Презентация проекта «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему
Презентация содержит цели, задачи, этапы работы над проблемой, диагностику развития связной речи детей в начале работы над проектом и в конце, ожидаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta_-_kopiya.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обследование связной речи дошкольников с ОНР в начальном периоде обучения выявило у них следующие проблемы: - частичное или полное нераскрытие темы -отсутствие самостоятельности в составлении пересказа; - отсутствие плавности речи, (нарушение логической последовательности изложения), - затруднения в лексико - грамматическом структурировании высказываний, -смысловые пропуски; - незавершенность фрагментов, микротем ; - длительные паузы на границах фраз, частей.
Показатель на начало учебного года Низкий уровень – 8 детей 66,5% Средний уровень – 4 ребёнка 33,5% Высокий уровень – 0 детей 0% Диагностика развития связной речи.
Диагностика развития связной речи.
Задачи проекта 1.Знакомство детей с методом наглядного моделирования. 2. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования . 3. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники. 4. Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей. Цель проекта Повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи средствами мнемотехники.
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Актуальность проекта
Время реализации проекта – 2 года Этапы проекта: I . Подготовительный II . Основной III . Заключительный Сентябрь 2013 – май 2014г Сентябрь 2014 – май 2015г
I этап – подготовительный поисково-теоретический ( сентябрь-октябрь 2013г.) 1.Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников. 2. Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 3.Изучить методические разработки по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. 4. Провести логопедический мониторинг сформированности связной речи. 5.Разработать перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц . Этапы реализации проекта на первый год
октябрь 2013 – апрель 2014 1.Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы. 2. Провести занятия в соответствии с перспективным планом. 3. Разработать и провести информационные консультации для родителей и педагогов по данной проблеме. 4. Обогатить предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете мнемотаблицами . II этап: основной практический
1. Анализ коррекционно-педагогической работы за год. 2. Составление цифрового и аналитического отчета. 3. Оформление результатов проекта за год. III этап: итоговый заключительно – обобщающий май 2014
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы .
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация . Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Составление рассказа с опорой на символы (образы). решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного; кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы; перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания: - пересказ, - составление рассказов по картине и серии картин, - описательный рассказ, - творческий рассказ.
Опорные картинки, мнемотаблицы , карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.
Ожидаемые результаты Старшая группа: дети составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения. Используя схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец) ; развивается интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные)
Ожидаемые результаты Подготовительная группа Подготовительная группа : дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст, используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания, составляют текст, проявляя творчество.
Таким образом, с помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем: Активизируется словарный запас; Расширяется круг знаний об окружающем мире; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; Свободно пересказывают и составляют сказки, рассказы; Развивается фантазия и творческое воображение детей.
Схема описательного рассказа о профессиях людей Это повар. Он одет в белый халат, а на голове у него колпак. Повар может работать в детском саду, школе, кафе, ресторане. У него очень важная работа. Он готовит вкусную и полезную пищу для людей. Для работы ему нужны разные инструменты и оборудова ние : нож, поварёшка, электрическая плита и духовой шкаф.
Этапы реализации проекта на второй год I этап – подготовительный поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2014г.) 1. Продолжить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников. 2.Продолжить изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. 4. Провести логопедический мониторинг сформированности связной речи у детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на начало учебного года. 5.Разработать перспективный план по развитию связной речи детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР с использованием мнемотаблиц , пиктограмм.
II этап: основной практический (октябрь 2014 – апрель 2015) 1.Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы. 2. Провести занятия в соответствии с перспективным планом. 3.Разработать и провести информационные консультации для родителей и педагогов по данной проблеме. 4. Обогатить предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете мнемотаблицами .
III этап: итоговый заключительно – обобщающий(май 2015) 1.Анализ коррекционно-педагогической работы за год. 2. Составление цифрового и аналитического отчета. 3. Оформление результатов проекта за год.
« Спасибо за приятный час! Спасибо за приятный день! До новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной монологической речи у дошкольников с ФФНР посредством сказкотерапии
Сегодня поиск эффективных методов и форм логопедической помощи дошкольникам продолжается, что напрямую связано с ведущими тенденциями модернизации целостной системы общего образования и её базовой дош...
Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР средствами мнемотехники
Консультация для родителей, в которой описаны основные трудности в овладении связной монологической речью детьми с ОНР. Дано определение и суть мнемотехники, советы по ее применению....
Проект Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школ...
Презентация по логопедии на тему «Использование элементов наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР».
Разработка системы работы с детьми, в старшем дошкольном возрасте. Использовалась методика Глухова. Проведён анализ результатов, сравнение, показан итог.Методика обследования связной речи Глухова В. П...
«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...
«Формирование связной монологической речи у дошкольников средствами мнемотехники»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Чтобы облегчить, ускорить и сделать процесс формирования связной речи более привлекательным для ...