыгрывают знакомые им ситуации: «Поездка в детский сад на автобусе». Выбирают водителя автобуса, кондуктора, пассажиров: бабушка, дедушка, взрослые и дети.

Подвижные

Игры «Энерджайзеры» - (от слова energize- заряжать энергией и energizer - активизатор, генератор) - игры, направленные на повышение тонуса участников, повышения групповой активности и энергии участников.

«Твистер» (to twist - скручивать)

«Тарелка фрисби» (летающий диск) — спортивный снаряд, представляющего собой пластиковый диск с загнутыми краями диаметром 20—25 сантиметров. Диск сделан таким образом, чтобы при его полёте создавалась подъёмная сила, что позволяет бросать диски на значительные расстояния. Вместо пластикового диска используется специальный тряпичный диск для игры в помещении.

«Темп»

Участники (дети)  встают в свободном порядке. По команде ведущего им нужно в течение 1 минуты коснуться 4-х деревьев (углов комнаты, предметов желтого цвета, деревянных предметов и т.д.) и 5-ти локтей. Кто первый заканчивает – издает победный клич индейцев. Эта игра быстро мобилизует энергию участников.

«Ипподром»

Все стоят в кругу. Ведущий рассказывает правила игры: Кони бегут – топаем ногами, плюс: Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям. По камням – бьем кулаками по груди. По болоту – чвакаем ладошками. Через барьер скачут – хлопаем. Два барьера – два хлопка. Трибуна джентльменов – половина круга кричит. Трибуна леди – половина круга визжит. После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

2. Кинезиотерапевтические игры

(психогимнастика, логоритмические упражнения, фонетическая зарядка, «гимнастика мозга»)

Психогимнастика

«Заводные игрушки»

   Дети «превращаются» в заводные игрушки.  Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись (в пляшущего медвежонка. Зайку, играющего на барабане, весёлого Петрушку). Заводная кукла сломалась. (дети застывают в определённой позе). Почувствуйте напряжение. А теперь покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем – туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Мастер пришёл и починил игрушку. Покажите. Как вы радуетесь!

«Лягушки»

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? Покажите. Как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

    «Овощи»

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнцу. Почувствуйте напряжение. Сильно пригрело солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь лил дождик, ожили растения, и снова тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. И все разные. Изобразите овощи-«толстячки», превратитесь в овощи-«худышки».

     «На острове»

Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: «О!» Потом огорчились: «О-о-о!» Увидели корабль и радостно воскликнули: «ООО!»

«Провинились»

Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Покажите (плачем, убегаем, прячемся, смеёмся, защищаемся, молчим, боимся пошевелиться). Разыгрываются 2-3 сценки.

(Е. А. Пожиленко)

И многие другие этюды и упражнения.

Логоритмические упражнения

     «Как на горке снег»

Как на горке – снег, снег (Руки поднимают вверх)

И под горкой – снег, снег (приседают, опускают руки)

И на ёлке – снег, снег (встают и поднимают руки)

И под ёлкой – снег, снег (приседают, опускают руки)

А под ёлкой спит медведь

(садятся на свои места и изображают спящего медведя)

Тише, тише... Не шуметь!                            (И. Токмакова)

     «Пружинки»

Что за странные пружинки упираются в ботинки? (дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижиты к полу).

Ты носочки опускай,

на пружинки нажимай.

Крепче, крепче нажимай!

Нет пружинок – отдыхай! (выполнение действий по тексу).

(О.С. Гомзяк)

     «Обуваюсь»

Я умею обуваться,     (топают ногами)

Если только захочу.

Я и маленького братца обуваться научу

(руки перед грудью – «маленький братец»)

Вот они, сапожки (наклоняются вперёд)

Этот с левой ножки. Этот с правой ножки

(поглаживающие движения снизу вверх левой и правой ног)

Если дождичек пойдёт, наденем калошки.

(топают ногами в ритм стихотворения).

(Е. Благинина)

Фонетическая зарядка

«Гласные»

Гласные песенку звонкую тянут – ИИИИ (руки в стороны от груди)

Могут заплакать – ОООО (руки над головой)

И застонать – УУУУ (руки вытягивают вперёд)

Могут качать в колыбели Алёнка – АААА (руки вперёд и в стороны разводят)

Могут, как эхо в лесу закричать: АУ! АУ! (сочетают два движения на звук А и звук У)

Легко летят они в высоту – А – О – И – У! (повторяют движения на каждый звук).

«Наоборот»

Скажу я слово: «Высоко»

(скажу – пальцы рук поднести ко рту, потом опустить руки вниз;

 я – указать на себя;

слово – кисти рук делают небольшой поворот снизу вверх;

высоко – указательный жест правой руки вверх).

А ты ответишь: «Низко»  

(а ты ответишь – указать правой рукой на кого-нибудь из учеников;

низко – естественный жест, правую руку опустить вниз, почти к полу).

Скажу я слово: «Далеко»

(далеко – правой рукой указать вдаль).

А ты ответишь: «Близко»

(близко – правая рука к себе).

(Д. Чиарди)

Гимнастика мозга

«Коктейль движений»

 

Пила и молоток – правой рукой выполнять движения, имитирующие

пилку дров, левой рукой – забивание гвоздей.

Рука вверх, рука вниз. Одной рукой медленно поглаживать себя по груди и животу, другой быстро похлопывать себя по голове. Вариации: делать большой кругу руками и одновременно подмигивать одним глазом и кивать головой; глазами следить за секундной стрелкой и при этом качаться из стороны в сторону; считать от 20 и 0 и представлять образ белого медведя, который ест землянику из миски.

Еще вариант – правой рукой рисовать в воздухе кругу, а левой - крест. Пусть дети придумают и покажут свои варианты одновременных действий!

«Помпа»

 Выполняется  стоя. Встать, выставить одну ногу вперёд, опираясь на всю стопу, вторую ногу поставить назад на носке. Вес тела приходится на переднюю ногу. Корпус держать вертикально. Начать упражнение с приседания на передней ноге, при этой задней коснуться пяткой пола. Вес остаётся на передней ноге. Почувствовать натяжение икроножной мышцы задней ноги. Поменять ноги и повторить упражнение.

  Упражнение способствует снятию стрессового компонента, улучшает навыки сосредоточения и реагирования. Способствует доведению дела до конца, улучшает социальное поведение.

 

«Кнопки баланса»

Выполнять стоя или сидя. Положить большой палец руки на затылок в ямку у основания черепа, чуть отступив от серединной линии тела. Указательный и средний пальцы положит в углубление за ухом. Вторую руку положить на пупок. Начать мягко массировать точки за ухом в течение 30сек. Смотреть прямо перед собой. Дыхание спокойное.

     Помогает в принятии решений, повышает чувство успешности, улучшает навыки слушания и восприятия, коммуникативные навыки, способствует критическим суждениям.

    И многие другие упражнения, описанные в специальной литературе по кинезиологии.

3. Театрализованные игры

(инсценировки, диалоги, пантомима)

«Моя семья»

Можно использовать маски.  Дети могут представить одного, двух (или больше) членов семьи с помощью маски, изготовленной из одноразовой тарелки. Это упражнение перерастает в мини-представление

 «Режиссёры и актеры»

Цель: активизация лексических и грамматических навыков в речевом общении, в оформлении речевых высказываний (Должно быть…, Мне кажется, что …, на мой взгляд…).

Варианты проведения:

1. Играющие делятся на две группы и выстраиваются в две шеренги (режиссеры и актеры). Режиссеры ставят позу актерам, которые объясняют ее, совершают различные действия, а затем описывают их, называя ситуации, в которые эти действия включены.

 2. Режиссеры принимают позы, актеры повторяют их: режиссеры исправляют позы. Показывают верные положения и требуют новых объяснений. Потом каждый актер объясняет свою позу, выполняет соответствующие действия и описывает свои действия и действия остальных участников игры.

«Импровизация»

В океан падает большой воздушный шар. Мы – в корзине.

     Чтобы все не погибли, один из пассажиров должен выпрыгнуть. Докажите, что это должен быть кто-то другой, не Вы. 

Инсценировки диалогов

«Разговор с котом»

- Почему ты чёрен, кот?

- Лазил ночью в дымоход.

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел.

- Почему ты серым стал?

- Меня пёс в пыли валял.

- Так какого же ты цвета?

- Я и сам не знаю это.

«Кто чей?»

- Чей ты, лесной ручей?

- Ничей!

- Но откуда ж ты, ручей?

- Из ключей.

- Ну, а чьи же те ключи?

- Ничьи.

- Чья берёзка у ручья?

- Ничья.

- А ты. Девочка-лапушка?

- Я мамина, папина, бабушкина.

«Разговор лягушек»

- Кума, ты к нам?

- К вам. К вам. К воде скачу,

Ловить хочу.

- А кого, кого, кума?

- Рака, карпа и сома.

Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать, конечно, дам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности.

Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольном, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, не...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта

Статья представлена в виде опыта работы, в ней рассмотрены проблемы и определены конкретные задачи формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. П...

Применение инновационных педагогических технологий при формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков. Раскрываются подходы к повышению эффективности образовательного процесса в условиях...