Проект Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Малышева Татьяна Рудольфовна

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школьному обучению. Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Заинтересованные группы: дети с ОНР, родители, творческие педагоги - дошкольники, учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учим детей рассказывать71.7 КБ
Файл proekt.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида

№ 12 ст. Должанская

муниципального образования

Ейский район

Автор проекта:

учитель - логопед

Малышева Татьяна Рудольфовна

2014 г

Содержание проекта

Пояснительная записка, актуальность……………………………………………………..1

Теоретическое обоснование проекта……………………………………………………….2

Цель, гипотеза, задачи проекта……………………………………………………………..5

Вид проекта…………………………………………………………………………………..6

Этапы реализации проекта………………………………………………………………….7

Ожидаемые результаты проекта……………………………………………………………8

План работы на 2013 – 2014уч. год………………………………………………………...9

Критерии и уровни  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста….12

Список литературы………………………………………………………………………...15

Приложения………………………………………………………………………………...17

  1. Перспективно-тематический план по формированию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности с помощью моделирования.
  2. Диагностика развития  связной речи детей старшей группы компенсирующей направленности (начало учебного года)
  3. Конспекты занятий по развитию связной речи с использованием моделирования.
  4. Консультация для родителей «Развитие связной речи детей с помощью схем - подсказок».
  5. Картотека игр для воспитателей по лексическим темам, по развитию связной речи.
  6. Схемы – описания (мнемотаблицы)
  7. Картино – графические схемы (пиктограммы)

                                                                          1

Проект

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

Пояснительная записка

      Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.  Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей и готовности ребенка к обучению в школе.

       Данный проект рассчитан на  детей старшего дошкольного возраста. В проекте рассматривается проблема формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.

       Целевые (заинтересованные)  группы: дошкольники (особенно дети с ОНР), родители, творческие педагоги, учителя начальных классов.

Актуальность

       В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.

         Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

        Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

        Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

2

Теоретическое обоснование проекта

Логопедическое воздействие при устранении ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.  Поэтому работа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР» по мнению автора проекта имеет особую сложность и актуальность. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не  превышает его возможностей.
Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих  методик, эффективность которых очевидна.

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска» (В. Шаталов).

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с ОНР и постепенной активизации нарушенных функций.   

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы. Исследования  мнестической функции  у детей с ОНР показали, что объём их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания  по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования  дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются  центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,  Л.А. Венгер, А.В.Запорожец,   Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков). 

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей с ОНР посредством использования приемов мнемотехники, автор проекта опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:  Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста", Е. И.Тихеева "Развитие речи детей";

О.Ушакова "Развитие речи детей"; Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; статьи журнала "Дошкольное воспитание":  Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , № 6, 2000; В. Гербова "Занятия по развитию речи" , № 12, 1999 г.   

3

Методологической и теоретической основой проекта являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Б.В.Головин, В.Гумбольдт, Н.И. Жинкин, А.А. Потебня, и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков).

          Анализ результатов диагностики детей речевой группы и практический опыт, основанный на реализации программы «Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, показывают, что у детей с ОНР отмечается отсутствие в самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.

 При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

 • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

• Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

• Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

• Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

           Традиционная методика обучения рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ логопеда с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот". и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Закономерно возникают вопросы:

 -Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

-Нужны ли примеры рассказов педагога до того, как ребенок сам составил текст по картине?

 -Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов .

Необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является  моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалось работами Л. С. Выготского, В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым.

4

      Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, автор решил использовать следующие технологии: метод наглядного моделирования, приёмы мнемотехники.

        В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

 - пересказ,

 - составление рассказов по картине и серии картин,

 - описательный рассказ,

 - творческий рассказ.

        Опорные картинки, мнемотаблицы, карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

         Автором проекта была поставлена цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.

5

Цель проекта. 

       Повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи средствами мнемотехники.

Гипотеза проекта.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработаны показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, как критерии определения эффективности коррекционной работы.

Активное использование мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию долговременной памяти.            

