Обучение пересказыванию как одному из приёмов формирования связной монологической речи
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

liliya Viktorovna

приёмы и методыобучение пересказыванию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_obuchenie_pereskazu.docx48.72 КБ
Файл konsultatsiya_obuchenie_pereskazu.docx48.72 КБ

Предварительный просмотр:

Уровень развития речи ребенка зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если  движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме.

Для развития мелкой моторики можно использовать различные упражнения с бумагой: складывать и разворачивать, скатывать и рвать, вырезать и склеивать, выполнять задания по оригами.

Попробуйте эти игры со своим ребенком:

  • складывание бумаги ширмочкой (или гармошкой).  Бумагу лучше использовать разной толщины. Начать лучше с тонкой цветной бумаги. Показав ребенку как складывать ширмочку, можно устроить соревнование, кто быстрее сложит. Или у кого будет длиннее ширмочка. Потом задание можно усложнить, взяв альбомный лист или картонный. Готовую ширмочку можно разукрасить, установить и провести небольшой пальчиковый театр.
  • накручивание на карандаш ленточку бумаги.  Эти ленточки можно делать под новый год, как серпантин на елку. Бумагу сначала резать тонкими разноцветными полосками, потом накручивать на карандаш (как круглый, так и ребристый), а потом склеивать по длине, и играть, у кого длиннее. Готовый серпантинчик можно повесить на елочку.
  • нарезание и склеивание тонких полосок. Сначала ребенок учиться нарезать тонкие полоски. Дайте ему возможность самому нарезать как он сможет. А потом покажите, как их склеивать друг с другом, чтобы получилась цветная цепочка на елочку.  Таких цепочек можно наделать любой длины и количества.
  • разрывание и сминание мелких кусочков бумаги и сложение из них картинки. Это игра противоположная  остальным. Бумагу надо не порезать, а как попало порвать или помять кусочки.

Выкладывание фигур из спичек

Спичек бояться не надо. Без коробки они совершенно безопасны, и ребенку будет очень интересно с ними поиграть, тем более если до этого ему запрещено было брать их в руки. Коробочку лучше убрать, спички высыпать на стол и начинать складывать. Сначала простые фигуры – квадрат, треугольник, ромб, буквы «Л, П, Г»  и т.д. ,

А потом посложнее – звездочку, флажок, кораблик, елочку, домик, буквы, цифры, геометрические фигуры  и т.д.  Развивается подвижность пальцев рук, потому как процесс творения очень тонкий, сложный. Для более старших детей игра усложняется тем, что выложенные фигуры надо еще приклеить. Лучше брать плотную картонную бумага. Спички клеятся на обычный клей ПВА. Полученные композиции можно разукрасить красками или засыпать мелкой яичной скорлупой. (Яичная скорлупа предварительно сваренного яйца мелко крошится в любую тару. Потом, когда, например, кораблик из спичек приклеен,  палубу густо смазать клеем и посыпать яичной скорлупой. Скорлупа прекрасно приклеивается. Лишнюю стряхнуть на лист бумаги, только аккуратно, поскольку упавшая на пол скорлупа очень колючая и может уколото ребенка и напугать. Подсохшая скорлупа замечательно разукрашивается красками!). Кроме яичной скорлупы можно использовать сухую манную крупу или соль. Тоже хорошо клеиться и красится.

Игры с пуговицами

          С пуговицами на самом деле существует огромное множество игр. И все они разнообразны! P:\Новая папка\mozaika_shep.jpg

  • перебирание пуговиц – по цвету, по форме, по количеству дырочек.
  • нанизывание пуговиц – на нитку с иголкой, на тонкую проволочку, на толстую проволочку, на веревочку и т.д. Нанизывание по цвету, чередование по форме и размерам.
  • выкладывание узоров из пуговиц с последующим их приклеиванием к картону.
  • застегивание пуговиц на одежде.
  • пришивание пуговиц.

Рисование свечкой

 Очень оригинальный способ рисования.  Для этого вам понадобятся лист жесткой бумаги, краски гуашь и острая свечка. Изначально лист бумаги надо полностью закрасить желаемым цветом. Дать ему высохнуть. А затем рисовать какой-нибудь крупный рисунок. Например, на голубом фоне белый снеговик. Или на желтом фоне – солнышко. Вариантов много – надо проявить смекалку и сделать.

Игры с веревочками и красками

 Возьмите веревочку средней длины. Шнурок, или толстую нитку. Не менее 20 см. Предложите ребенку выложить из нее контур какого-нибудь предмета или животного. Начинать надо с простых. Проще всего сложить круг, а вот квадрат уже сложнее, поскольку углов у веревочки нет и их надо выложить. Не так и много предметов, которые можно сложить из веревочки, но они есть и надо пофантазировать.

Сложная игра – это когда ниточку макают в краску и бросают (только аккуратно!) на лист бумаги. Из полученных контуров пытаются дорисовать и нарисовать какую-нибудь картинку или только предмет. (Осторожно, выпачкаться можно с ног до головы!)

Лепка  из соленого теста

 (на 4 чашки муки, чашка соли и полторы чашки воды) Все смешать, масса должна быть густая, но чтобы с ней можно было работать. Из такой массы можно вылепить всевозможные фигурки, как плоские, так и объемные. Потом их можно выпекать в духовке, а когда высохнут – расписать акварельными красками или украсить. P:\Новая папка\mozaika_pug.jpg

Конструирование или объемные аппликации

 Другими словами это поделки. Поделки из бумаги, из картона, из природных материалов, из всего этого вместе взятого и т.д. и т.п. В основном это были какие-то игрушки, как мелкие подарочки детям-гостям, или поделка под какой-нибудь праздник: Новый год, день рождение, Пасха, 8 Марта и т.д.

 



Предварительный просмотр:

Уровень развития речи ребенка зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если  движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме.

Для развития мелкой моторики можно использовать различные упражнения с бумагой: складывать и разворачивать, скатывать и рвать, вырезать и склеивать, выполнять задания по оригами.

Попробуйте эти игры со своим ребенком:

  • складывание бумаги ширмочкой (или гармошкой).  Бумагу лучше использовать разной толщины. Начать лучше с тонкой цветной бумаги. Показав ребенку как складывать ширмочку, можно устроить соревнование, кто быстрее сложит. Или у кого будет длиннее ширмочка. Потом задание можно усложнить, взяв альбомный лист или картонный. Готовую ширмочку можно разукрасить, установить и провести небольшой пальчиковый театр.
  • накручивание на карандаш ленточку бумаги.  Эти ленточки можно делать под новый год, как серпантин на елку. Бумагу сначала резать тонкими разноцветными полосками, потом накручивать на карандаш (как круглый, так и ребристый), а потом склеивать по длине, и играть, у кого длиннее. Готовый серпантинчик можно повесить на елочку.
  • нарезание и склеивание тонких полосок. Сначала ребенок учиться нарезать тонкие полоски. Дайте ему возможность самому нарезать как он сможет. А потом покажите, как их склеивать друг с другом, чтобы получилась цветная цепочка на елочку.  Таких цепочек можно наделать любой длины и количества.
  • разрывание и сминание мелких кусочков бумаги и сложение из них картинки. Это игра противоположная  остальным. Бумагу надо не порезать, а как попало порвать или помять кусочки.

