С пециально организованная образовательная деятельность "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Жук Ирина Михайловна

 

Тип: закрепление ранее приобретенных знаний

Вид: интегрированный

Образовательные области: «Коммуникация»,  «Художественное творчество»,  «Чтение художественной литературы»

Программное содержание

Обучающие задачи:

-закреплять знания детей об авторских  и народных  сказках;

-закрепить умение детей соотносить переносное значение пословиц и образных выражений с      соответствующей литературной ситуацией;

-закреплять умение анализировать героев сказок, умение оценивать свои поступки и поступки других.

-закреплять у детей навыки дружеского коммуникативного взаимодействия друг с другом, умение передавать в лепке выразительность образа, умение объединять  небольшие группы предметов  в несложные сюжеты.

Развивающие задачи:

-развивать интерес к сказкам;

-развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;

- обогащать эмоции детей;

-развивать умение согласовывать движение со словами.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь к творчеству, формировать художественный вкус;

-воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

-воспитывать усидчивость, интерес к лепке.

Материал: дидактическая игра «Собери сказку»,  настольный театр «У страха глаза велики», игрушки заяц и  ёж, пластилин (белый - коричневый), доска для лепки, стека, семечки, горошины, 4 полянки, модели-помощники;  музыкальный материал: фырчанье ёжика, песня «Дружба», музыка «В гостях у сказки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций  к русским народным и авторским сказкам, знакомство с произведениями  В. Сутеева  «Кораблик», «Палочка выручалочка», инсценировка авторской сказки   В. Сутеева «Палочка выручалочка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_mo.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированной

для детей в возрасте от 5 до 6 лет

«Путешествие по сказкам»»

Тип: закрепление ранее приобретенных знаний

Вид: интегрированный

Образовательные области: «Коммуникация»,  «Художественное творчество»,  «Чтение художественной литературы»

Программное содержание

Обучающие задачи:

-закреплять знания детей об авторских  и народных  сказках;

-закрепить умение детей соотносить переносное значение пословиц и образных выражений с      соответствующей литературной ситуацией;

-закреплять умение анализировать героев сказок, умение оценивать свои поступки и поступки других.

-закреплять у детей навыки дружеского коммуникативного взаимодействия друг с другом, умение передавать в лепке выразительность образа, умение объединять  небольшие группы предметов  в несложные сюжеты.

Развивающие задачи:

-развивать интерес к сказкам;

-развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;

- обогащать эмоции детей;

-развивать умение согласовывать движение со словами.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь к творчеству, формировать художественный вкус;

-воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

-воспитывать усидчивость, интерес к лепке.

Материал: дидактическая игра «Собери сказку»,  настольный театр «У страха глаза велики», игрушки заяц и  ёж, пластилин (белый - коричневый), доска для лепки, стека, семечки, горошины, 4 полянки, модели-помощники;  музыкальный материал: фырчанье ёжика, песня «Дружба», музыка «В гостях у сказки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций  к русским народным и авторским сказкам, знакомство с произведениями  В. Сутеева  «Кораблик», «Палочка выручалочка», инсценировка авторской сказки   В. Сутеева «Палочка выручалочка».

Ход СООД:

Психологический настрой.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим наши улыбки тем, у кого настроение плохое. Пусть у всех настроение поднимется и всем будет хорошо!

Звучит музыка (спокойная, сказочная)

В мире много сказок

Грустных и смешных

Не прожить на свете нам

Без любимых книг

В- Ребята, сегодня с вами мы поговорим о сказках, которые читали раньше.

В-А какие бывают сказки?

Д-(авторские, народные).

В-Какие сказки называют авторскими?

Д- (Написал писатель, сказочник).

В-А какие сказки называют  народными?

Д-  (Их придумал народ).

В-И какие народные сказки сегодня у нас в гостях вы узнаете, когда выполните задание.

В- Давайте разделимся на четыре группы по два человека. Каждой группе необходимо собрать картину – пазл. Когда вы её соберете, узнаете, какая сказка у вас получилась. Подходим к столам и выполняем задание.

 (Ребята собирают картинки стоя за столами).

В- Скажите, у кого какая сказка получилась? (дети называют «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «По щучьему велению»,  «Бычок смоляной бочок»).  

Воспитатель предлагает сесть на стульчики.
- Есть ещё одна сказка, которую вы не назвали.  Послушайте начало сказки и вспомните её название
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Вместе жили, вместе ели-пили, вместе по воду ходили…».