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:  

1. Осуществление  теоретического анализа лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у детей старшего возраста;                          

2.  Определение критерий, показателей и уровней развития связной речи старших дошкольников;                                                                                  

3. Проведение логопедического мониторинга сформированности связной речи;  

4. Разработка перспективно-тематического плана по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц.                                                                                                              5. Разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов

по данной проблеме;                                                                                                           6.Обогащение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Задачи проекта


1. Знакомство детей с методом наглядного моделирования.
2. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.
3. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.
4. Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей.

Объект проекта 

       Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования 

        Процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР методами мнемотехники.

6

Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.

По характеру: внутри  ДОУ

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Форма проведения: занятия, самостоятельная деятельность детей, работа с педагогами, родителями.

Срок реализации проекта – 2 года

(Сентябрь 2013 – май 2014г;  сентябрь 2014 – май 2015г)

7

Этапы реализации проекта на первый год (сентябрь 2013 – май 2014)

(старшая группа компенсирующей направленности)

I этап – подготовительный поисково-теоретический

(сентябрь-октябрь 2013г.)

1.Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

2. Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

3.Изучить методические разработки  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

4. Провести  логопедический мониторинг сформированности связной речи. 5.Разработать перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц.

                                                                                                             

II этап: основной практический

(октябрь 2013 – апрель 2014)

1.Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.

2. Провести занятия в соответствии с перспективным планом.

3. Разработать  и провести информационные консультации для родителей и педагогов по данной проблеме.                                                                                                          

4. Обогатить предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете мнемотаблицами.

III этап: итоговый заключительно – обобщающий  (май 2014)

1. Анализ коррекционно-педагогической работы за год.

2. Составление цифрового и аналитического отчета.

3. Оформление результатов проекта за год.

8

Ожидаемые результаты

Реализация данного проекта позволит:

- привлечь внимание к проблеме формирования связной речи у дошкольников с ОНР

- сформировать компетентность воспитанников в учебно-познавательной сфере, владении устной коммуникацией;                                                                                          -- повысить  эффективность обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи за счет использования  мнемотаблицы, как графически зафиксированной программы рассказа, в процессе формирования у детей навыков планирования связных развернутых высказываний,  что будет способствовать их успешному  обучению  в школе.

Дети

Родители

Педагоги

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

 

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение  знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира.

5.Формирование артикуляционного праксиса.

6.Развитие  психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ.

2. Повышение заинтересованности родителей  в коррекции недостатков связного высказывания.

3.Знакомство  родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи.

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми.

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

1.Повышение профессионального мастерства.

2.Овладение проектной деятельностью.

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и  их практическим значением в различных сторонах жизни.

4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР).

9

План работы на 2013 – 2014 год.

Эта

пы

Вид деятель

ности

Работа с детьми

Работа

с педаго гами

Работа с родите

лями

Форма регист

рации

I этап 

Изучение литературы по проблеме формирования связной речи у дошколь ников

Доклад «Целесообраз

ность использования метода моделиро

 вания при формиро  

вании

 связной речи у детей с общим недоразвитием речи».

Определение критерий и уровней развития связной речи детей в начале года

Диагно

стическое обследо

вание

Ознакомление с результатами обследования

Речевые карты

Таблица «Развитие

связной речи у детей старшей группы»

Разработка перспективно

го плана по развитию связной речи с использо

ванием мнемотаблиц.

                     

Определе

ние направле

ния работы по данной проблеме

Перспективный план

по развитию

связной речи 

детей старшего

дошкольного

 возраста с

ОНР с использо

ванием

мнемотаблиц.                                            

                                                                                     

                                                             

II этап

Разработка серии конспектов в соответствии с лексиче скими темами и перспектив ным планом работы.

Организа

ция образо вательной деятельности: фрон

тальные, индивиду

альные,

подгрупповые

занятия.

Методиче

ские рекоменда

ции

Посещение занятий:

показ фрагментов по развитию связной речи с применением  метода мнемотехники

Конспекты занятий

Тетрадь взаимосвязи

учителя – логопеда

и воспитателей

Консуль

тации

«Развитие связной речи старших дошкольни

ков с применен

ем нагляд ного моде лирования и графичес

ких схем»

«Развитие связной речи детей с помощью схем - подсказок».

