Программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей "Улыбка".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей "Улыбка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_ulybka.docx | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»
(МБДОУ д/с № 13)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования «Улыбка»
для детей 5-7 лет
по образовательной области «Познавательно-речевое развитие»
на период 2018 – 2020 гг.
Воспитатели:
Н.А. Нищета Волейко Н.А
г. Зеленогорск, 2018
Раздел 1. | Целевой |
1.1. | Пояснительная записка |
Цель и задачи реализации рабочей программы | |
Принципы формирования рабочей программы | |
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы |
Раздел 2. | Содержательный |
2.1. | Содержание рабочей программы |
2.2. | Содержание коррекционной программы |
2.3. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
2.4. | Взаимодействие с семьями |
Раздел 3. | Организационный |
3.1. | Режим дня |
3.2. | Перспективное планирование работы педагога |
3.3. | Традиционные праздники, развлечения и события |
3.4. | Описание материально-технического обеспечения программы |
Список литературы |
Оглавление
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Цель: Обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению.
Задачи:
- формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
- овладевать техникой складового чтения.
- формировать умение «печатать склады и слова в тетради.
- познавательный интерес к чтению.
Принципы формирования рабочей программы. Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
В программе применяются следующие принципы:
- принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
- принцип систематичности, регулярности занятий;
- принцип прочности овладения навыками, многократного повторения движений;
- принцип индивидуализации, формирование индивидуальных образовательных маршрутов.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.
На занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки.
Таким образом, создаются условия для его самореализации.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
- На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
- Обогащается словарный запас;
- Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
- Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
- Раннее чтение влияет на грамотность.
- Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Год обучения | Чему дети должны научиться |
1-ый год | Уметь различать гласные и согласные звуки. Уметь анализировать звуковые сочетания гласных звуков. Чтение гласных слогслияний и слогслияний со звуками М, Б, Н, П. Уметь писать свое имя. |
2-ой год | Читать склады по таблице Зайцева. Уметь составлять «Поезд» из кубиков. Уметь графически оформлять склады. |
3-ий год | Уметь осознанно читать. Проявлять интерес к чтению. |
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
Обязательная часть
I модуль – установочные занятия.
Задачи :
1. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу на занятиях.
2. Познакомить дошкольников с особенностями обучения в группе.
3. Формировать социальную позицию детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
II модуль - запоминание складов.
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи :
- Введение ребёнка в знаковую систему:
- Познакомить со складом;
- Уметь выделять и показывать определённый склад;
- Уметь графически оформлять склады;
- Уметь классифицировать склады.
- Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.
III модуль – выход в слово.
Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.
Задачи:
- Овладеть техникой складового чтения:
а) «написание» слов по таблице и кубиками;
б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы;
г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.
- Осознавать различия между написанием и произношением некоторых слов.
- Формировать умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.
IV этап – выход в предложение.
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.
Задачи:
- Усвоить понятия «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
- Воспитать любви к русскому слову, народному фольклору.
- Стимулировать познавательного интереса к чтению.
Vмодуль – выход в текст. Алфавит.
На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах.
Задачи:
- Формировать чистоты и выразительности чтения.
- Стимулировать познавательный интерес к чтению произведений.
- Увеличить словарный запас.
- Формировать знания алфавита, умения называть буквы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Модуль | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения |
1 | Детям предлагаются индивидуальные игры, групповые игры | Детям предлагаются игры в парах. | Детям предлагаются индивидуальные игры в парах. |
2 | Дети показывают склады на кубиках и графически их изображают. | Дети читают склады по таблице. | Дети поют склады используя попевки. |
3 | Дети пишут слова по таблице и по кубикам. Печатают склады и слова. Пишут слова с применением правил «Большая буква в начале ….» | Дети читают слова по складовым картинкам, печатать слова и предложения. | |
4 | – | – | Дети читают небольшие тексты и рассказы. Дети знают алфавит. |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Особая роль отводится игре, чтению художественного материала, слушание попевок.
2.3. Взаимодействие с семьями
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Родители принимают участие в усвоении программного материала, через выполнении домашних заданий, разучивание стихотворений, написание складов, слов, предложений.
Раздел 3. Организационный
3.1. Режим дня
Обучение чтению проходит в форме групповой и индивидуальной образовательной деятельности один раз в неделю, во второй половине дня.
Длительность деятельности 20 минут.
