Конспект непрерывной образовательной деятельности "Игры со словами"по речевому развитию в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Игры со словами" по речевому развитию с использованием игровых и интерактивных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 546.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №73 Кировского района Санкт – Петербурга
«Игры со словами»
( подготовительная группа)
непрерывная образовательная деятельность
по речевому развитию
Cоставила воспитатель: Крутикова И. Г.
Санкт – Петербург 2018 год
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цели: закрепить полученные знания о звуках и буквах; развивать фонематический слух (умение определять количество слогов в слове); упражнять в образовании антонимов, синонимов, множественного числа существительных, упражнять в работе с деформированными предложениями; развивать речь, мышление, восприятие; активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Планируемые результаты: умеет отличать звук от буквы, даёт характеристику звуку, умеет делить слова на слоги и определять их количество; умеет подбирать антонимы к словам, образовывать множественное число существительных; умеет сотрудничать со сверстниками, договариваться с ними о совместных действиях.
Оборудование: предметные картинки, корзинка, картинка ослика; большие буквы из картона для загадок, домики с окошками, мяч
Ход деятельности
Вводное слово воспитателя.
– Ребята, вы знаете графические образы всех букв алфавита, а многие из вас умеют читать, вы умеете делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Я предлагаю вам сегодня поиграть со словами, проверить ваши знания.
Итак, первое наше задание – узнайте букву
Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук…(Ж)
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква…(О)
Видим мы метро в Москве,
А над входом буква…(М)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок…(И)
У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана! (Р)
Воспитатель.
– Какие вы молодцы, угадали все буквы. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек». Вам нужно достать букву, придумать на неё слово и дать характеристику первому звуку в слове. Первую букву достаёт педагог: к – кукла – первый звук [к] – согласный, твёрдый, глухой…потом дети.
– А скажите мне, ребятки, чем отличается звук от буквы? (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)
Мы не можем звук увидеть
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
– И нас ждёт следующая игра «Поймай слог»
– Я буду «бросать» вам слог, а вы должны превратить его в слово. (Па – папа, ма – мама, ар – арбуз, кош – кошка, рыб – рыбка, со – сова, ли – лиса, мор – морковь и т. д)
– У нас в группе три домика для слов. Обратите внимание, что в первом домике – одно окно, а у второго – два окошка, а в третьем домике – три окошка. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто к нам пришёл. А затем мы поселим гостя в нужный домик. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно выяснить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя «селим» в первый домик. Если два слога, то – во второй домик. В третий домик поселим гостя, в названии которого три слога.
1. Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица. (Белка – 2 слога.)
2. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? ( Волк – 1 слог.)
3. Не на рыбу, а сеть расставляет. ( Паук – 2 слога.)
4. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам. ( Кузнечик – 3 слога.)
5. Когда я чёрен – я куслив и проворен, а лишь покраснею, так и присмирею. ( Рак – 1 слог.)
6. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. ( Собака – 3 слога.)
– Послушайте шуточное стихотворение (начало английской народной песенки в переводе С. Я. Маршака)
Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
– Кого видел поэт? В каком виде они были? Носят ли свинки ботинки? А может быть, они носят чулки? ( Носки, тапочки, рукавички?) Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без… (ботинок) и…(чулок).
И щенков без…(носков).
И синичек без…(рукавичек).
– Посмотрите, к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот беда, он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица совсем с ним измучилась. Стала она думать, как же быть. Думала, думала, и придумала игру «Наоборот». Стали мама и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Давайте тоже поиграем в игру «Наоборот». Я кидаю вам мяч и называю слово, а поймавший мяч, должен сказать это слово «наоборот» и бросить мяч мне. Слушайте внимательно стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…(«низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…(«близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты…(«храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай,… («конец»).
Сахар сладкий, а лимон…(кислый).
Луна видна ночью, а солнце…(днём).
Огонь горячий, а лёд…(холодный).
Река широкая, а ручей…(узкий).
Камень тяжёлый, а пух…(лёгкий).
– Молодцы! Но игры ещё не закончились.
В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе? … (доктор)
Я желаю вам удачи.
Игра «Скажи иначе»
Волшебник – маг
Знамя –…(флаг).
Шум – грохот
Смех –…(хохот).
Хвала – одобрение
Удача – …(везение).
Силач – атлет
Тайна – …(секрет).
Отчий – родной
Жара – …(зной).
Внезапно – вдруг.
Товарищ –…(друг).
Идти – шагать
Плясать – …(танцевать).
Верный – надёжный
Трудный – …(сложный).
Здесь – тут
Работа – …(труд).
– Ну – ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!
Игра «Один – много»
На берегу росла сосна – а рядом с нею…(сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею…(звёзды)
Стал красным – красным помидор, а рядом…(помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – вместе это… (гномы)
– Ребята, вспомните, из чего состоит наша речь? Речь состоит из предложений. А предложения из чего состоят? Предложения состоят из слов. Я предлагаю вам сыграть в игру «Исправь ошибку». Нужно правильно расставить слова в предложениях.
– На белке сидела ёлка. ( На ёлке сидела белка.)
– Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу.)
– По кораблику плывёт река. (По реке плывёт кораблик.)
– В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы.)
– Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур.)
– Отлично, ребята, вы исправили все ошибки.
Подведение итогов
– Наше занятие подошло к концу. Чем вам понравилось занятие? Что показалось наиболее трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно - образовательной деятельности по области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе. «Матрешки для детского сада»
Статья. Цель: привить интерес к декоративно-прикладному искусству своей страны....
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Матрёшки - забавницы", по речевому развитию детей с использованием фольклора,младшая группа.
Этот материал будет интересен для педагогав.Знакомства детей с русской традиционной игрушкой....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса»...
Методическая разработка: конспект непрерывной образовательной деятельности для детей по речевому развитию в первой младшей группе "К мишке в гости"
Данное занятие помогло нашим детям развить навык речи, улучшить слуховое восприятие и вызвало много положительных эмоций....
Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми По речевому развитию В подготовительной группе Тема: «Описание пейзажной картины»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интеллектуальную и речевую активность....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательной и речевому развитию в старшей группе. Тема: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательной и речевому развитию в старшей группе.Тема: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса»
Задачи: - Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.-Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. ...