Проведение индивидуаль

ных консуль таций по испо льзованию мнемотехни ческих приемов в процессе занятий с детьми

Методический  

материал для родительского

всеобуча

Дидактический

материал

Семинар – практикум:

« Игровые методы работы в логопедической практике»

Методический  

материал –

картотека игр

Мастер - класс

Занятие

«Составление описа тельных рассказов о перелёт ных пти цах с испо льзовани

ем мнемо таблицы»

Открытый просмотр

Презентация

занятия

«Составление описательных

рассказов о

 перелётных птицах

с использованием

мнемотаблицы»

Педагогичес

кая мастерская

Пополнение методиче

ской копилки

.

Дидактический

материал

III этап

Сообщение

«Использова

ние метода наглядного моделирования – залог дина мики речевого развития каждого ребёнка».

Протокол

родительского

собрания

Итоговое логопедиче

ское обследо вание;

обработка и систематиза

ция матери ала,  письменное оформление проекта.

Диагно

стическое обследо

вание

Ознакомле

ние с резуль татами обследова

ния

Ознакомление с результатами обследования

Речевые карты

Таблица «Развитие

связной речи у детей старшей группы»

Защита проекта

Презентация

«Формирование

связной монологиче

ской речи у дошколь

ников  посредст

вом использования приёмов мнемотех

ники в старшей 

группе

компенсирующей направленности»

12

Критерии и уровни  развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста

Показатель связности речи - использование языковых средств  связи.

Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности.

Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения. 

Виды работ по разви тию речи

Качественные показатели уровней речевого развития (в баллах)

3

2

1

0

Пере сказ

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание  текста, соблюдается  связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного  языка

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного восприятия, отсутствие художественно-стилистических элементов;  единичные нарушения структуры предложения

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно  нарушена. Отмечаются пропуски  частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовате льность изложения. Отмечается бедность и однообразие, употребляе мых языковых средств

Расс каз по серии сюжетных картин

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие "опрос", указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны  пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушение смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Рассказ  

составлен с применением повторных наводящих вопросов и указаний на соответствую

щую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существен ных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие  рассказов изображаемому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислениием действий, представлен ных на картинках

Описатель ный рас сказ

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют   связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств  соответствует возрасту

Рассказ  составлен в соответствии  с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтетические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей чести фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и  другие аграмматизмы

Отсутствуют один  или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествова ния; грубые лексико-грамматиче ские недостатки, затрудняю щие восприятие рассказа

Рас сказ по сюжетной кар тине

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последователь ность изложения. Творческая задача решена в создании доста точно разверну того сюжета и адекватных об разов. Языковое оформление  соответствует грамматическим нормам.

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задачи, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативностьотсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает комму никативную

целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изло жения нарушена.

Рассказ составлен целиком по наводящим
вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен не завершен. Резко нарушена связность повествова ния; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовате льность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняю щий восприятие рассказа

Уровни речевого развития:
I уровень: низкий – от 0 до 3 баллов;            II уровень: средний – от 4 до 8 баллов;
III уровень: высокий –  от 9 до 12 баллов.

15

Список литературы

1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе /О. С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д 2009. Стр. 9

2.  Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе /О. С. Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

3. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников:Кн. Для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006.

4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

8.  В.В.Коноваленко,  С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна» Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2003.

9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет. Сценарии игр и развлечений в летний период. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009.

11.Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2009

12. О. А. Скоролупова Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно –прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009

13. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелётные птицы» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

14. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

15. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.

16. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.

17. Реан А. А., Костромина С. Н. Как подготовить ребёнка к школе. – СПб: Питер Ком, 1998.

18. Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе/ авт. -сост. Ю. В. Останкова. – Волгоград: Учитель, 2007.

19. Викжанович С. Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм. –М.: национальный книжный центр, 2016.