3.2. Перспективное планирование работы педагога
1-й год обучения
Квартал | Основное содержание работы |
I | Закрепить знания о гласных звуках. Знакомство с кубиками Зайцева. Познакомить детей со звучащим словом. Знакомство с понятием «ударный звук». Учить читать сочетания гласных звуков, используя кубики Зайцева. Учить составлять свое имя из складов, используя кубики. |
II | Учить составлять «поезда» из кубиков с буквами О, Е, У, Ю.Учить находить и называть слоги МА, МУ, МЫ, МУ, МЭ, МИ, используя кубики. Учить читать слоги с буквой «П», используя кубики. Учить читать слоги с буквой «Б» |
III | Учить читать слоги с буквой «С». Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя кубики. Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу. |
2-й год обучения
Квартал | Основное содержание работы |
I | Закрепить умения составлять «поезда» из кубиков с буквами О, Е, У, Ю. Закрепить умения выделять и показывать определённые склады; учить графически оформлять склады и классифицировать. |
II | Учить писать односложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. |
III | Закрепить навык чтения слов, умения печатать слова в тетради. |
3-й год обучения
Квартал | Основное содержание работы |
I | Закрепить умения определять первый звук в слове. Повторить правила написании заглавной буквы имен и фамилий. Закрепить навыка чтения слов. Учить петь попевки с опорой на таблицу. |
II | Закрепить умения читать и печатать предложения. Закрепить умения петь попевки опираясь на таблицу. |
III | Автоматизировать умения читать простые тексты рассказов, сказок. |
Октябрь
срок | форма | Содержание и цели. |
1-я неделя | Театрализация «Колобок» | Цели: Познакомить детей с термином «слово», используя сказку «Колобок». Расширить представления о многообразии слов. Учить дифференцировать вопросы кто? что?; (Графические игры в тетрадях). |
2-я неделя | Игра: «Гласные прекрасные» | Цели: Закрепить знания о гласных звуках. Знакомство с кубиками Зайцева. Познакомить детей со звучащим словом. Знакомство с понятием «ударный звук». Графическое изображение буквы «А» |
3-я неделя | С\ролевая игра: «Магазин» | Цели: Закрепление знаний о гласных звуках. Д\игра «Найди и назови», используя кубики Зайцева. Упражнение «Назови слово на заданный звук» в с\ролевой игре «Магазин». Цель: упражнять детей в нахождении слова на заданный звук в начале слова. |
4-я неделя | Прогулка: «На необитаемом острове» | Цели: Закрепить знания о гласных звуках. Упражнять детей в нахождении заданных гласных звуков. Учить читать звуковые сочетания гласных звуков ИА, ИО, ИУ, ИОА, ИАО, ИУА, используя кубики Зайцева. Графическое изображение буквы «У», рисунок на песке. |
Ноябрь
Срок | форма | Содержание и цели: |
1- я неделя | Занятие – загадка: «Слепой крот» | Цели: Учить читать сочетания гласных звуков, используя кубики Зайцева. Развивать тактильные ощущения, уметь на ощупь отгадать букву. ( Игра «Слепой крот»). Учить правильно называть предметы мебели, уметь классифицировать предметы по ряду признаков. Графическое изображение буквы «О» и сочетания гласных звуков АО, УА, АУ. |
2- я неделя | Рисование: «Волшебные пальчики» | Цели: Учить подбирать слова на заданный звук. Учить находить и показывать букву Э в словах. Учить читать сочетания гласных звуков, используя кубики Зайцева. Развивать мелкую моторику рук (графическое изображение буквы, раскрасить используя цветной карандаш). Учить описывать предмет не называя его. |
3-я неделя | Аппликация: «Волшебная буква». | Цели: Учить читать сочетания гласных звуков, используя кубики Зайцева. Учить находить и показывать букву И. Графическое изображение буквы используя аппликацию из рваной бумаги. |
4-я неделя | Диктант: «Найди и покажи» | Цели: Уметь находить гласные звуки и сочетание звуков в таблице. Д\игра «Диктант с указкой». Уметь подбирать к сущ., прилагательные (игра в кругу с мячом). Уметь находить и показывать букву Ы в словах. Графическое изображение буквы «Ы», и сочетание гласных звуков по выбору. |
Декабрь
Срок | форма | Содержание и цели: |
1-я неделя | Итоговое мероприятие | Цели: Развивать чувство ритма (по образцу) («Повтори ритмический рисунок».) Закрепить умение чтение слияние гласных звуков и находить слияния на слух (работа с таблицей) |
2-я неделя | Д\игра: «Как тебя зовут» | Цели: Учить согласовывать существительные с числительными. (Лексико-грамматическая работа «Сосчитаем снежинки»). Упражнять детей в употреблении и согласовании пространственных предлогов (на, под, в, за, перед, у). Учить составлять свое имя из складов, используя кубики. |
3-я неделя | Игра - классификация | Цели: Учить составлять свое имя из складов, используя кубики. Закрепить умение классифицировать предметы (игра «Подбери пару») Графическое изображение своего имени, упражнение «Повтори». |
4-я неделя | Занятие - экскурсия: «На молочной ферме» | Цели: Учить составлять свое имя из складов, используя кубики. Познакомить с согласными звуками, со звуком и буквой М. Составить из счетных палочек букву М. Графическое изображение буквы «М». |
