Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_derevya.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР
Разработала: воспитатель коррекционной группы Васина С.А.
Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.
Цели: Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, как представителей земной флоры, формировать представления о разных типах лесов, развивать представление о внешних отличиях деревьев, кустарников и травянистых растений.
Развивать умение подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы, закреплять умение образовывать прилагательные от существительных с помощью суффикса –ов- (берёзовый)
Развивать у детей социальные навыки: умение разбиться на подгруппы, найти своё место в группе, работать в коллективе, договариваться друг с другом.
Оборудование: наборы картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев и кустарников, набор картинок для игры «Найди своё место», ребус,
плакат «Царство растений», картинки с изображением ветки с листком.
Ход:
1 ч. Организационный момент.
Дети входят в группу, на доске плакат «Царство растений».
Сегодня мы поговорим об одном из «царств» природы – о растениях. В мире растений есть три больших государства. Какие? Угадайте сами: перед вами ребус, в котором зашифровано первое государство.
Правильно, это дерево. Значит первое государство в царстве
растений – это государство деревьев. (Схематическое изображение
дерева – ствол, ветви, крона – помещаются на плакат «Царство
растений»).
А вот загадка про второе государство:
Я на дерево похож, но не дерево: у него один ствол, да большой, а у меня много, но маленьких (Кустарник).
Значит, второе государство в царстве растений – это кустарники (Схематичное изображение кустарника – несколько тонких стволов, листва – помещается на плакат «Царство растений»).
Следующая загадка:
Росла на лугу, оказалась в стогу (Трава).
Итак, третье государство – это государство травянистых растений, различных трав (Схематичное изображение травянистого растения – несколько тонких травинок с листьями – помещается на плакат «Царство растений»)
Есть в царстве растений и ещё одно, совершенно особое государство. Кто же его населяет?
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл (гриб).
Итак, четвёртое государство грибов (изображение гриба – схематическое изображение).
В нашем царстве четыре государства. Но грибы занимают совершенно особое место. Поэтому сегодня мы поговорим лишь о деревьях и кустарниках.
2. Игра «Волшебная палочка»
Дети встают в круг. Воспитатель показывает им «волшебную палочку» (указку).
- У меня в руках волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает правильные ответы почти на все вопросы. Я задаю любому из вас вопрос. Если он отвечает правильно, палочка переходит к нему. Вы все должны помогать палочке. Если вы считаете, что был дан правильный ответ, то хлопаете в ладошки. Если же ответ неверный, вы топаете ногами и палочка остаётся у того, кто задал вопрос.
Начинает воспитатель: «Какие деревья знаете?»
Примерные вопросы:
- на какие две группы можно разделить все деревья? (хвойные и лиственные);
- назовите лиственные деревья;
- назовите хвойные деревья;
- чем отличаются хвойные деревья от лиственных;
- что есть у дерева (ствол, корни, ветви, листья);
- как называется явление в природе, когда опадают листья? (листопад);
- что такое крона? если в лесу растут только хвойные деревья, как можно назвать этот лес? (тайга) И т.д.
3 ч. Заполни плакат.
Сейчас я предлагаю заполнить наш плакат «Царство растений».
На столе лицевой стороной вниз расположены картинки с изображением различных деревьев и кустарников. Дети берут по одной картинке, выбирают для неё место на плакате и объясняют выбор места для неё.
- Посмотрите, какой красивый плакат у нас получился. А можно ли встретить все эти растения в одном месте? Как оно называется? (Лес). Хотите отправиться в лес?
4 ч. Физминутка «Ветер и листья» (Координация речи с движением)
5 ч. Игра «Вопрос – ответ» «Лесные слова»
Дети делятся на две команды: команда государства деревьев и команда государства кустарников. Побеждает та команда, которая набирает больше всего фишек.
- Как называется маленький лес? (лесок, лесочек);
- Как называется растение, растущее в лесу? (лесное);
- Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом? (лесник, лесничий);
- Сказочное существо, охраняющее лес? (лесовик);
- Маленький редкий лес, соединяющий два больших леса? (перелесок);
- Посмотрите на наш плакат и назовите, какие деревья растут в этом лесу?
- Назовите каждое дерево, как будто их много.
- Назовите деревья ласково.
6 ч. Игра «С какого дерева листок»
Дети берут по одной картинке с изображением ветки с листком и определяют, с какого дерева или кустарника листок. Называют его. «Этот листок с берёзы. Берёзовый листок. Берёзовая ветка».
Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?» (Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые)
Упражнение «Осенние листья» (развитие длительного плавного выдоха)
Литература:
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Серия «Практическая логопедия» Москва, 2001 г.
- Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Детство-пресс, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)
Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему" Проишествие на полянке"
Данное занятие помогает детям закрепить представления о цветах, способах их выращивания. Способствует более полному пониманию детьми существующих взаимосвязей в природе, желанию проявлять заботу...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Игры с водой»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группена тему «Игры с водой»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Космос. День космонавтики»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Космос. День космонавтики». Цель: уточнить знания детей о космосе, о «Дне космонавтики». Задачи: 1) система...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»
Сформировать понятие о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи....