КТП "Царство растений: деревья и кустарники"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Содержание работы по теме: «Царство растений: деревья, кустарники, травы» Сроки реализации: 25 октября –30 октября 2019 года
Задачи:
- Уточнить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека.
- Формировать представления о разных типах лесов.
- Развивать представления о внешних отличиях деревьев, кустарников и травянистых растений.
- Формировать понимание взаимосвязи и взаимозависимости мира природы и рукотворного мира, живой и неживой природы
- Формировать основы экологического сознания.
Итоговые мероприятия: - Создание творческой энциклопедии «Деревья и кустарники нашего края».
Совместная образовательная деятельность с детьми | |||||
Образовательные области | |||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Виды совместной деятельности | Сюжетно – ролевые игры: «Семья: прогулка в парк». «Аптека». Дидактические игры: «Узнай, о чём говорю», «Назови ласково», «Подскажи словечко». Труд: - Рассказ воспитателя «Как работает дворник?» Настольно-печатные игры: Лото «Родная природа», «Подбери лист к дереву», Разрезные картинки «Деревья». Строительные игры: «Домик лесника», «Городской парк». Безопасность: - беседа - «Как вести себя в парке или на прогулке?», обыгрывание и обсуждение ситуаций. | - Отгадывание загадок о деревьях, кустарниках. - ФЦКМ – «Царство растений: деревья». - ФЭМП – «Осенняя история». - Познавательно-исследовательская деятельность – «Дерево, уголь» - Рассказ воспитателя – «Растения – живые существа». | - Придумывание сказки -«Что снится дереву?». - Обучение грамоте – разбор слов «лист», «плод», «дерево», придумывание предложений, разбор. - Чтение рассказа - Г. Браиловской «Наши мамы, наши папы». - Беседа «Деревья нашего двора » - Чтение произведений: - М. Пришвин «Осинкам холодно»; Л. Толстой «Дуб и орешник»; И. Савицкий «Кто разносит семена?»; Н. Сладков «Осень на пороге»; И. Соколов-Микитов «Осень»; Е. Трутнева «По лесным тропинкам». | Художественное творчество - Рисование – «Осенние деревья и кустарники», - Рисование – «Пасмурный день». - Аппликация – «Осенние деревья» - Художественный труд – «Лесовичок». - Конструирование – «В загадочном лесу». - Совместная творческая работа – «Натюрморт с листьями». Музыка - Слушание музыкальных композиций - П. Чайковского «Осень», Вивальди «Времена года. Осень». | Подвижные игры: «К названному дереву, беги»», «Поймай листок», «Совушка». Игры – соревнования: «Кто быстрее перенесёт плоды, шишки?» Комплексы утренней гимнастики с ветками. Физкультминутки: «Прогулка в парк». Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет» Беседа: «Могут ли деревья лечить?» |
Создание условий для самостоятельной деятельности детей |
- энциклопедии, иллюстрации, фотографии, открытки «Деревья», «Кустарники», «Лечебные травы».
| ||||
Взаимодействие с семьёй |
|
Дата 21 октября понедельник
Режимы | Виды деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности) | ||||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная работа | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро | Игровая Двигательная коммуникативная | Комплекс утренней гимнастики (в музыкальном зале). | По ФЭМП: работа в тетради по пропущенной ребенком теме (Ярослав Ш.) | Беседа «Деревья нашего двора».Цель:продолжать формировать понятие о лиственных породах деревьев.. О.А. Скорлупова «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО» с.41. | Обновить иллюстрации, книги по новой теме. | Индивидуальные консультации для родителей | ||
НОД | позновательно–исследовательская деятельность, коммуникативная, игоровая, продуктивная | ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ «Деревья» Цель: Дать определение понятий «дерево», «куст».Учить организовать целевое наблюдение за цветом листьев; за сезонными явлениями природы. Учить работать с календарем.Закрепить знания детей о строении дерева. О.А. Скорлупова «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО» с.38. ОО «Художественно – эстетическое развитие» Аппликация –«Осенние деревья» Цель: Познакомить детей с новым видом аппликации – рваная аппликация. Учить передавать осенний лес. Развивать самостоятельность, аккуратность. См. конспект. | ||||||
Прогулка | Двигательная, позновательно-исследовательская,игровая | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.67 «Листопад» Цель: расширять представления о частях растений, воспитывать интерес к растениям. Индивидуальная работа на прогулке:привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: сбору семян. | ||||||
Работа перед сном | коммуникативная | Релаксационное упражнение «Дерево» | ||||||
вечер | Двигательная Коммуникативная, игровая, речевая, восприятие художественной литературы | «Аптека» - Учить детей самостоятельно обустраивать игровое пространство, | Д/И: «Узнай, о чём говорю», (отгадывать по описанию предметов, выделять характерные и наиболее существенные признаки, представлять составленное описание в форме загадки) | Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Осинкам холодно» | Внести атрибуты для СР игр | |||
прогулка | Двигательная, игровая, коммуникативная | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 69 Тема: «Рассматривание и сравнение листьев клёна и берёзы» Цель: развивать мыслительные операции: анализ, сравнение., расширять представление о частях растений. |
Дата 22 октября вторник
Режимы | Виды деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с родителями | |||||
Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности) | |||||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная работа | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
Утро | Игровая Двигательная коммуникативная | Комплекс утренней гимнастики (под музыкальное сопровождение) в физкультурном зале 810 | Индивидуальная работа по развитию речи: Д И «Скажи ласково» Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Работа с календарем природы. Цель: активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с природными явлениями в живой и не живой природе, характерными для поздней осени. | Оформление книжного уголка по теме | Беседа с родителями об организации осеннегоутрениика | |||
НОД | изобразительная, коммуникативная, игоровая, продуктивная | ОО «Познавательное развитие»ФЭМП Е. В. Колесникова стр. 29 «Занятие 6» Цель: Учить: отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; порядковому счету в пределах 6;Знакомить с цифрой 6, составом числа 6 из двух меньших.Формировать навыки самоконтроля и самооценки. ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование: «Пасмурный день» Цель: - Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке сюжет. -Развивать представление о том, что через подбор красок можно передать определённую погоду и настроение. -Развивать творческое воображение. ОО «Физкультура» проводится по плану физкультурного инструктора. | |||||||
Прогулка | Двигательная, позновательно-исследовательская ,игровая | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.70 «Наблюдение за повадками птиц». Цель: формировать представление об изменении образа птиц осенью. Индивидуальная работа на прогулке: отбивание мяча от земли с переменой рук. | |||||||
Работа перед сном | коммуникативная | Релаксационное упражнение «Дерево» | |||||||
вечер | Двигательная Коммуникативная, игровая, речевая, восприятие художественной литературы | СРИ «Кафе». Рассказ – беседа «Как работает кафе» Д/И «В группу пришёл новый мальчик, расскажем ему, как надо вести себя в группе» | Индивидуальная работа по ФЭМП Д/И: «Из чего сделано» - группировка предметов по материалу, из которого они сделаны. | Чтение художественной литературы И. Токмакова «Деревья» | Внести атрибуты для СР игр | ||||
прогулка | Двигательная, игровая, коммуникативная | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 71 Тема: «Наблюдение за голубями» Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам. |
Дата 23 октября среда
Режимы | Виды деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с родителями | |||||
Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности) | |||||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
Утро | Игровая Двигательная коммуникативная | Комплекс утренней гимнастики (под музыкальное сопровождение) | Индивидуальная работа по развитию речи: Д/И «Что предмет может рассказать о себе?» Цель: составлять описание предметов, выделять характерные и наиболее существенные признаки, представлять составленное описание в форме загадки. | Дежурство в уголке природы: уход за растениями. Опрыскать, протереть крупные листья влажной тряпкой, выяснить, какие растения нуждаются в поливе. Цель: формировать необходимые трудовые навыки, воспитывать трудолюбие. | Оформление книжного уголка по теме | Индивидуальные консультации для родителей на интересующие их темы | |||
НОД | Изобразительная,Коммуникативная,игоровая,продуктивная | ОО «Речевое развитие» Занятие 8. Учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах. Познакомить со слово различительной ролью звука. Н.В. Дурова, с 36. ОО «Художественно – эстетическое развитиеРисование «Осенние деревья и кустарники» Цель: Закреплять умение изображать группу предметов (деревья и кустарники) -Учить способу изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. ОО «Физическое развитие» Физическая культура (на улице) | |||||||
Прогулка | Двигательная , позновательно-исследовательская,игровая | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.71. Тема «Наблюдение за берёзой» Цели: обратить внимание на особенности берёзовой коры, опущенные ветки, форму листьев и т.д. Индивидуальная работа по ФИЗО прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Цель: развивать гибкость коленных суставов, мышцы ног. | |||||||
Работа перед сном | коммуникативная | Релаксационное упражнение «Ленивая кошечка» (поднять руки вверх, затем вытянуться в перёд, потянуться, как кошечка; почувствовать , как тянется тело, затем резко опустить руки вниз, произнести звук «а») | |||||||
вечер | Двигательная Коммуникативная,игровая, Речевая,восприятие художественной литературы | Настольно-печатные игры по желанию детей. Цель: формировать умение детей объединяться в микрогруппы по интересам, договариваться об игровом взаимодействии. | Индивидуальная работа по развитию речи. Д/И «Скажи ласково» по теме «Фрукты» Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Чтение художественной литературы: А. Лопатина «Сказки матушки земли» | Помочь детям подобрать предметы заместители для СРИ «Шофёры» | ||||
прогулка | Двигательная, Игровая , коммуникативная | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 72. Тема «Наблюдение за почками деревьев» Цель: воспитывать интерес к изучению растений. |
Дата 24 октября четверг
Режимы | Виды деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с родителями | ||||
Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности) | ||||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро | Игровая Двигательная коммуникативная | Комплекс утренней гимнастики (под музыкальное сопровождение) Коммуникативная ситуация «Доброе утро!» Цель: предложить детям обыграть разные ситуации, ф – ть умение использовать разные формы приветствия, произносить приветствие доброжелательно, глядя в глаза собеседнику. | Индивидуальная работа по ФЭМП: Д/И «Сравни по количеству» Цель: закреплять согласовывать числительные с существительными, формировать грамматический строй речи, развивать способность распределять внимание. | Практическое упражнение «Зеркало». Цель: формировать у детей осознанное отношение к своей внешности, обращать внимание на свой внешний вид, своевременно приводить себя в порядок. | Оформление уголка для творчества (пополнение трафаретов) | Индивидуальные консультации для родителей на интересующие их темы | ||
НОД | Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская | ОО «Познавательное развитие» ПИД «Дерево, уголь» Цель: Познакомить детей с видами топлива; Учить сравнивать эти материалы по внешнему виду, выделять их признаки и свойства; Уточнить знания детей о топливных материалах, об их значении в жизни человека; Учить делать выводы самостоятельно, развивать любознательность и творческий подход. ОО «Художественно – эстетическое развитие» Музыка (проводится по плану музыкального руководителя) | ||||||
Прогулка | Двигательная , познавательно-исследовательская, игровая | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.73. Тема «Наблюдение за семенами деревьев». Цель: закреплять представление о том, что семя – конечная стадия роста растения, формировать представление о распространении семян растений, развивать внимание, зрительную память. Индивидуальная работа по ФИЗО «Сбей кеглю». Цель: упражнять детей в метании в вертикальную цель; развивать мышцы рук, подвижность суставов, глазомер, меткость. | ||||||
Работа перед сном | коммуникативная | Релаксационное упражнение «Тишина» лёжа на кровати и закрыв глаза, проговаривают шёпотом три раза. «Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя! Мы устали - надо спать - ляжем тихо на кровать, И тихонько будем спать». | ||||||
вечер | Двигательная Коммуникативная, игровая, речевая, восприятие художественной литературы | СРИ «Магазин», сюжет «Что приготовить на обед» Цель: формировать умение детей действовать с правилами игры, распределять роли, использовать предметы – заместители; передавать в игре профессиональные действия работников магазина, вести ролевые диалоги. | Индивидуальная работа по ФЦКМ: Д/И «Какое время года?» Цель: формировать умение детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, аргументировать свой ответ. | Чтение художественной литературы: А. Лопатина «Жизнь дерева» | Настольная игра «Домино». (проигрывание с детьми различных игровых ситуаций) – закрепление. | |||
прогулка | Двигательная, Игровая , коммуникативная | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 74. Тема «Наблюдение за осадками». Цель: развивать познавательный интерес, воспитывать творческое внимание, наблюдательность. Самостоятельная игровая деятельность. Цель: продолжать формировать умение детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. |
Дата 25 октября пятница
Режимы | Виды деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с родителями | |||
Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности) | |||||||
Групповая/подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Утро | Игровая Двигательная коммуникативная | Комплекс утренней гимнастики (под музыкальное сопровождение) Беседа «Мое полотенце». Обсудить с детьми, почему необходимо пользоваться только своим полотенцем. Как правильно пользоваться полотенцем (аккуратно снимать полотенце, насухо вытираться, вешать его только на свое место). | Индивидуальная работа по Музыке Цель: закрепление элементов танцевальных движений, разучивание текстов песен к осеннему утреннику. | Дежурство в уголке природы: рыхление почвы. Цель: формировать умение правильно выполнять соответствующую трудовую операцию, пояснять её назначение. | Оформление уголка для творчества (пополнение раскрасок) | Беседа с родителями о выставке поделок по ПДД к проекту «Безопасная дорога». | |
НОД | Коммуникативная, игровая, двигательная | ОО «Физическое развитие» Физкультура. ОО «Речевое развитие» Придумывание сказки «Что снится дереву?» -Развивать навыки творческого рассказывания – придумывание сказки. -Закреплять правильное произношение звука «ль». -Упражнять детей в построении предложений разных типов. -Развивать воображение. | |||||
Прогулка | Двигательная, познавательно-исследовательская, игровая | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 76. Цель: «Наблюдение за небом» Цель: формировать умение любоваться красотой неба, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к живой и неживой природе. Индивидуальная работа по ФИЗО упражнение | |||||
Работа перед сном | коммуникативная | Релаксационное упражнение «Тишина» лёжа на кровати и закрыв глаза, проговаривают шёпотом три раза. «Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя! Мы устали - надо спать - ляжем тихо на кровать, И тихонько будем спать». | |||||
вечер | Двигательная Коммуникативная, игровая, Речевая, восприятие художественной литературы | СРИ«Больница» Цель: актуализировать и дополнить знания детей о деятельности врача, активизировать в речи названия медицинских инструментов. Настольная игра «Домино».Самостоятельная игровая деятельность по желанию детей. | Индивидуальная работа по конструктивно – модельной деятельности. Цель: формировать умение самостоятельно измерять постройки по высоте, длине и ширине; соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции «Построй такой же домик, но высокий» и т.д.) | Чтение художественной литературы: АН. Матвеева «Дуб и ветер» | Настольная игра «Лото» Дорожные азбуки. (проигрывание с детьми различных игровых ситуаций) | ||
прогулка | Двигательная, Игровая, коммуникативная | См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.76. Тема «Наблюдение за вечерним небом» Цель: формировать умение любоваться красотой неба, Луны и звёзд развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к живой и неживой природе. |
Конспект НОД по обрывной аппликации на тему «Осеннее дерево»
Цель:
Создавать осеннюю композицию с помощью бумаги (обрывания, развивать творческое воображение в создании композиции.
Задачи:
1. Расширять знания детей о приметах осени, строении дерева..
2. Развивать творческое воображение, чувство цветоощущения и цветного восприятия.
3. Упражнять в использовании разных приемов вырезания, обрывания.
4. Учить подбирать нужную бумагу для создания композиции.
Материалы:
Поднос, ножницы, клей, трафареты, цветная бумага, белый картон
Ход занятия:
Воспитатель:
Подходит с детьми к окну и читает стихотворение А. Фета
Ласточки пропали
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой
С вечера не спится
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится,
Да стучит в окно.
Беседа с детьми:
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень).
- По каким признакам вы определили, что сейчас осень? Как можно показать осень в аппликации? Какие цвета бумаги нужны для изображения осени? (Осень – это когда листья на деревьях желтеют и краснеют, они падают и покрывают дорожки в парке, тропинки в лесу… Осенью много фруктов и овощей. Осенью больше всего желтого, красного, коричневого цветов).
- Для аппликации нам нужна разноцветная бумага, чтобы показать, как красиво осенью… Осенью в солнечный день ярко – голубое небо.
И, сегодня, мы с вами отправимся в осенний лес.
- Я хочу вам предложить сделать аппликацию из цветной бумаги. Показываю детям цветную бумагу разных оттенков.
- Вы сказали, что осенью все деревья одеваются желтые, красные наряды, поэтому подумайте, какую бумагу вы выберете. (Дети выбирают разноцветную бумагу.)
А перед тем, как вы приступите к работе, я предлагаю немножко размяться.
Физкультминутка "Деревья в лесу".
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу. Машут руками.
Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. Руки согнуты в локтях, встряхивают кистями рук.
Плавно руками помашем, Это к нам птицы летят. Взмахивают руками.
Как они сядут – покажем,
Руки сложили назад. Приседают, руки назад.
Пора приступать к работе. Дети вырезают ствол дерева и, наклеивая обрывные кусочки бумаги разных цветов, создают крону. Итог занятия.
Рассмотреть с детьми готовую картину. Похвалить за аккуратную работу, за творческий подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: Царство растений: Деревья и кустарники....
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ. ТРАВЫ.
Ребятам предлагается таблица, которую они должны заполнить буквами с помощью воспитателя.Занятие начинается с разгадывания кроссворда " Спрятавшиеся буквы"...
Консультация для родителей "Лекарственные Растения. Деревья и кустарники."
Консультация для родителей...
Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".
Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....
Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".
Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....
Планирование в старшей группе.«Деревья и кустарники. Деревья, кустарники в наших парках, лесопарках, на участке».
Планировыание в старшей группе "Деревья и кустарники........