В- Как называется сказка? («У страха глаза велики»). 
В- Кого испугалась бабушка  
 

Д- Бабушка испугалась медведя.

В-А кого испугалась внучка.

Д - Внучка испугалась волка.

В - Кого испугалась курочка?

Д – Курочка испугалась лису.

 В - А кто привиделся мышке.

Д – Мышке привиделась кошка.

 В- Чего испугались бабушка, внучка,  курочка и мышка?

Д – Зайца! Яблоко упало и напугало его.

В - Так какие же   в этой сказки  были бабушка, внучка, курочка и мышка? (трусливыми, пугливыми, боязливыми).
В -А какие вы знаете пословицы о трусости, о страхе?

Д - Трусливому зайке и пенёк волк. У страха глаза велики. Волков бояться в лес не ходить.

Воспитатель обращает внимание детей на шуршание. (Появляется ёжик и заяц).

В - В какой авторской сказке главным  героем был ёж? («Палочка выручалочка» «Еж и заяц»)

В -Каким в этой сказки был ёж?

Д - Воспитанный, вежливый, смелый, добрый, умный, находчивый, скромный, сообразительный

В - Каким в этой сказке был  заяц?

Д - Невоспитанный, грубый, трусливый, но благородный.

В - Какой предмет помог героям преодолеть трудности?
В - Почему простая палочка в этой сказке вдруг стала выручалочкой?  (ёжик спасал зайца, палочка помогала ёжику и.т.)

В - В чьих руках простая палочка станет волшебной? (У  добрых, отзывчивых и находчивых людей).

В - Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное? (Важна не палка, а умная голова).

В - Чему учит нас сказка? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках доброго и умного человека).

В - Давайте представим, что в руках у нас палочка
ФИЗМИНУТКА

Палку в руки мы возьмем,

Мы по кругу все пойдем

Палку поднимаем,

Палку опускаем.

Палку справа мы поставим,

Палку слева мы поставим.

Мы нагнулись, положили,

На секунду все застыли.

А теперь все распрямитесь,

И друг другу улыбнитесь.

В - Отдохнули? Трудностей не боимся?

В - Я вам предлагаю вылепить героев сказки Владимира Сутеева «Палочка – выручалочка». У каждой пары на столе есть полянка.  А как вы думаете для чего?  (На полянке будут жить еж и заяц).

В - Правильно. Для начала вы разделитесь на пары, один будет лепить ежа, а  второй зайца. Давайте вспомним  этапы лепки. И в этом  нам помогут модели – помощники.  Что сначала мы должны сделать? (Нагреть пластилин).

В- Ребята которые будут лепить ежика посмотрите на модели, Нужно скатать «туловище» ежика, у которого с одной стороны аккуратно потянуть кончик, так чтобы он получился чуть-чуть остренький, в меру продолговатый, и смотрящий чуть-чуть вверх. После того как туловище готово, можно приступать к его иголкам. Вот тут-то нам и пригодятся семечки. Семечки мы аккуратно острой стороной втыкаем в тело так, чтобы они были похожи на иголки, пусть и не колючие, зато красивые.

В- Те ребята, кто лепит зайца, обратите внимание, на сколько частей необходимо разделить  белый пластилин.

Д- На две одинаковые части, потом ещё одну часть разделить на две части, это будет голова и уши, та половинка которая для ушей ещё возьмём и отщипнем немного для хвостика.

В- Ребята, а что нужно сделать, чтобы все детали крепко держались?

Д- Все детали необходимо примазать, работая пальцами или стекой

    Дети  начинают самостоятельно работать.  Лепят поделку и оформляют ее. Выполнив работу, дети помещают работы на поляне.

В-Молодцы ребята, справились  все с заданием.

Рефлексия

- Посмотрите, какие красивые полянки у вас получились!

- Хорошо мы сегодня потрудились. Недаром говорят «Где дружба, там и работа спорится».

- Какой герой сказки Владимира Сутеева  вам запомнился больше всего? Почему? (анализ героев детьми)

-Ребята, а что необходимо делать для того, чтобы  быть таким как ёж?

 (быть добрым, справедливым, помогать друг другу, выручать из беды, быть смелым).

А давайте наших героев подарим ребятам средней группы, для того чтобы они то же познакомились с этой замечательной сказкой.



Самоанализ  интегрированной непосредственно-образовательной деятельности

для детей в возрасте от 5 до 6 лет по теме «Путешествие по сказкам»
Воспитатель И.М. Жук

Тип: закрепление ранее приобретенных знаний

Вид: интегрированный

Образовательные области: «Коммуникация»,  «Художественное творчество»,  «Чтение художественной литературы»

Программное содержание

Обучающие задачи:

- закреплять знания детей об авторских  и народных  сказках;

-закрепить умение детей соотносить переносное значение пословиц и образных выражений с      соответствующей литературной ситуацией;

-закреплять умение анализировать героев сказок, умение оценивать свои поступки и поступки других.

-закреплять у детей навыки дружеского коммуникативного взаимодействия друг с другом, умение передавать в лепке выразительность образа, умение объединять  небольшие группы предметов  в несложные сюжеты.

Развивающие задачи:

-развивать интерес к сказкам;

-развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;

- обогащать эмоции детей;

-развивать умение согласовывать движение со словами.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь к творчеству, формировать художественный вкус;

-воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

-воспитывать усидчивость, интерес к лепке.

Образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом, который был составлен самостоятельно, задачи соответствуют данному возрасту детей. Были использованы разнообразные методы и  приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

Были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным. В ходе непосредственно-образовательной деятельности использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Длительность образовательной деятельности  соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Образовательная деятельность  динамичная, она включала несколько взаимосвязанных частей: вводная беседа, составление картинок по русским народным сказкам,  беседа по сказкам, физкультурная  минутка, продуктивный вид деятельности, рассматривание и анализ детьми  результатов своего труда.   Все части образовательной деятельности логичны и последовательны, подчинены одной теме, прослеживалась интеграция образовательных областей «Коммуникация»,  «Художественное творчество»,  «Музыка», «Чтение художественной литературы»,  «Физическая культура», «Социализация». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение образовательной деятельности  позволили избежать утомляемости детей.

Организационный прием «Дружно улыбнёмся» был направлен на психологический настрой детей, на развитие коммуникативных качеств, установление дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми. Дети вспомнили отличительные особенности русских народных и авторских сказок, собрали 4 картины - пазла по русским народным сказкам, вспомнили  сказку «У страха глаза велики»  по  её началу, а также подобрали пословицы к этой сказке и объясняли их смысл. Доброжелательная, эмоциональная в то же время спокойная речь воспитателя  способствовала поддержанию познавательного интереса у воспитанников.  

Быстрое включение детей в новый вид работы, их чёткие ответы на вопросы, знания, позволили добиться поставленных задач и подержать динамику  образовательной деятельности. Задания, предлагаемые вниманию детей, привычны и не вызывают страха. С интересом дети вспоминали сказку «Палочка выручалочка», отметили, что это авторская сказка.

Практическая часть образовательной деятельности  проходила в форме деления детей на пары, это  позволило закрепить у детей навыки дружеского коммуникативного взаимодействия друг с другом (модели-помощники). Для более успешной и точной работы детей были использованы следующие методы и приёмы:  практический – моделирование, различные приемы лепки – скатывание, раскатывание, вытягивание, примазывание,  словесный – вопросы к детям, пояснение  по выполнению практической работы, описание и анализ героев сказок. Задания давались чётко, действия воспитателя  согласованы  со словесными  пояснениями.

На заключительном этапе ребятам было предложено проанализировать свои работы,  дать оценку главным героям произведения ежику и зайцу, а создание игровой ситуации (подарить ребятам младшей группы сказочные полянки для того, чтобы они тоже познакомились  с произведением В. Сутеева «Палочка выручалочка») позволило  подвести итог образовательной деятельности.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Песочная сказка".

Игровое образовательное мероприятие с элементами экспериментальной деятельности и песочной анимации....

организованная образовательная деятельность драматизация сказки "Лиса и заяц"

Методическая разработка драматизация сказки "Лиса и заяц"...

Организованная образовательная деятельность "Зимняя сказка"

К конспекте отражено сближение детей, родителей, через общение в игре, творчестве; расширение представлений участников группы о самих себе и о своих детях; обучение родителей новому взаимодействию, об...

Организованная образовательная деятельность по сказке В.Бианки "Как муравьишка домой спешил" (с использованием ИКТ)

Цель: Активизация позновательной активности, систематизация получения знаний о насекомых....