Приложения

  1. Перспективно-тематический план по формированию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности с помощью моделирования.

  1. Диагностика развития  связной речи.

  1. Конспекты занятий по развитию связной речи с использованием моделирования.

  1. Консультация для родителей «Развитие связной речи детей с помощью схем - подсказок».

  1. Картотека игр по лексическим темам, по развитию связной речи для воспитателей.

  1. Схемы – описания (мнемотаблицы)

  1. Картино – графические схемы (пиктограммы)

                               

                                    Перспективно-тематический план

по формированию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности с помощью моделирования.

недели

Дата

Формирование лексико -  грамматических средств языка

Развитие

связной речи

4

23.09 – 27.09

Осень. Огород, овощи.

Образование множественного числа существительных.

Пересказ описательного рассказа об овоще  с опорой на схему.

5

30.09 – 04.10

Осень. Сад,  фрукты.

Относительные прилагательные.

Составление описательных рассказов о фруктах с опорой на схему.

6

07.10 – 11.10

Осень. Лес, лиственные деревья.

Родительный падеж  единствен ного числа существительных.

Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.

7

14.10 – 18.10

Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Притяжательные местоимения мой, моя

Составление описательных рассказов – об одежде с опорой на схему.

8

21.10 – 25.10

Домашние животные.

Согласование числительных один, одна с существительными в роде.

Составление описательных рассказов

о домашних животных по мнемотаблице.

9

28.10 – 01.11

Дикие животные наших лесов.

Притяжательные прилагательные.

Составление описательных рассказов

о диких  животных по мнемотаблице.

10

05.11 –

08.11

Домашние птицы.

Согласование числительных два, две с существительными.

Составление описательных рассказов о домашних птицах по мнемотаблице.

11

11.11 – 15.11

Перелётные птицы.

Винительный падеж существи тельных в ед. числе.

Составление описательных рассказов о перелётных  птицах по мнемотаблице.

14

02.12 –

06.12

Зима. Зимние признаки, природные явления.

Родственные слова.

Составление описательного рассказа о зиме по мнемодорожкам.

15

09.12 – 13.12

Зима. Зимующие птицы.

Глаголы 3-го лица ед. и мн. числа настоящего времени.

Составление описательных рассказов о зимующих птицах с использованием схемы.

16

16.12 –

20.12

Зима. Хвойные деревья.

Предложный падеж существи тельных в ед.  числе.

Составление описательного рассказа о хвойных деревьях с использованием схемы.

19

20.01 – 24.01

Дом. Мебель.

Предлоги  на, под

Составление описательных рассказов о мебели с использованием схемы.

20

27.01 – 31.01

Дом. Посуда.

Относительные прилагательные.

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»  по пиктограммам.

22

10.02 – 14.02

Зимние виды спорта. Олимпиада. Глаголы муж. и жен. рода  в пр. времени.

Пересказ рассказа  «Если хочешь быть здоров» по пиктограммам.

24

24.02 – 28.02

8 Марта. Женские профессии.

Творительный падеж сущ. в единственном числе.

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы.

25

03.03 –

07.03

8 Марта

Дательный падеж существите льных единственного числа.

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

26

11.03 – 14.03

Игрушки

Изменение имён существите льных в ед. числе по падежам.

Составление описательных рассказов об игрушках с использованием схемы.

27

17.03 – 21.03

Народная игрушка

Подбор нескольких определений к предметам.

Пересказ рассказа о народной игрушке – матрёшке по мнемотаблице.

28

24.03 – 28.03

Ранняя весна. Природные явления.

Подбор нескольких определений к объектам и явлениям.

Составление описательного рассказа о весне по мнемодорожкам.

29

31.03 – 04.04

Весна. Перелётные птицы.

Приставочные глаголы.

Составление описательных рассказов о перелётных птицах с использованием схемы.

32

21.04 – 25.04

Транспорт

Приставочные глаголы

Составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы.

35

12.05 – 16.05

Лето. Сезонные изменения.

Имена прилагательные в сравнительной степени.

Составление описательного рассказа о лете по мнемодорожкам.

