План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"
методическая разработка по логопедии
Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_formirovanie_svyaznoy_rechi.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Тема: Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу
Актуальность: к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу.
Цель: всестороннее изучение состояния связной монологической речи старших дошкольников с ОНР, определение основных направлений её формирования в процессе обучения пересказу, выявление методических приёмов, способствующих более эффективному обучению.
Задачи:
- изучить состояние проблемы в логопедии, в психолингвистике, в педагогике, в психологии;
- провести сопоставительный анализ связной монологической речи старших дошкольников с ОНР и нормально развивающихся сверстников;
- установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников;
- определить направления коррекционной непосредственно образовательной деятельности по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу;
- выявить различные приёмы и методы, способствующие наиболее эффективному обучению пересказу детей;
- проведение логопедического мониторинга сформированности связной речи,
- разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов по данной проблеме.
Литература:
- Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2005
- Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2001. – 8
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.:АРКТИ, 2002. – 144с. (Биб-ка практикующего логопеда)
- Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. // Дефектология – 1986 - № 6 – с. 34 – 46
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе.- М.:ГНОМ и Д,2009
- Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение,1985.
- Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/Методическое пособие для логопедов и воспитателей.- М.:ГНОМ и Д, 2001.
- Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.
- Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Логопедия. - 2005 г. - №1 – с. 17 - 26
- Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64.
Перспективный план работы по самообразованию
задачи | мероприятия | сроки | Ожидаемый результат | ||||
1. Информационно-аналитический этап | |||||||
Повышение профессиональной компетентности | 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у старших дошкольников. 2.Изучение методических разработок по использованию различных приёмов и методов при обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу. 3.Посещение семинаров – практикумов по проблеме. | Сентябрь-ноябрь | 1.Конкретизировать содержание понятия «связная речь детей старшего дошкольного возраста». 2.Определить гипотезу исследования, методику, проблему, объект, предмет, задачи, методы обучения. 3.Выявить приёмы и методы, способствующие эффективному обучению детей с ОНР пересказу. | ||||
Взаимодействие с воспитателями | 1.Организационные вопросы программно – методического обеспечения | В течение года | 1.Учет речевых возможностей каждого ребенка. | ||||
Создание условий для организации работы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе обучения пересказу | 1. Изготовление к программным произведениям пособий по развитию связной речи. | В течение года | Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи | ||||
Педагогическое просвещение родителей | 1.Консультация: «Обучение без принуждения». 2.Проведение индивидуальных консультаций по использованию эффективных приемов при обучении дошкольников пересказу в процессе выполнения домашних заданий. | Декабрь-январь | 1. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания детей. 2. Познакомить родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи 3.Овладение родителями эффективными приёмами в работе с детьми над пересказом. | ||||
Взаимодействие с врачами | Направление к специалистам | 2 раза в год | Выполнение рекомендаций специалистов с целью комплексной коррекции недоразвития речи | ||||
Сбор анамнестических данных | Комплексное медико - психолого - педагогическое обследование детей | сентябрь | Получение целостной картины развития ребенка, уточнение логопедического заключения. | ||||
задачи | Мероприятия | сроки | Ожидаемый результат | ||||
2. Опытно-экспериментальный этап | |||||||
Анализ обследования | 1.Оформление речевых карт. 2.Комплектование подгрупп. 3.Планирование работы. | сентябрь | Сбор информации для этапа практической работы | ||||
Медицинское обследование | Индивидуальная работа с родителями | В течение года | Своевременное получение медицинского лечения | ||||
1.Разработка перспективно-тематического планирования НОД по формированию связной речи детей с ОНР. | 1.Составление перспективно-тематического плана проведения НОД по развитию связной речи. 2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами. 3.Организация консультаций. | Сентябрь
По мере реализации плана | Установление взаимосвязи логопеда и воспитателей Знакомство педагогов и родителей с эффективными приёмами и методами обучения детей с ОНР пересказу и их практическим значением в различных сторонах жизни. | ||||
Закрепление пройденного материала | 1.Рекомендации для родителей 2.Логопедический час 3. НОД (Формирование связной речи), повторение. | еженедельно | Умение свободно оперировать знаковыми символами; повышение уровня развития связной речи. | ||||
задачи | Мероприятия | сроки | Ожидаемый результат | ||||
3. Заключительно-обобщающий этап | |||||||
Оценка эффективности работы | 3.1.Итоговое логопедическое обследование; обработка и систематизация материала. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996). | Май | Определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме. |
Ожидаемые результаты:
Дети | Родители | Педагоги |
1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием. 2.Пересказ различных текстов при помощи различных методических приёмов. 3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении пересказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении). 4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира. 5.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления). | 1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ 2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания детей. 3.Знакомство родителей с работой педагогов при решении данной задачи. 4.Овладение родителями эффективными методическими приёмами пересказа. 5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе. | 1.Повышение профессионального мастерства. 2.Повышение интереса к проблеме развития связной речи старших дошкольников через знакомство педагогов с различными методическими приёмами, способствующими эффективному обучению пересказу. 4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию эффективных методических приёмов в обучении пересказу детей дошкольного возраста с ОНР.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....
Использование мнемотехнических приемов в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи....
"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"
Формирование связной речи у детей с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...
Обобщение опыты "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мнемотехники"
Представлен опыт работы педагога по использованию мнемотехники для детей с ОНР...