Выкладывание фигур из спичек

Спичек бояться не надо. Без коробки они совершенно безопасны, и ребенку будет очень интересно с ними поиграть, тем более если до этого ему запрещено было брать их в руки. Коробочку лучше убрать, спички высыпать на стол и начинать складывать. Сначала простые фигуры – квадрат, треугольник, ромб, буквы «Л, П, Г»  и т.д. ,

А потом посложнее – звездочку, флажок, кораблик, елочку, домик, буквы, цифры, геометрические фигуры  и т.д.  Развивается подвижность пальцев рук, потому как процесс творения очень тонкий, сложный. Для более старших детей игра усложняется тем, что выложенные фигуры надо еще приклеить. Лучше брать плотную картонную бумага. Спички клеятся на обычный клей ПВА. Полученные композиции можно разукрасить красками или засыпать мелкой яичной скорлупой. (Яичная скорлупа предварительно сваренного яйца мелко крошится в любую тару. Потом, когда, например, кораблик из спичек приклеен,  палубу густо смазать клеем и посыпать яичной скорлупой. Скорлупа прекрасно приклеивается. Лишнюю стряхнуть на лист бумаги, только аккуратно, поскольку упавшая на пол скорлупа очень колючая и может уколото ребенка и напугать. Подсохшая скорлупа замечательно разукрашивается красками!). Кроме яичной скорлупы можно использовать сухую манную крупу или соль. Тоже хорошо клеиться и красится.

Игры с пуговицами

          С пуговицами на самом деле существует огромное множество игр. И все они разнообразны! P:\Новая папка\mozaika_shep.jpg

  • перебирание пуговиц – по цвету, по форме, по количеству дырочек.
  • нанизывание пуговиц – на нитку с иголкой, на тонкую проволочку, на толстую проволочку, на веревочку и т.д. Нанизывание по цвету, чередование по форме и размерам.
  • выкладывание узоров из пуговиц с последующим их приклеиванием к картону.
  • застегивание пуговиц на одежде.
  • пришивание пуговиц.

Рисование свечкой

 Очень оригинальный способ рисования.  Для этого вам понадобятся лист жесткой бумаги, краски гуашь и острая свечка. Изначально лист бумаги надо полностью закрасить желаемым цветом. Дать ему высохнуть. А затем рисовать какой-нибудь крупный рисунок. Например, на голубом фоне белый снеговик. Или на желтом фоне – солнышко. Вариантов много – надо проявить смекалку и сделать.

Игры с веревочками и красками

 Возьмите веревочку средней длины. Шнурок, или толстую нитку. Не менее 20 см. Предложите ребенку выложить из нее контур какого-нибудь предмета или животного. Начинать надо с простых. Проще всего сложить круг, а вот квадрат уже сложнее, поскольку углов у веревочки нет и их надо выложить. Не так и много предметов, которые можно сложить из веревочки, но они есть и надо пофантазировать.

Сложная игра – это когда ниточку макают в краску и бросают (только аккуратно!) на лист бумаги. Из полученных контуров пытаются дорисовать и нарисовать какую-нибудь картинку или только предмет. (Осторожно, выпачкаться можно с ног до головы!)

Лепка  из соленого теста

 (на 4 чашки муки, чашка соли и полторы чашки воды) Все смешать, масса должна быть густая, но чтобы с ней можно было работать. Из такой массы можно вылепить всевозможные фигурки, как плоские, так и объемные. Потом их можно выпекать в духовке, а когда высохнут – расписать акварельными красками или украсить. P:\Новая папка\mozaika_pug.jpg

Конструирование или объемные аппликации

 Другими словами это поделки. Поделки из бумаги, из картона, из природных материалов, из всего этого вместе взятого и т.д. и т.п. В основном это были какие-то игрушки, как мелкие подарочки детям-гостям, или поделка под какой-нибудь праздник: Новый год, день рождение, Пасха, 8 Марта и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников....

Проект Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школ...

Презентация проекта «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

Презентация содержит цели, задачи, этапы работы над проблемой, диагностику развития связной речи детей в начале работы над проектом и в конце, ожидаемые результаты....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Обучение рассказыванию, как средство формирования связной монологической речи дошкольников».

   Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о как...

Консультация для педагогов ДОУ. «Формирование связной монологической речи дошкольников посредством обучению технике пересказа и составления рассказов».

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи:- пересказом- рассказом (в элементарной форме)....

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....