развитие речи " Потерянная посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пятница Ольга Валериевна

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteryannaya_posuda.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи (старшая группа)

        «Потерянная посуда»

Звуковая культура речи: работа со звуками  Ж – Ш

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками Ж – Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. Уточнять и обобщать знания о посуде. Активизировать словарь по теме.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Материал и оборудование: Мяч. Разрезные картинки для игры «Собери целое из частей». Болото – зеленое покрывало , на котором выложены искусственные кувшинки, большие и маленькие кочки, разбросаны предметы посуды, бумажные тарелочки

Воспитатель. Ребята, нам пришло сообщение от бабушки Федоры, вы помните ее. У нее что то случилось……

На опушке возле леса,

Я живу совсем одна.

Раньше в доме был порядок,

И уют, и чистота.

И посуду я любила:

Ее чисто-чисто мыла.

Годы шли я постарела,

Лень меня вдруг одолела.

И стараться я устала,

Убирать дом перестала.

И решила вся посуда

Тут же от меня сбежать,

Потому что надоело

Ей всегда в пыли стоять.

Но потом все изменилось-

И посуда воротилась.

Я прощенья попросила,

И она меня простила

Только вот одна беда:

Воротилась, да не вся

Видно, где-то заблудилась

Иль с пути – дороги сбилась.

Тут не справлюсь я одна!

Помогите мне ребята

Всю посуду отыскать!

И поставить опять в шкаф.

Воспитатель. Поможем бабушке Федоре? Отправляемся на поиски посуды.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Мы, ребята из детсада,

Отправляемся в поход.

По тропинке мы пойдем,

И посуду мы найдем.

(Обычная ходьба)

Воспитатель.

Ой, ребята! Я нашла какие-то осколки.  (Показать разрезные картинки).  Да, это части каких-то предметов посуды. Вот носик, а вот ручка.

Проводится игра «Собери целое из частей и назови ее» (Дети собирают разрезные картинки с изображением предмета посуды: чашка, ложка, нож, крышка, дуршлак ,кувшин, шумовка, ковш.кружка.

Ребята, вы  просто волшебники! Осколки превращаются в целые предметы. Проводится игра «Один-много»( одна чашка-а  много чашек)

(воспитатель называет предметы в единственном числе, а дети во множественном)

Скажите ребята а какие звуки повторяются в этих словах(ш-ж)

Произнесем их ( артикуляционная гимнастика)

Губы рупором держи Язык чашечкой сверни.

Теплый воздух ты пусти И как змейка, пошипи Шшш.

А теперь включи ты голос И как жук, ты пожужжи Жжж

Федора очень любит пить чай, вот с этих чашек, и когда он сильно горячий она на него дует.

( стол с чашками ) дыхательная гимнастика

Воспитатель: Дети, возьмите в руки чашки так, чтобы пар был перед вашими губами. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на пар, вытянув губы трубочкой. Не раздувайте щек!

А вот и Федорины колокольчики, она очень любит с ними играть.

Воспитатель: Дети, если вы услышите в словах, которые я произнесу, звук [Ж], то покажите звонкий колокольчик, а если звук [Ш] - колокольчик, который не звенит. Возьмите в руки колокольчики. Слушайте внимательно:

Чашка

Кружка

Нож

Шумовка

Плошка

Ложка

Жаровня

Ковш

Стакан

Молодцы! Но к сожалению, это не вся посуда.

Воспитатель. Мы немного отдохнули. Пора в путь на поиски остальной посуды бабушки Федоры.

Подходят к болоту.

Воспитатель. Вот мы и подошли к болоту. Смотрите рядом с кочкой я вижу тарелку, а вон там по-моему виднеется кувшинчик. Так вот где заблудилась посуда бабушки Федоры. Она попала в болото и не смогла выбраться. Вам нужно ее достать, но достать ее можно отгадав загадку.

Без рук, без ног

Все крошит.

(Нож).

Для молока, сметаны, и воды,

Горласт и крепок, стоек, статен,

Узорами на вид приятен,

Огня, Воды и Глины сын -

Пузатый глиняный ... (КУВШИН).

Про него нельзя забыть,
Если надо что промыть (дуршлаг.)

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю

Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. 
Ложка

Новая посуда,
А вся в дырках. 

(шумовка)

отдавая мне, называть ласково.

Проводится игра «Назови  ласково»

Бабушка Федора ребята очень любит готовить и во время этого сочиняет стихи

Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

А вы умеете говорить в рифму?

Жом-жом-жом - режут хлеб ножом,я дружу с моржом, плаваю с морским ежом, подавился я коржом

Жи-жи-жи-я точу ножи, на льдине моржи, морские ежи, на поляне ежи, очень вкусные коржи,

Хороши у бабушки Федорушки
Пышки да оладушки.

Ош-ош-ош – я купил железный ковш, я надел колош,

Игра «замени звук»

- А теперь заменим звук «Ж» на звук «Ш».

жу-жу (шу-шу, жар (шар, жи-жи (ши-ши, жить (шить, ужу-ужу (ушу-ушу).

Воспитатель. Мы нашли всю посуду бабушки Федоры. Она очень этому рада. Я обязательно встречу и передам ей посуду.

 

Воспитатель Я нашла в болоте тарелочки. Раньше они были красивые расписные. В болоте полежали вся краска смылась. Как же мы Федоре отдадим такие? Чем мы можем тут помочь?  Распишем и отдадим бабушке.

Дети самостоятельно под присмотром воспитателя  рисуют и раскрашивают тарелочки.( выбирают кто чем будет рисовать сами)

Кому и чем вы сегодня помогли?

Какие задания вам показались трудными?

Какие задания были интересными?

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Федорина посуда"

Занятие  комплексное и направлено на пополнение  словаря по теме «посуда»;   развитие связной речи ,развитие координации речи с движением; закрепление представлений о названии част...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Чайная посуда. Куклы у нас в гостях»

Цель: Ознакомление с чайной посудой, активизация речи.Задачи: Знакомить детей с названиями предметов чайной посуды: чайник, чашка, блюдце, сахарница. Обучать детей правильной сервировке стола Раз...

Конспект коррекционно - развивающего занятия во второй группе раннего возраста Развитие речи Тема: «Посуда для куклы Кати»

Программные задачи:-  развитие целостного восприятия предмета;-  находить знакомые предметы посуды на картинках;-  обогащать активный словарный запас детей;-  способствовать ...

Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Посуда"

Цель: расширять представление детей о посуде , материале из которого она сделана; познакомить с предметами посуды; развивать связную речь; формировать уменин описывать предметы посуды...

Занятие по развитию речи "Потерянные краски"

Занятие по развитию речи в подготовительной группе поможет закрепить знание детей русских народных сказок....

Конспект НОД по развитию речи «Потерянная сказка»

Конспект занятия по развитию речи;в подготовительной группе с использованием Потерянная сказка...

Конспект занятия по развитию речи "Потерянная сказка"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Потерянная сказка» с использование технологии Джанни Родари (грамматика фантазий)Данный конспект направлен на то, чтоб под...