Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Космос. День космонавтики».
Цель: уточнить знания детей о космосе, о «Дне космонавтики».
Задачи:
1) систематизировать знания детей о космосе, выдающихся людях профессии космонавта;
2) пополнять и актуализировать словарь по лексической теме, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;
3) развивать словесно-логическое мышление посредством загадок;
4) воспитывать любознательность, чувство патриотизма.
Оборудование: телевизор, разрезные картинки, картинки-карточки для игры «Чего много в космосе?», надписи с названием космических станций, глобус, удостоверения юного космонавта.
Предварительная работа: выставка иллюстраций, энциклопедий и журналов на тему «Космос».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, рада приветствовать вас. Послушайте загадку.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Дети: Телескоп.
Воспитатель: Молодцы!
Астроном – он звездочет,
Знает все на перечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная…(луна)
Воспитатель: Верно.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета)
Воспитатель: Молодцы! И последняя загадка.
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски: … (космонавт)
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Правильно. Ребята, я загадала эти загадки не случайно. Ведь сегодня 12 апреля. Кто знает, какой праздник сегодня празднует вся наша страна?
Дети: Сегодня празднуют «День космонавтики».
Воспитатель: Да, верно. Долгое время люди интересовались загадочным миром планет. В далеком 1961 году впервые человек покорил космическое пространство. А вы знаете, кто этот человек?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Правильно. Расскажет о Ю.А. Гагарине Прохор (сообщение). Юрий Алексеевич Гагарин, космонавт, русский летчик-испытатель, который впервые в мире побывал в космосе. Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушено, Смоленская область. В 1961 году 12 апреля корабль под названием «Восток» с Гагариным на борту вышел в космос, сделав оборот вокруг Земли. Это было величайшее событие для всего человечества. Но 27 марта 1968 года великий космонавт и летчик-испытатель разбился на самолете во время тренировочного полета.
Воспитатель: Ребята, наша страна гордится еще одним космонавтом. Этим космонавтом впервые в мире стала женщина. Эту удивительную и храбрую женщину-космонавта зовут Валентина Владимировна Терешкова. А расскажет о ней Вероника (сообщение).
Родилась Валентина Терешкова 6 марта 1937 года в деревне Большое Масленниково, Ярославской области. 16 июня 1963 года – совершила первый в мире полет женщина-космонавт, на корабле «Восток – 6». Единственная женщина, которая полетела в космос в одиночку.
Воспитатель: Вот такими выдающимися личностями гордится наша страна. Как вы считаете, каким должен быть космонавт?
Дети: Смелым, умным, выносливым, спортивным, здоровым…
Воспитатель: А вы ребята, хотели бы стать космонавтами?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы сейчас представим, что мы отряд космонавтов и отправимся в космический полет с планеты Земля. Итак, начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (дети встают со своих стульчиков и выходят на ковер).
Воспитатель: Ребята, чтобы быть сильными и выносливыми, как космонавты и нам от них не отставать, нужно выполнить зарядку.
Физкультминутка.
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься: (руки к груди и в стороны)
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках на месте)
Плавать лучше всех на свете (имитируют греблю руками)
Приседать и вновь вставать (приседают и встают)
И гантели поднимать (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными и завтра (показывают мускулы)
Всех возьмут нас в космонавты. (отдают воинское приветствие)
Воспитатель: Молодцы! А теперь продолжим наше путешествие. Предлагаю отправиться нашему отряду на первую космическую станцию «МИР» (дети подходят к столу с табличкой станции «МИР»).
Д/игра «Чего много в космосе?»
Воспитатель: Ребята, чтобы стать космонавтами, нужно не только быть сильными и смелыми, а нужно еще быть умными. Сейчас мы поиграем в игру «Чего много в космосе». Перед вами картинки, возьмите по одной и посмотрите, что это (дети берут по картинке и называют полным ответом свой вариант – чего много в космосе).
Дети: В космосе много планет.
В космосе много звезд.
В космосе много спутников.
Воспитатель: Очень быстро вы справились с этим заданием. Продолжим наше путешествие и отправимся на следующую космическую станцию «САЛЮТ» (дети переходят на ковер и присаживаются). Следующее задание будет сложнее, будьте внимательны.
Д/игра «Вопрос-ответ»
Воспитатель: Зачем люди летают в космос? Что они там делают?
Дети: Изучают планеты, проводят исследования.
Воспитатель: Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин совершил полет в космос?
Дети: Корабль назывался «Восток-1».
Воспитатель: Как называется снаряжение космонавта, которое он надевает для выхода в открытый космос?
Дети: Космонавт надевает скафандр.
Воспитатель: Какое знаменитое слово произнес Ю. Гагарин, отправляясь в космос?
Дети: Он сказал: «ПОЕХАЛИ!»
Воспитатель: Как называют состояние космонавта, находящегося в космосе?
Дети: Невесомость.
Воспитатель: А покажите, как это?
(дети показывают плавные движения рук и ног, отрывая ноги от пола)
Воспитатель: Сколько всего планет в солнечной системе? Назовите их.
Дети: В солнечной системе восемь планет. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Воспитатель: Что представляют собой звезды?
Дети: Звезды – это раскаленные шары газа.
Воспитатель: Солнце – что это? (1) планета; 2) звезда; 3) спутник?)
Дети: Солнце – это звезда.
Воспитатель: Чем уникальна планета Земля?
Дети: Земля – это единственная планета, где есть жизнь.
Воспитатель: Назовите спутника планеты Земля? (1) Солнце; 2) Марс; 3) Луна?)
Дети: Спутник Земли – Луна.
Воспитатель: Какая по счету от Солнца планета Земля?
Дети: Земля третья планета от Солнца.
Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете о космосе. Отправляемся на последнюю станцию нашего путешествия «АЛМАЗ» (подходят к столу с табличкой «АЛМАЗ», на столе конверты с разрезными картинками).
Воспитатель: Ребята, настоящие космонавты должны принимать быстрые решения и также быстро выполнять поставленные задачи. А ваша задача такая: поделиться на три команды и собрать картинку из конверта. Готовы выполнить задачу?
Дети: Готовы.
Воспитатель: Приступить к выполнению задания (дети, поделившись на команды, начинают собирать картинку).
Воспитатель: Молодцы! Быстро и дружно справились с заданием. Что изображено на вашей картинке?
Дети: У нас получилась ракета.
Воспитатель: А у вашей команды?
Дети: У нас на картинке изображены планеты.
Воспитатель: Что получилось у вас третья команда?
Дети: На нашей картинке космонавт, который стоит на планете, а рядом ракета и спутник.
Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили все задания и нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Начинаем посадку…Приземляемся (дети возвращаются на свои стульчики у телевизора).
Итог.
Воспитатель: Вот мы и приземлились на нашу планету Земля.
Рефлексия:
Воспитатель: Расскажите ребята, что вам понравилось из нашего космического путешествия? Что нового вы узнали?
(ответы детей)
Воспитатель: За время нашего путешествия вы показали себя: умными, сообразительными, сильными и поэтому смело можете называться космонавтами (вручение удостоверения: «Удостоверение юного космонавта»)