Отделение дошкольного образования детей государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 635 Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по развитию речи
с использованием интерактивных компьютерных технологий
для старшей группы «Солнышко»
«Путешествие в страну сказок»
Авторы-разработчики: Куликова Л.Г., Яковлева Е.А.
Возрастная адресованность: дети 5-6 лет.
Длительность: 25 минут.
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей.
Педагогический замысел:
Социально-коммуникативное развитие:
- Формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость.
Познавательное развитие:
- Закрепить знания о сказках;
- Обучение ориентироваться по схеме;
- Развитие зрительной памяти, внимания, мышления.
Речевое развитие:
- Совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам;
- Закрепить умение подбирать слова-антонимы;
- Развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм.
Художественно-эстетическое развитие:
- Побуждать обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений.
Физическое развитие:
- Развитие потребности в двигательной активности.
Демонстрационные материалы к образовательной деятельности: Мультимедийный проектор и экран, презентация Power Point «Путешествие в страну сказок», карточки с изображением сказочных персонажей, медали по количеству детей, книга «Сказки», шкатулка.
Предварительная подготовка детей:
- Чтение детям сказок и обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам;
- Разучивание физкультминутки «Путешествие»
Ход деятельности:
Воспитатель приглашает детей в путешествие и спрашивает, хотят ли они туда отправится? Предупреждает, что в любое путешествие нужно отправляться в хорошем настроении и предлагает встать в круг, взяться за руки и произнести все вместе слова:
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!
Воспитатель хвалит детей и замечает, что от улыбок в зале стало светлее и предлагает детям сесть на стулья.
Воспитатель произносит слова:
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И конечно поиграть.
И спрашивает у детей, любят ли они сказки? Воспитатель хвалит детей и говорит, что сказка – это счастье и тому, кто верит, сказка непременно отворит все двери.
Воспитатель включает слайд 1, на котором изображена сказочная страна и рассказывает, что далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридевятом государстве находится огромная страна Сказок, но никто не знает, где она, и спрашивает, может кто-нибудь из ребят знает, как добраться туда?
Воспитатель предлагает детям добраться в эту страну по волшебной карте, где указан путь и включает слайд 2 с изображением пустой карты.
Воспитатель удивлен и не понимает, кто это так пошутил? И тут забегает Шапокляк с волшебной книгой и говорит, что это она все стерла с карты. На карте появится путь следования в страну Сказок, если ребята выполнят все задания из волшебной книги.
Воспитатель спрашивает детей, смогут ли они выполнить задания Шапокляк, не испугаются ли трудностей? Тогда, вперёд!
Шапокляк спрашивает у детей, много ли в ее книге страниц и радостно объявляет, что заданий тоже будет много, но она не уверена, что ребята с ними справятся и довольно потирает руки, а потом зовет детей за собой в страну Сказок!
Воспитатель говорит ребятам, чтобы отправиться в путь и преодолеть преграды, нужно хорошо знать сказки и сказочных героев. Шапокляк оживляется и говорит, что хочет проверить, как дети их знают. Объясняет, что на странице из ее книги спрятались сказочные герои, нужно рассказать про них и достает карточки.
Дети берут карточки, на которых изображены сказочные герои и рассказывают про того героя, который ему достался (Колобок, Снегурочка, Крокодил Гена и Чебурашка, Три медведя, Муха-Цокотуха, Мойдодыр, Красная шапочка, Волк и козлята, Царевна-Лягушка, Буратино)
Слайд 3 (на слайде появляются герои, о которых рассказывают дети).
Воспитатель говорит, что дети знают очень много сказочных героев, хвалит их и объявляет, что все справились хорошо с заданием и можем идти дальше. Шапокляк говорит, что хоть с этим заданием и справились, но со следующим ничего не получится!
Слайд 4 с изображением крутого оврага.
Воспитатель спрашивает, что же ребята видят? Шапокляк говорит, что
перед ребятами крутой овраг и нужно построить мост из бревен, но чтобы он появился, нужно сказать слово наоборот. Для этого воспитатель произносит слово, а ребята будут называть противоположное по значению слово.
Проводится упражнение «Слова антонимы»
(Варианты антонимов: более сложный вариант: добрый - злой, смелый – трусливый, мудрый – глупый, жадный – щедрый, трудолюбивый – ленивый, веселый – грустный, друг – враг, правда – ложь; более легкий вариант: день – ночь, сахар – соль, чистота – грязь, узкий – широкий, длинный – короткий, сильный – слабый, высокий – низкий, смеется – плачет, взлетает – садится, закрыть – открыть).
Воспитатель по ходу выполнения задания предлагает оказать помощь детям, затруднившемся с ответом.
Воспитатель говорит, что перешли овраг, подошли к реке (Слайд 5) и предлагает прогуляться вдоль нее, а для этого просит ребят встать.
Проводится физкультминутка:
ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)
Слайд 6 страница со сказкой, а сказки нет.
Воспитатель обращается к Шапокляк и спрашивает, почему пропала сказка? Шапокляк отвечает, что ребята выполнили еще не все задания и сделать их не смогут, потому что она все испортила! Вот, например, мешала художнику рисовать и он все перепутал. Воспитатель спрашивает у детей, смогут ли они помочь художнику? Слайд 7 «Что напутал художник?»
Воспитатель говорит, что ребята и с этим заданием справились и хвалит их. Шапокляк не соглашается и говорит, что последнее задание точно не выполнят, т.к. она спрятала вещи, принадлежащие сказочным героям, а без этих вещей и сказки-то быть не может! Воспитатель предлагает ребятам помочь сказочным героям. Слайд 8 «Какому сказочному герою принадлежит предмет?» ( золотой ключик, шапочка красного цвета, золотое яичко, корона и горошина, туфелька). После выполнения заданий воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь ребята со всеми заданиями справились и спрашивает Шапокляк, согласна ли она и если согласна, то пусть отдает карту! Шапокляк нехотя ее отдает.
Слайд 9. на карте изображен путь, который прошли дети: сказочные герои – овраг – речка – Сказочная страна.
Воспитатель предлагает посмотреть на карту и вспомнить, какие задания выполняли? (вспомнили и описали героев сказок, построили мостик через глубокий овраг, прогулялись вдоль реки, помогли художнику, помогли сказочным героям найти свои вещи)
Слайд 10. на карте появляется изображение шкатулки.
Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на этот знак в конце пути и найти эту шкатулку.
Дети ищут и находят шкатулку, а в ней медальки.
Воспитатель обращает внимание, что вот и закончилось путешествие и спрашивает у ребят, что было интересно и запомнилось больше всего? Шапокляк говорит, что ей тоже понравилось путешествовать с ребятами, но в следующий раз она обязательно придумает что-нибудь, с чем ребята не справятся!