36

19.05 – 23.05

Лето.

Насекомые

Предлоги к, от

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы.

 Диагностика развития связной речи.

Показатель на начало учебного года

Низкий уровень – 8 детей  66,5%

Средний уровень – 4 ребёнка  33,5%

Высокий уровень – 0 детей  0%



Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида

№ 12 ст. Должанская

муниципального образования

Ейский район

Автор проекта:

учитель - логопед

Малышева Татьяна Рудольфовна

2016 г

Пояснительная записка

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.  Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей и готовности ребенка к обучению в школе.

Данный проект рассчитан на  детей старшего дошкольного возраста. В проекте рассматривается проблема формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.

Целевые (заинтересованные)  группы: дошкольники (особенно дети с ОНР), родители, творческие педагоги, учителя начальных классов.

Актуальность

В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Теоретическое обоснование проекта

Логопедическое воздействие при устранении ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.  Поэтомуработа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР» по мнению автора проектаимеет особую сложность и актуальность. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не  превышает его возможностей.
Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих  методик, эффективность которых очевидна.

«Даже мгновенноеозарение может стать той первой искрой,из которой рано или поздно возгорится пламятворческого поиска» (В. Шаталов).

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с ОНР и постепенной активизации нарушенных функций.  

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы. Исследования  мнестической функции  у детей с ОНР показали, что объём их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания  по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования  дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются  центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,Л.А. Венгер, А.В.Запорожец,   Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков).

Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определённая информация

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Составление рассказа с опорой на символы (образы).

решает следующие задачи:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия,

мышления, особенно, образного;

кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в

абстрактные знаки, символы;

перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных

символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

воспроизведении информации.

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей с ОНР посредством использования приемов мнемотехники, автор проекта опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:  Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста", Е. И.Тихеева "Развитие речи детей";

О.Ушакова "Развитие речи детей"; Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; статьи журнала "Дошкольное воспитание":  Т. Гризик"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , № 6, 2000; В. Гербова"Занятия по развитию речи" , № 12, 1999 г.

Методологической и теоретической основой проекта являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Б.В.Головин, В.Гумбольдт, Н.И. Жинкин, А.А. Потебня, и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков).

Анализ результатов диагностики детей речевой группы и практический опыт, основанный на реализации программы «Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, показывают, что у детей с ОНР отмечается отсутствие в самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.

 При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

 • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

• Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

• Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

• Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Традиционная методика обучения рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ логопеда с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот".и т. д., длительными паузами между предложениями.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Закономерно возникают вопросы:

 -Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

-Нужны ли примеры рассказов педагога до того, как ребенок сам составил текст по картине?

 -Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов .

Необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является  моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалось работами Л. С. Выготского, В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, автор решил использовать следующие технологии: метод наглядного моделирования,приёмы мнемотехники.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

 - пересказ,

 - составление рассказов по картине и серии картин,

 - описательный рассказ,

 - творческий рассказ.

Опорные картинки, мнемотаблицы, карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

Автором проекта была поставлена цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.

Цель проекта.

Повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи средствами мнемотехники.

Гипотеза проекта.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработаны показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, как критерии определения эффективности коррекционной работы.

Активное использование мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию долговременной памяти.            

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:  

1.Осуществление  теоретического анализа лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у детей старшего возраста;                          

2.Определение критерий, показателей и уровней развития связной речи старших дошкольников;                                                                                  

3.Проведение логопедического мониторинга сформированности связной речи;  

4.Разработка перспективно-тематического плана по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц.                                                                                                              5.Разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов

по данной проблеме;                                                                                                           6.Обогащение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Задачи проекта


1. Знакомство детей с методом наглядного моделирования.
2. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.
3. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.
4. Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей.

Объект проекта

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования

        Процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР методами мнемотехники.

Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.

По характеру: внутри  ДОУ

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Форма проведения: занятия, самостоятельная деятельность детей, работа с педагогами, родителями.

Срок реализации проекта – 2 года

(Сентябрь 2013 – май 2014г;  сентябрь 2014 – май 2015г)

Этапы реализации проекта на первый год (сентябрь 2014 – май 2015)

(старшая группа компенсирующей направленности)

I этап–подготовительный поисково-теоретический

(сентябрь-октябрь 2014г.)

1.Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

2. Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

3.Изучить методические разработки  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

4. Провести  логопедический мониторинг сформированности связной речи.

5.Разработать перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц.

II этап: основной практический

(октябрь 2014 – апрель 2015)

1.Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.

2. Провести занятия в соответствии с перспективным планом.

3.Разработать  и провести информационные консультации для родителей и педагогов по данной проблеме.

4. Обогатить предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете мнемотаблицами.

III этап: итоговый заключительно – обобщающий(май 2015)

1.Анализ коррекционно-педагогической работы за год.

2. Составление цифрового и аналитического отчета.

3. Оформление результатов проекта за год.

Этапы реализации проекта на второй год (сентябрь 2015 – май 2016)

(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)

I этап–подготовительный поисково-теоретический

(сентябрь-октябрь 2015г.)

1. Продолжить теоретический анализ  литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

2.Продолжить изучение методических разработок  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести  логопедический мониторинг сформированности связной речи у детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на начало учебного года.

5.Разработать перспективный план по развитию связной речи детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР с использованием мнемотаблиц, пиктограмм.

II этап: основной практический

(октябрь 2015 – апрель 2016)

1.Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.

2. Провести занятия в соответствии с перспективным планом.

3.Разработать  и провести информационные консультации для родителей и педагогов по данной проблеме.

4. Обогатить предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете мнемотаблицами.

III этап: итоговый заключительно – обобщающий (май 2016)

1.Анализ коррекционно-педагогической работы за год.

2. Составление цифрового и аналитического отчета.

3. Оформление результатов проекта за год.

Ожидаемые результаты

Реализация данного проекта позволит:

- привлечь внимание к проблеме формирования связной речи у дошкольников с ОНР

-сформировать компетентность воспитанников в учебно-познавательной сфере, владении устной коммуникацией;                                                                                          -- повысить  эффективность обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи за счет использования мнемотаблицы, как графически зафиксированной программы рассказа, в процессе формирования у детей навыков планирования связных развернутых высказываний, что будет способствовать их успешному  обучению  в школе.

Дети

Родители

Педагоги

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение  знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира.

5.Формирование артикуляционногопраксиса.

6.Развитие  психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ.

2. Повышение заинтересованности родителей  в коррекции недостатков связного высказывания.

3.Знакомство  родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи.

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми.

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

1.Повышение профессионального мастерства.

2.Овладение проектной деятельностью.

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и  их практическим значением в различных сторонах жизни.

4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР).

План работы на 2014 – 2015 год.

Эта

пы

Вид деятель

ности

Работа с детьми

Работа

с педагогами

Работа с родите

лями

Форма регист

рации

I этап

Изучение литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников

Доклад «Целесообраз

ность использования метода моделиро

вания при формиро

вании

 связной речи у детей с общим недоразвитием речи».

Определение критерий и уровней развития связной речи детей в начале года

Диагно

стическоеобследо

вание

Ознакомление с результатами обследования

Речевые карты

Таблица «Развитие

связной речи у детей старшей группы»

Разработка перспективно

го плана по развитию связной речи с использо

ванием мнемотаблиц.

Определе

ниенаправле

ния работы по данной проблеме

Перспективный план

по развитию

связной речи

детей старшего

дошкольного

 возраста с

ОНР с использо

ванием

мнемотаблиц.                                            

II этап

Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.

Организа

цияобразовательной деятельности: фрон

тальные, индивиду

альные,

подгрупповые

занятия.

Методиче

скиерекоменда

ции

Посещение занятий:

показ фрагментов по развитию связной речи с применением  метода мнемотехники

Конспекты занятий

Тетрадь взаимосвязи

учителя – логопеда

и воспитателей

Консуль

тации

«Развитие связной речи старших дошкольни

ков с применен

ем наглядного моделирования и графичес

ких схем»

«Развитие связной речи детей с помощью схем - подсказок».

Проведение индивидуаль

ныхконсультаций по использованиюмнемотехнических приемов в процессе занятий с детьми

Методический  

материал для родительского

всеобуча

Дидактический

материал

Семинар – практикум:

« Игровые методы работы в логопедической практике»

Методический  

материал –

картотека игр

Мастер - класс

Занятие

«Составление описательных рассказов о перелётныхптицах с использовани

еммнемотаблицы»

Открытый просмотр

Презентация

занятия

«Составление описательных

рассказов о

 перелётных птицах

с использованием

мнемотаблицы»

Педагогичес

кая мастерская

Пополнение методиче

Ской копилки

.

Дидактический

материал

III этап

Сообщение

«Использова

ние метода наглядного моделирования – залог динамики речевого развития каждого ребёнка».

Протокол

родительского

собрания

Итоговое логопедиче

скоеобследование;

обработка и систематиза

ция материала,  письменное оформление проекта.

Диагно

стическоеобследо

вание

Ознакомле

ние с результатамиобследова

ния

Ознакомление с результатами обследования

Речевые карты

Таблица «Развитие

связной речи у детей старшей группы»

Защита проекта

Презентация

«Формирование

связной монологиче

ской речи у дошколь

никовпосредст

вом использования приёмов мнемотех

никив старшей

группе

компенсирующей направленности»

План работы на 2015 – 2016 год.

Эта

пы

Вид деятель

ности

Работа с детьми

Работа

с педагогами

Работа с родителями

Форма

регистрации

I этап

Изучение литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников

Доклад «Развитие

связной речи детей дошкольного возраста

через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов

с помощью моделиро

вания».

Определение критерий и уровней развития связной речи детей в начале года

Диагно

стическое

обследо

вание

Ознакомле

ние с результата

ми обследова

ния

Речевые карты

Результаты

диагностики на начало

учебного года.

Разработка перспективно

го плана по развитию связной речи с использо

ванием мнемотаблиц.

Определе

ние направле

ния работы по данной проблеме

Перспективный план

по развитию

связной речи

детей подготовитель

ной к школе

группе компенси

рующей направлен

ности с использо

ванием мнемотаблиц.                                            

II этап

Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.

Организа

ция образовательной деятельности: фрон

тальные, индивиду

альные занятия

Методиче

ские рекоменда

ции

Посещение занятий: показ фрагментов по развитию связной речи с применени

ем  метода мнемотехники

Дальнейшее знакомство с новой технологи

ей на родитель

ских собраниях.

Конспекты занятий

Тетрадь взаимосвязи

учителя – логопеда

и воспитателей

Протоколы

родительских

собраний

Консуль

тации

«Развитие связной речи старших дошкольни

ков с применен

ем наглядного моделирования и графичес

ких схем»

«Развитие связной речи детей с помощью схем - подсказок».

Проведение индивиду

альных консульта

ций по использованию мнемотехнических приемов в процессе занятий с детьми

Методический  

материал для родитель

ского всеобуча

Мастер - класс

Организо

ванная образовательная деятель

ность

Открытый просмотр

Презентация

занятия

Конспект занятия по

развитию связной

речи на тему: Зима.

Пересказ рассказа

М. Пришвина «Дятел».

Семинар – практикум

Всеобуч для педагогов

Презентация проекта

«Формирование

связной монологической

речи у дошкольников посредством использо

вания приёмов мнемо

техники в подготовитель

ной к школе  группе компенсирующей направленности»

Дидактический

материал (пиктограммы  к

текстам в соответствии

 с перспективным планированием)

Педагогичес

кая мастерская

Публикация на профес

сиональном сайте

http://www.ru.maam

.

Учебно –

методический

материал

III этап

Сообщение на родительском собрании

«Использо

вание метода наглядного моделирования – залог динамики речевого развития каждого ребёнка».

Протокол

родительского

собрания

Итоговое логопедиче

ское обследо вание; обра ботка и систе матизация материала,  письменное оформление отчёта.

Диагно

стическое

обследо

вание

Ознакомле

ние с резуль татами обследова

ния

Ознакомление с резуль татами обследова ния

Речевые карты

Результаты

диагностики на конец

учебного года.

Критерии и уровни  развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста

Показатель связности речи - использование языковых средств  связи.

Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности.

Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.

Виды работ по развитию речи

Качественные показатели уровней речевого развития (в баллах)

3

2

1

0

Перес

каз

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание  текста, соблюдается  связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного  языка

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного восприятия, отсутствие художественно-стилистических элементов;  единичные нарушения структуры предложения

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно  нарушена. Отмечаются пропуски  частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие, употребляемыхязыковых средств

Рас

сказ по серии сюжетных картин

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие "опрос", указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны  пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушение смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Рассказ  

составлен с применением повторных наводящих вопросов и указаний на соответствую

щую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие  рассказов изображаемому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислениием действий, представленных на картинках

Описатель

ный рас

сказ

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют   связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств  соответствует возрасту

Рассказ  составлен в соответствии  с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтетические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей чести фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и  другие аграмматизмы

Отсутствуют один  или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа

Рас

сказ по сюжетной карти

не

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление соответствует грамматическим нормам.

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задачи, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативностьотсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает комму никативную

целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

Рассказ составлен целиком по наводящим
вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

Уровни речевого развития:
I уровень: низкий – от 0 до 3 баллов; II уровень: средний – от 4 до 8 баллов;
III уровень: высокий –  от 9 до 12 баллов.

Список литературы

1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе /О. С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д 2009. Стр. 9

2.  Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе /О. С. Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

3. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников:Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006.

4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

8.  В.В.Коноваленко,  С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна» Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2003.

9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет. Сценарии игр и развлечений в летний период. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009.

11.Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2009

12. О. А. Скоролупова Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно –прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009

13. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелётные птицы» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

14. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

15. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.

16. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.

Приложения

  1. Перспективно-тематический план по формированию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности с помощью моделирования.
  2. Перспективно-тематический план по формированию связной речи у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с помощью моделирования.
  3. Диагностика развития  связной речи детей старшей группы компенсирующей направленности (начало - конец учебного года)
  4. Диагностика развития  связной речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (начало - конец учебного года)
  5. Конспекты занятий по развитию связной речи с использованием моделирования.
  6. Консультации для родителей.
  7. Картотека игр для воспитателей по лексическим темам, по развитию связной речи.
  8. Схемы – описания (мнемотаблицы)
  9. Картино – графические схемы (пиктограммы)
  10. Презентация открытого занятия по развитию связной речи на тему: Зима. Пересказ рассказа  М. Пришвина «Дятел».
  11. Всеобуч для педагогов «Формирование связной монологической  речи у дошкольников посредством использования приёмов мнемотехники в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности»
  12. Дидактический материал (пиктограммы  детей к текстам в соответствии с перспективным планированием).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной монологической речи у дошкольников с ФФНР посредством сказкотерапии

Сегодня поиск эффективных методов и форм логопедической помощи дошкольникам продолжается, что напрямую связано с ведущими тенденциями модернизации целостной системы общего образования и её базовой дош...

Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР средствами мнемотехники

Консультация для родителей, в которой описаны основные трудности в овладении связной монологической речью детьми с ОНР. Дано определение и суть мнемотехники, советы по ее применению....

Презентация проекта «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

Презентация содержит цели, задачи, этапы работы над проблемой, диагностику развития связной речи детей в начале работы над проектом и в конце, ожидаемые результаты....

Презентация по логопедии на тему «Использование элементов наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР».

Разработка системы работы с детьми, в старшем дошкольном возрасте. Использовалась методика Глухова. Проведён анализ результатов, сравнение, показан итог.Методика обследования связной речи Глухова В. П...

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...

«Формирование связной монологической речи у дошкольников средствами мнемотехники»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Чтобы облегчить, ускорить и сделать процесс формирования связной речи более привлекательным для ...