Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кротова Нина Сергеевна

Сформировать понятие о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»

Подготовила: Кротова Нина Сергеевна

Цель: Сформировать понятие о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи: 

Сформировать умение опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Закрепить знания о  значении листьев для дерева.

Сформировать умение определять зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Развивать внимание, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: 

На прогулке наблюдать с детьми за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Беседы об осени.

Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.• Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. • С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; • Разучивание стихов и поговорок об осени; • Пение песен об осени и слушание музыки; • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы.

Наблюдение за деревьями на прогулке.

Ход занятия.

Вводная часть: Предложить детям послушать красивую музыку Вивальди «Времена года» Осень.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком времени года мы с вами будем сегодня говорить. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льется, Это время года …

(Дети: осенью зовется)

Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете? Предполагаемые ответы детей

(сентябрь, октябрь, ноябрь) — А какой бывает осень? (ранней, золотой, поздней) —

Сейчас какая осень? (золотая) — Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь) Воспитатель: Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, «грязником», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

Воспитатель: Осень красивое время года? А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные) — А какие приметы осени вы знаете? Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья — начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь- длиннее.

Воспитатель: А вы молодцы ребята много знаете примет осени. Я часто думаю, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Ученые про это знают много.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такие ученые? (Дети: это человек, который исследует, изучает объект и делает открытие). Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть учеными. Вы хотите? Мы с вами будем заниматься изучением растительного мира и работать мы будем с вами в лаборатории. Многие ученые считают, что листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают — А вы, ребята, как считаете?

Объясните, почему вы так считаете.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ответы детей

(нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают деревья, благодаря листьям дерево дышит).

Проблемный вопрос: Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно) — Давайте рассмотрим. Чтобы лучше рассмотреть лист, что нам понадобится для наших исследований? (Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Опыт №1:

Исследование строения листа с помощью лупы. Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (Ответы детей). Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Физминутка «Дует ветер нам в лицо» .

Больше материалов в «Я – Воспитатель» https://vk.com/yavosp

Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?» Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. Опыт «Почему лист зеленый?»

— Давайте сначала выясним, почему листья зелёные? -Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани(бумажной салфетки). Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань(бумагу). Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: На ткани появились зеленые пятна). — Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Хлорофилл вырабатывается в листьях под воздействием солнечных лучей.

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или … -какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Дети: Оранжевые, красные, коричневые.

Опыт №2:

Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья, падают быстрее и больше кружатся. Сопротивление воздуха у больших листьев больше, поэтому они и падают медленнее, а у мелких листьев сопротивление к встречному воздуху меньше, поэтому они падают быстрее.

Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы. Мы с вами предполагали, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. — Сегодня ребята, мы можем на ученом совете подвести итог нашего исследования. — Из каких частей состоит лист? — Почему листья зелёные? — Почему листья меняют свою окраску и опадают? — Как листья опадают?

Рефлексия: Воспитатель: А Вам понравилось быть учеными? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга). Мы с вами еще не раз будем учеными, будем проводить разные исследования в нашей лаборатории. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»   Цель занятия: познакомить детей с игрушками и и...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)

Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему" Проишествие на полянке"

Данное занятие помогает детям закрепить представления о цветах, способах их выращивания.  Способствует более полному пониманию детьми существующих взаимосвязей в природе, желанию проявлять заботу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. (подготовительная к школе группа) Тема: «Правила безопасности на дороге»

Цель: научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Игры с водой»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  в подготовительной к школе группена тему «Игры с водой»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Космос. День космонавтики»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Космос. День космонавтики». Цель: уточнить знания детей о космосе, о «Дне космонавтики». Задачи: 1) система...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»....