План по самообразованию 2018-2023
материал по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы
по самообразованию
воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 17
«Лебёдушка» г. Нижнекамска»
Генераловой Светланы Григорьевны
в межаттестационный период 2018-2023 г.г.
Методическая тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Творческие замыслы: участие в конкурсах, семинарах, составление презентаций к собраниям и мероприятиям, разработка проектов, конспектов ОД в соответствии с ФГОС ДО
Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Актуальность
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В последние годы наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из условий всестороннего развития ребёнка и в дальнейшем успешного обучения в школе.
3.1. Задачи
- изучить нормативно-правовые документы;
- изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирования лексико – грамматической и связной речи;
- разработать и реализовать проект в рамках темы самообразования;
- обобщить опыт работы в рамках проекта;
- создать необходимые положительные условия для речевого развития детей;
- построить партнерские взаимодействия с родителями по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи.
3.2. Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
3.3. Предполагаемые результаты:
1. Положительная динамика формирования интеллектуально-творческих способностей детей, интереса и потребности в чтении.
2. Повышение уровня компетентности педагога в создании психологически – комфортных условий для речевого развития детей.
3. Повышение уровня психолого-педагогической культуры и родительской компетентности; осуществлены партнёрские отношения с родителями.
4. Созданы условия для речевого развития воспитанников, а именно:
- пространственная предметно-развивающая среда, отвечающая современным требованиям и направленная на развитие у детей внутреннего творческого потенциала;
- пополнен фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов.
5. Развиты у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
6. Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам
3.4. Формы отчёта по проделанной работе: выступления на педсовете, родительских собраниях, открытые показы ОД, размещение своих разработок на различных сайтах, участие в конкурсах, семинарах.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений. Изучение литературы и имеющегося опыта по теме самообразования. | 2018 – 2023 год | Проанализировать свои профессиональные затруднения. Определение проблемы опытно – экспериментальной работы, выбор целей, задач, методов работы. Планирование и организация разработки и формулирование системы работы по данной теме. Выделение направлений работы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Изучение ФГОС. Изучение психолого – педагогической литературы. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. Консультации для родителей. Изучение ИКТ. |
Прогностический | Определение целей и задач темы самообразования. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2018 – 2023 год | Участие в семинарах, кустовых – методических объединениях, педагогических советах. Работа над обогащением портфолио. Обучение на курсах повышения квалификации. Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности. Создание собственной базы лучших конспектов ОД, интересных методов и приемов. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2018 – 2023 год | Создание рабочей программы в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, кустовых – методических объединениях, педагогических советах. Участие в конкурсах различного уровня. Публикации в Социальной сети работников образования разработок ОД и сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. Использование современных педагогических технологий в области обучения и воспитания. Внедрение в учебный процесс ИКТ. Разработка методических пособий, дидактических игр. Создание предметно-развивающей среды. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2018 – 2023 год | Участие в муниципальных , региональных, республиканских и всероссийских семинарах и конкурсах. Ведение персонального сайта: https://nsportal.ru/generalova-svetlana-grigorevna Работа по обновлению информации на сайте детского сада. Открытые мероприятия различного уровня. Консультативная помощь родителям. Ведение профессионального портфолио воспитателя. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2018 – 2023 год | Публикации на сайтах, участие в конкурсах, разработка дидактических игр. Публикации творческих работ воспитанников на интернет-сайтах. Обобщение и распространение собственного опыта на педсоветах, предчтениях. |
План по самообразованию
№ | Тема по самообразованию | Задачи | Ожидаемый результат | Форма отчётности о проделанной работе | Год |
1 | Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия | - Формировать у детей разные способы познания окружающего мира. -Формировать у родителей внимание и серьёзное отношение к детским вопросам. -Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. | 1.Сформированы нравственно – патриотические качества личности через знакомство с историческим, культурным наследием города. 2. Развита звуковая и интонационная культура, фонематический слух. 3. Сформирован интерес у художественной литературе как средству познания. | 1.Участие в неделе «Специалист», интегрированная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. 2. Публикация учебно–методического материала в социальной сети работников образования nsportal.ru 3.Участие детей в Республиканском фестивале - конкурсе. | 2019-2020 |
2 | Роль дидактических игр и упражнений в речевом развитии детей дошкольного возраста | - Развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования, способность аргументировать, доказывать, отстаивать свою позицию. - Развивать речь детей в игровой деятельности. - Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру. | 1. Сформировано понимание ценности природных объектов. 2. Дети владеют речью как средством общения и культуры. 3. Сформировано понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. | 1.Участие в неделе «Специалист», интегрированная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием УМК «Говорим по – татарски» 2. Презентация опыта работы на кустовом методическом объединении | 2020-2021 |
3 | Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО | - Приобщать детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, через игровые технологии. - Стимулировать творческую, познавательную активность детей, желание участвовать в освоении новых знаний. - Построить партнерские взаимодействия с родителями через участие в воспитательно – образовательном процессе. | 1.Приобретены навыки в сочинении небольших сказок , рассказов и создании новых речевых образов из отдельных элементов. 2. Осуществлены партнёрские отношения с родителями. 3. Созданы условия для творческого речевого развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО. | 1. Участие в неделе «Специалист», семинар – практикум для родителей «Речевое развитие дошкольника» 2. Участие в региональном семинаре , сообщение из опыта работы «Роль LEGO конструирования в речевом развитии детей дошкольного возраста» 3. Участие в региональном семинаре, презентация опыта работы «Использование игровых маркеров в организации развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО» 3. Участие детей в олимпиадах | 2021-2022 |
4 | Влияние дидактических игр на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста | - Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи. - Развивать эстетический активный словарь, умение выражать свои мысли и чувства, вербальное воображение ребёнка на примерах работы со словом . - Развивать познавательный интерес к миру природы и миру человека. | 1. Овладеют навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. 2. Применяют в инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев, используют эти знания в разных видах деятельности. 3. Сформирована звуковая аналитико – синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте. | 1.Участие в республиканском семинаре – практикуме, презентация опыта работы «Организация эффективных форм взаимодействия с семьей в вопросе речевого развития дошкольников» 2.Участие в региональном семинаре, выступление из опыта работы с презентацией «Современные здоровье зберегающие технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» 3.Презентация авторской игры «Листопад» на региональном семинаре . 4. Участие детей в Межрегиональном детском конкурсе имени Габдуллы Тукая. | 2022-2023 |
4. Список используемой литературы
- Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М., 2004.
- Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2013.
- Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. - М., 2008.
- Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- Трясорукова Т.П. игры для дома и тетского сада на снижение психоэмоционального и скелетно – мышечного напряжения. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Кулешова Н.В. Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению//Образовательные проекты «Совенок» для дошкольников. – 2013. - №8.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html .
- 10.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Конвенция ООН о правах ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования 2018-2023
Самообразование воспитателя по обучению татарскому языку...
План по самообразованию 2018-2023 гг
План по самообразованию 2018-2023 гг...
План по самообразованию 2018-2023 гг
План по самообразованию...
План по самообразованию 2018-2023 гг
План по самообразованию 2018-2023 гг...
План по самообразованию 2018-2023
План по самообразованию...
План по самообразованию 2018-2023
План по самообразованию 2018-2023...
План по самообразованию 2018 - 2023 г.г.
Учебно-методический материал...