Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Васина Светлана Алексеевна

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  для детей с ОНР

 

Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_derevya.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  для детей с ОНР

Разработала: воспитатель коррекционной группы Васина С.А.

Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.

Цели: Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, как представителей земной флоры, формировать представления о разных типах лесов, развивать представление о внешних отличиях деревьев, кустарников и травянистых растений.

Развивать умение подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы, закреплять умение образовывать прилагательные от существительных с помощью суффикса –ов- (берёзовый)

Развивать у детей социальные навыки: умение разбиться на подгруппы, найти своё место в группе, работать в коллективе, договариваться друг с другом.

Оборудование: наборы картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев и кустарников, набор картинок для игры «Найди своё место», ребус,

плакат «Царство растений», картинки с изображением ветки с листком.

Ход:

1 ч. Организационный момент.

Дети входят в группу, на доске плакат «Царство растений».

Сегодня мы поговорим об одном из «царств» природы – о растениях. В мире растений есть три больших государства. Какие? Угадайте сами: перед вами ребус, в котором зашифровано первое государство.

Правильно, это дерево. Значит первое государство в царстве

растений – это государство деревьев.  (Схематическое изображение

дерева – ствол, ветви, крона – помещаются на плакат «Царство

растений»).

А вот загадка про второе государство:

Я на дерево похож, но не дерево: у него один ствол, да большой, а у меня много, но маленьких (Кустарник).

Значит, второе государство в царстве растений – это кустарники (Схематичное изображение кустарника – несколько тонких стволов, листва – помещается на плакат «Царство растений»).

Следующая загадка:

Росла на лугу, оказалась в стогу (Трава).

Итак, третье государство – это государство травянистых растений, различных трав (Схематичное изображение травянистого растения – несколько тонких травинок с листьями – помещается на плакат «Царство растений»)

Есть в царстве растений и ещё одно, совершенно особое государство. Кто же его населяет?

Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл (гриб).

Итак, четвёртое государство грибов (изображение гриба – схематическое изображение).

В нашем царстве четыре государства. Но грибы занимают совершенно особое место. Поэтому сегодня мы поговорим лишь о деревьях и кустарниках.

2. Игра «Волшебная палочка»

Дети встают в круг. Воспитатель показывает им  «волшебную палочку» (указку).

- У меня в руках волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает правильные ответы почти на все вопросы. Я задаю любому из вас вопрос. Если он отвечает правильно, палочка переходит к нему. Вы все должны помогать палочке. Если вы считаете, что был дан правильный ответ, то хлопаете в ладошки. Если же ответ неверный, вы топаете ногами и палочка остаётся у того, кто задал вопрос.

Начинает воспитатель: «Какие деревья знаете?»

Примерные вопросы:

  • на какие две группы можно разделить все деревья? (хвойные и лиственные);
  • назовите лиственные деревья;
  • назовите хвойные деревья;
  • чем отличаются хвойные деревья от лиственных;
  • что есть у дерева (ствол, корни, ветви, листья);
  • как называется явление в природе, когда опадают листья? (листопад);
  • что такое крона? если в лесу растут только хвойные деревья, как можно назвать этот лес? (тайга)  И т.д.

3 ч. Заполни плакат.

Сейчас я предлагаю заполнить наш плакат «Царство растений».

На столе лицевой стороной вниз расположены картинки с изображением различных деревьев и кустарников. Дети берут по одной картинке,  выбирают для неё место на плакате и объясняют выбор места для неё.

- Посмотрите, какой красивый плакат у нас получился. А можно ли встретить все эти растения в одном месте? Как оно называется? (Лес). Хотите отправиться в лес?

4 ч. Физминутка «Ветер и листья» (Координация речи с движением)

5 ч. Игра «Вопрос – ответ» «Лесные слова»

Дети делятся на две команды: команда государства деревьев и команда государства кустарников. Побеждает та команда, которая набирает больше всего фишек.

  • Как называется маленький лес? (лесок, лесочек);
  • Как называется растение, растущее в лесу? (лесное);
  • Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом? (лесник, лесничий);
  • Сказочное существо, охраняющее лес? (лесовик);
  • Маленький редкий лес, соединяющий два больших леса? (перелесок);
  • Посмотрите на наш плакат и назовите, какие деревья растут в этом лесу?
  • Назовите каждое дерево, как будто их много.
  • Назовите деревья ласково.

6 ч. Игра «С какого дерева листок»

Дети берут по одной картинке с изображением ветки с листком и определяют,  с какого дерева или кустарника листок. Называют его. «Этот листок с берёзы. Берёзовый листок. Берёзовая ветка».

Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?» (Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые)

Упражнение «Осенние листья» (развитие длительного плавного выдоха)

Литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Серия «Практическая логопедия» Москва, 2001 г.
  2. Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Детство-пресс, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)

Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему" Проишествие на полянке"

Данное занятие помогает детям закрепить представления о цветах, способах их выращивания.  Способствует более полному пониманию детьми существующих взаимосвязей в природе, желанию проявлять заботу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Игры с водой»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  в подготовительной к школе группена тему «Игры с водой»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Космос. День космонавтики»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Космос. День космонавтики». Цель: уточнить знания детей о космосе, о «Дне космонавтики». Задачи: 1) система...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»

Сформировать понятие о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи....