Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта
методическая разработка по коррекционной педагогике
Статья представлена в виде опыта работы, в ней рассмотрены проблемы и определены конкретные задачи формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Показаны приёмы и средства, используемые в некоторых видах совместной деятельности педагога с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikatsiya.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Воспитатель: Гарбарчук Светлана Степановна
Общение – это первый вид социальной активности, благодаря которому ребёнок получает информацию необходимую для его индивидуального развития. Оно служит средством приобретения знаний и навыков, формирует и развивает способности. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – главное условие формирования его личности. Для детей с умственной отсталостью налаживание межличностных контактов представляет большую сложность: неумение выражать эмоции, проявлять адекватные действия по отношению к сверстникам и взрослым. Развивать коммуникативные навыки, направлять, поощрять, учить правильному поведению задача педагога.
Работая с детьми в нашей группе, была выявлена проблема: практически все дети являются не говорящими, было отмечено слабое развитие коммуникативных, игровых навыков. Дети с нарушением интеллекта чаще всего нелюбознательны, недружелюбны, у них отсутствует интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками. В связи с этим была поставлена цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков. Сформулированы задачи:
создавать условия для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки), формировать интерес к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами; формировать коммуникативные навыки используя специальные игры и упражнения; развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка; способствовать включению родителей в процесс, путём их обучения умению взаимодействовать с ребенком.
Группа, в которой я работаю, разновозрастная. В соответствии с возрастом дети разделены на две подгруппы: в первую подгруппу вошли дети от четырёх до пяти лет, во вторую подгруппу дети, которым уже исполнилось пять лет и выше по возрасту. Количественный состав первой подгруппы – пять детей, четверо из них занимаются по АОП для детей с умеренной степенью интеллектуального развития, один из детей имеет расстройство аутистического спектра. И пятый ребёнок в первой подгруппе занимается по АООП для детей второго года обучения, у ребёнка ДЦП. Количественный состав второй подгруппы – пять детей, занимаются по АООП третьего года обучения, один ребёнок с синдромом Дауна. При осуществлении моей деятельности были задействованы все образовательные области развития. На начальном этапе работы важно было формировать у детей готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребёнка, действия по образцу и речевой инструкции [1]. Поэтому в начале учебного года проводила беседы-знакомства: «Как тебя зовут?», «Кто сидит рядом с тобой?». В контексте таких бесед с неговорящими детьми осваивали указательный жест. С некоторыми детьми указательный жест осваивали сначала сопряженно, спустя время – по подражанию. Когда дети немного привыкли друг к другу, стали учиться выполнять упражнения «Обними друга», «Улыбнись (имя ребёнка)». Ежедневно перед завтраком и в начале занятия проводила «ритуал приветствия», это выполнение определённых движений с проговариванием простых стихотворных текстов. Для разнообразия способов приветствия я изготовила пиктограмму различных типов приветствия: рукопожатие, приветствие через ладони и кулачками, объятия. При входе утром в группу дети выбирают, показывая на картинку, как они хотят поздороваться. Такие упражнения способствуют развитию тактильных впечатлений, умению находиться рядом друг с другом. Беседы на знакомство периодически повторяю в течении года, это помогает запоминанию детьми имён и фамилий своих и сверстников, развивает их речевую активность. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» говорил В.А. Сухомлинский. Давно доказана связь между моторикой руки и развитием речи. Придерживаясь этого правила, разучиваю с детьми несложные пальчиковые игры. Некоторые дети более младшего возраста, особенно вначале этой деятельности, не проявляли интереса к таким играм, выполнять упражнения им должен помогать педагог, со временем дети стали с удовольствием подставлять свои руки чтобы с ними поиграли, а некоторые движения выполнять самостоятельно. Развитию коммуникативных навыков способствует разучивание движений под музыкальное сопровождение. Для этого использую игры с бубном и мячом, с речевым сопровождением в котором фигурируют имена детей, а также музыкальные произведения-песенки Е. Железновой, они просты в прослушивании, хорошо запоминаются детьми, позволяют выполнять простейшие движения на подражание – всё это создаёт атмосферу доброжелательности и раскрепощенности для детей. Более сложные варианты для развития коммуникативных навыков это разучивание и применение вежливых слов. Такие игры осуществлялись сначала с игрушкой-куклой. Кукла «приходила» на занятия, знакомилась, здоровалась, дети воспринимали её с интересом. В свободной деятельности некоторые ребята подражали действиям взрослого с куклой. Также учились разучивать «мирилки». Для этого я изготовили пособие «Сердечко дружбы», и успешно применяю его. Практически в любой деятельности с детьми ставлю задачи на развитие коммуникативных навыков: при организации сюжетных игр такие задачи реализовывались через игрушку – куклу. Игрушка представлялась не просто как объект, а как реальный персонаж – дочка. Учу детей эмоционально, бережно относиться к дочке-кукле «Обними свою дочку, как мама тебя обнимает». Детям первой подгруппы, занимающимся по АОПам, предлагаю деятельность с различными предметами – кому что больше нравится. Здесь необходимо было научить детей находиться рядом друг с другом не создавая дискомфорта. Со временем дети стали кратковременно объединяться для игр парами, проявлялось небольшое взаимодействие друг с другом. Считаю, что любая коллективная деятельность, когда дети сидят за общим столом, учатся не выхватывать друг у друга предметы, действовать по очереди, способствует положительному отношению к сверстникам, воспитывает нормы поведения. Уже вначале учебного года стало понятно, что проводимая работа не может осуществляться полноценно без помощи родителей. Полученные в детском саду навыки должны повторяться и закрепляться дома. В рамках работы с родителями проводила устные консультации, подготовила серию буклетов на развитие взаимодействия в играх. Для того, чтобы рекомендации выполнялись необходимо наладить взаимопонимание с родителями, помочь им увидеть проблему, дать возможность понять, что с детьми можно и нужно заниматься, но, конечно, есть определённые особенности. Не следует требовать от ребенка быстрых результатов в развитии. Результаты, особенно вначале, будут совсем незначительными, так называемые «маленькие шаги». Но упорство и каждодневный труд при взаимодействии «педагог – родитель» обязательно дадут свои плоды. Подводя итог можно сделать выводы, что проводимая работа даёт положительную динамику в развитии у детей коммуникативных отношений, дети стали более раскованными, лучше идут на контакт, позволяют взять себя за руку, сами держат руку сверстника. Коммуникативное развитие осуществляется во всех сферах детской деятельности: обогащается речевое развитие, совершенствуются коммуникативные навыки, развивается опыт общения.
Список используемой литературы:
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2-е изд. – 2005. Страница 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности.
Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольном, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, не...
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышле...
«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »
Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе...
«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »
Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе...
«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, с применением интерактивных методов »
Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе...
Формирование коммуникативных функций у дошкольников с нарушением интеллекта
Общение дошкольника с интеллектуальным недоразвитием существенно отличается от общения нормально развивающихся детей, т.к. идет с большим отставанием....
Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями в развитии
Предоставление опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями в развитии...