Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи
2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников.
Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска.
В исследовании приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.
Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3)провести диагностику уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Для определения уровня сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12].
При обследовании монологической речи повествовательного типа:
Ø Умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом.
Ø Способен ли вычленить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?
Ø Может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).
Ø Выявление умения ребенка ориентироваться в структуре повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец произведения.
При обследовании монологической речи описательного типа:
Ø Умеет ли ребенок определять объект речи.
Ø Выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется в последовательном перечислении признаков, относящихся к следующим группам:
1-я группа – внешние (телесные) признаки: качества и свойства;
2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект).
С целью изучения особенности формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12].
Методика 1.
Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний.
Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение).
Проведение обследования: обследование включает в себя два этапа.
Первый этап.
1. Педагог выкладывает перед ребенком четыре картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки перепутались, но в них спрятался рассказ (сказка). Разложи картинки в той последовательности, в какой развивались события в рассказе».
Фиксируется, в какой последовательности ребенок выложил картинки (по номерам картинок).
2. Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»
Ответ ребенка коротко записывается; обращается внимание на степень развернутости ответа (например:«Этот рассказ про девочку, мальчика и собаку»; «Этот рассказ про то, как девочка не испугалась большую, страшную собаку»).
3. Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ.
Рассказ дословно записывается в тетрадь или на диктофон. Педагог благодарит ребенка.
Анализ результата.
Второй этап.
Предварительно воспитатель знакомит всех детей со сказкой «Курочка, мышка и тетерев». Далее обследование проводится в индивидуальной форме.
Педагог интересуется, помнит ли ребенок сказку. Предлагает:
v Пересказать начало сказки («У этой сказки есть начало.Расскажи его»);
v Перечислить события средней части («Перечисли все события в середине сказки»);
v Пересказать конец сказки («Расскажи конец сказки»).
Примечание. Если ребенок увлекается пересказом (рассказывает все от начала до конца), то надо выслушать его и попросить повторить задание («Повтори, о чем я тебя просила»).
Анализ результата.
Если ребенок правильно повторяет задание педагога, то воспитатель интересуется: «Ты считаешь, что выполнил задание?» В случае утвердительного ответа ребенка ставится « 1балл ».
Если ребенок не может повторить задание педагога, то воспитатель дает установку во второй раз и предоставляет ребенку еще одну возможность выполнить задание.
Методика 2.
Цель: изучение особенностей описательных высказываний.
Оборудование: две картинки: с изображением робота и куклы (малыша с соской и бутылочкой).
Проведение обследования: Педагог предлагает детям две картинки на выбор: с изображением робота и куклы. Предлагает описать картинку.
В дополнительных наблюдениях фиксируется интерес ребенка к описанию объекта; внеречевые реакции, замена слов показом, тяготение к повествовательному высказыванию.
Описания детей записываются с последующим анализом.
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
По результатам изучения развития связной речи у детей седьмого года жизни при выполнении предложенных заданий на данном этапе в зависимости от общего количества баллов установлено было три уровня умений.
Результаты диагностики представлены в Таблице 2 (приложение), где
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Схема оценки уровней выполнения заданий (Таблица 1, приложение).
Количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни представлен в таблице № 2 (приложение).
Данные таблицы свидетельствуют о примерной равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между детьми по уровню развития связной речи детей примерно одинаково.
Для детей обеих групп сложным оказалось задание по методике 1 (первый, второй этап), которое выполнено на низком уровне.
В процентном соотношении уровни развития связной речи детей в контрольной и экспериментальной группах представлены в Таблице 3 (приложение). Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень развития связной речи на десять процентов выше, что впрочем, не играет особой роли.
Наглядно это представлено в виде диаграммы (Диаграмма 1, приложение), поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы
Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...
Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы
Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Обучение рассказыванию, как средство формирования связной монологической речи дошкольников».
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о как...
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками....
Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, ...
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. По данным собственных наблюдений, большинство детей, по...