Январь
Срок | форма | Содержание и цели: |
1-я неделя | Игра: «Кто первый» | Цели: Развивать чувство ритма (по образцу) в рамках подготовки к обучению письму («Повтори ритмический рисунок»). Учить различать и называть первый звук в слове. Учить составлять и читать слово МАМА. |
2-я неделя | Занятие-развлечение: «Мягкие и твердые согласные» | Цели: Укрепить артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить находить и называть слоги МА, МУ, МЫ, МУ, МЭ, МИ, используя кубики. Игра с кубиками «Эхо». Познакомить с мягкими и твердыми звуками. Развивать слуховое внимание (игра «Будь внимательным»). |
3-я неделя | Рисование: «Папа» | Цели: Развитие мелкой моторики рук (Рисование портрет папы). Познакомить с новым звуком и буквой П. Игра с кубиками «Эхо». Учить графически изображать слова ПАПА. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации твердых и мягких согласных звуков . |
4-я неделя | Хореография: «Веселый слог» | Цели: Познакомить со слогами. Учить читать слоги с буквой П, используя кубики. Игра с кубиками «Эхо». «Слова – противники». Цель: обогащение лексикона детей антонимами. |
Февраль
Срок | форма | Содержание и цели: |
1-я неделя | Выставка: «Любимая игрушка» | Цели: Упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [п] и [п ,], [м] и [м ,]. ( Дидактическая игра «Поймай звук»). Формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму. |
2-я неделя | Совместная деятельность: «Чем заканчивается сказка» | Цели: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, интонационную выразительность (Скороговорка «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели»). Познакомить со звуком и буквой Б. Написание слова БАБА. Развивать умения заканчивать предложение. |
3-я неделя | Рисование: «Бордюры» | Цели: Учить читать слоги со звуком «Б». Игра с кубиками «Эхо» Развитие мелкой моторики рук («Бордюры»). Развивать чувство ритма в изображении. |
4-я неделя | Игра: «Дикие и домашние животные» | Цели: Закрепить умения разделять слова на слоги. Упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков по мягкости и твердости. Игра «Дикие и домашние животные». Обогатить словарь глаголов («Что делает это животное?»). «Штриховка». Подбери букву к предмету. |
Март
Срок | форма | Содержание и цели: |
1-я неделя | Игра «Поезд» | Закрепить умения находить склады и выстраивать «поезд» со звуком «Б». Печатать склады в тетради. |
2-я неделя | Развлечение: «Эхо» | Цели: Учить читать слова со звуком «Б». Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу . |
3-я неделя | П\игра: «Цепочка» | Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя кубики. Написание слов с кубиков в тетрадь. |
4-я неделя | Анализ деятельности детей | Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу. Диктант с указкой. Написание слов с таблиц. |
Апрель
Срок | форма | Содержание и цели: |
1-я неделя | Поэтический час | Цели: Учить читать стихотворения с выражением. Чтение стихотворения М. Садовского «Хотел я снежинку домой принести». Знакомство с буквой и звуком «С» Игра с кубиками «Эхо». Графическое изображение буквы «С» |
2-я неделя | Развлечение: «Живые звуки» | Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу . Графическое копирование слов со звуком «С». (игра «Живые звуки»). Упражнения «Соедини стрелками» |
3-я неделя | П\игра: «Цепочка» | Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя кубики. |
4-я неделя | Анализ деятельности детей | Цели: Закрепить умения выделять и показывать определенные склады используя таблицу. Диктант с указкой. |
3.3. Традиционные праздники, развлечения и события.
Игровой компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. На протяжении всего периода обучения для воспитанников проводятся тематические мероприятия, включающие в себя игры, описанные в монографии Н.Ж. Булгаковой «Плавание».
Наименование мероприятия | Сроки | Группа |
Праздник «Волшебные кубики» | Октябрь | 1-й год обучения |
Праздник - сюрприз | Ноябрь | 1-й год обучения |
Командная игра «Магазин игрушек» | Декабрь – январь | 2-й год обучения |
Игра «Живое слово» | Февраль | 3-й год обучения |
Игра в командах «Загадки – отгадки» | Март – апрель | 3-й год обучения |
3.4. Описание материально-технического обеспечения программы.
Наименование | Количество |
Кубики Зайцева | 1 комплект |
Таблицы | 1 комплект |
Магнитофон | 1 |
Диски с попевками | 1 комплект |
Тетради в большую клетку | По кол. детей |
Ручки | По кол. детей |
Карандаши простые | По кол. детей |
Карандаши цветные | По кол. детей |
Произведения и стихотворения известных детских писателей и поэтов | |
Список литературы:
«Кубики Зайцева». Комплект для группы. Учебное пособие. – СПб., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей с использованием интеллектуальных карт. «Развивашка»
Интелект карты - это уникальный метод запоминания информации.Цель:Развитие речевых способностей старших дошкольников по средствам вариативного использования интелектуальных карт....
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....