Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие на север» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Суворенкова Людмила

Программное содержание:

- Упражнять детей различать и называть животных Севера, познакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками белого медведя;

- Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость;

- Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения. Учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью.

- Расширять словарный запас детей;

- Развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах-зверят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «золотой петушок»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 по развитию речи  

«Путешествие на север»

в подготовительной группе

                                                                             Составила:   Суворенкова Л.А.,                  

                                                                           воспитатель МБДОУ «Детский  

                                                                        сад общеразвивающего вида

                                                                №6 «Золотой петушок»

г. Губкин

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по развитию речи  «Путешествие на север»

в подготовительной группе

(Образовательные области: «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).

Программное содержание:

- Упражнять детей различать и называть животных Севера, познакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками белого медведя;

- Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость;

- Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения. Учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью.

- Расширять словарный запас детей;

- Развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах-зверятах.

Оборудование:

Игрушки – белый медвежонок Умка, рыбка;  глобус; «Атлас для самых маленьких»; предметные картинки из серии «Животные Севера»: морж, тюлень, песец,  нерпа, северный олень, белый медведь, синий кит, белуха, морской котик; тазик с водой; детский крем; салфетки бумажные; простые карандаши, картинки-схемы для составления описательного рассказа по количеству детей; картинки-пазлы по количеству детей.

Предварительная работа:

Беседа «Кто живет на Севере?». Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.

Чтение рассказов: И. Сосновский «Белый медведь», В. Снегирев «Кто властелин».

Разучивание загадок о белом медведе.

Аппликация «Белый медведь» (сделанная методом обрыва).

Ход занятия:

- Вы слышите какие-то необычные звуки? Прислушайтесь, что вы слышите? (кто-то плачет).

Появляется маленький медвежонок.

- Кто это к нам пришел в гости?

- Как его зовут? (Умка, белый медвежонок).

- Почему медвежонок плачет, как вы думаете, что с ним могло произойти?  (Ответы детей: потерялся, заблудился, хочет есть, потерял маму).

- Действительно, медвежонок заблудился, потерял маму. Умка, ты, наверное, голодный?

- Чем бы вкусным его угостить? Может сладкой конфетой?

- Нет, медведи любят мелкую рыбу, морские водоросли.

- На тебе, Умка, рыбку, не плачь.

- Поможем Умке вернуться домой и найти свою маму?

- Как же мы узнаем, где они живут? (Прочитать из энциклопедии, найти в атласе, посмотреть на глобусе).

- Посмотрим на глобус, где живут белые медведи?

- На чем же можно отправиться на Северный Полюс? (На поезде, автобусе, собачьих упряжках, самолете).

- Самолет, он быстрее и надежнее! Полетели!

- Чтобы белый медвежонок не скучал, и мы тоже не скучали, поиграем в игру «цепочка северных слов». (Снег, холод, ледник, айсберг, морж, тюлень, северное сияние).

- Вот мы с вами и прилетели на Северный Полюс. Выходите.

(Дети поеживаются).

- Что-то я немного замерзла. А вы, ребята, не замерзли.

- Посмотрите, а нашему Умке ну ничуть не холодно. Почему же белый медвежонок не мерзнет? (Летом под шкурой накапливается толстый слой жира).

- Расскажите, какая шкура у медведя? (Теплая, жесткая, короткая, белая).

- У нас в гостях маленький белый медвежонок, а какой же большой медведь?

 (Сильный, быстрый)

- Скажите, есть ли у медведя враги? (Нет).

- Кто для него самый опасный? (Человек).

- С кем медведь живет по соседству? (Морж, тюлень, морские котики, песец, нерпа).

- Ребята, чтобы нам было не скучно искать маму медвежонка, будем выполнять задания и играть. Согласны? (Ответы детей).

- Я предлагаю составить рассказ про белого медведя вот по этой картинке.

(Показывает картинку с изображением белого медведя).

- Умка, слушай, правильно ли мы будем составлять.

- Кто это? (белый медведь)

- Где живет белый медведь? (Он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда).

- Какой он, белый медвежонок? Назовите слова-признаки.

(Он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий).

- Чем  покрыто тело медвежонка?

(Покрыто шерстью).

- Какого цвета шерсть?

(Белого цвета).

- Какая шерсть у него?

(Густая, длинная).

- А какой хвост у белого медведя? (Короткий).

- Какие у белого медведя уши? (маленькие, треугольной формы).

- Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, собирает морские водоросли).

- А что еще он умеет делать? Назовите слова-действия. (Нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, бегать, ходить, съезжать с горки).

- Какую пользу приносит белый медведь?

(За белым медведем охотятся ради его мяса, жира и меха. Мех считается ценным).

- Ребята, предлагаю вам сейчас выполнить  задание на внимательность. Садитесь за столы. Рассмотрите карточку-схему, аналогичную той, по  которой мы составляли описательный рассказ про белого медведя и скажите, какого обозначения не хватает. Дорисуйте недостающий элемент.

(У каждого ребенка своя карточка-схема с отсутствующим элементом).

Дети выполняют задание.

- А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень,        (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь,                                       (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день.                                       (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом,        (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом.                   (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встре-       (ставят ладонь козырьком над глазами)

тишь,

И птиц ты в небе не заметишь.         (делают махи руками)

Лишь   мишка,   белый,   словно         (подражают походке медведя)

иней,

Хозяин ледяной пустыни.                    (руки на поясе, стоят смирно)

Эксперимент

- Когда медведь вылезает на льдину из воды,  его шерсть не покрывается льдом, хотя он мокрый. Ведь на сильном морозе  вода превращается в лёд. Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
     В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды нет, значит, рука не покроется корочкой льда. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

      (Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде замёрзнуть. Когда медведь встряхивается, капельки воды быстро стекают и не успевают замёрзнуть).

- А сейчас давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что вы встретили белого медведя. Что вы почувствуете? Начните свой рассказ так: «Если бы я увидел белого медведя…».

(Дети по очереди составляют фантастические рассказы).

- Ребята, кто у медвежонка мама? (Медведица). Какие медведицы-мамы? (Добрая, ласковая, заботливая, нежная.) Как они ухаживают за медвежатами? (Каждая медведица роет берлогу в снегу. Там рождаются 1 или 2 медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом, кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, учит их охотиться).

- Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу».

- Дети, давайте с вами поиграем в игру «Собери картинку». Пройдите за столы. В конвертах лежат разрезные картинки-пазлы, которые надо собрать.

(Дети собирают картинки).

- Что у вас получилось? (Ответы детей).

- А теперь, кто из вас хочет рассказать о животном, которое изображено на картинке? (Рассказ  с опорой на схему-модель).

- Ребята, давайте позовем медведицу-маму. (Дети зовут медведицу). Посмотрите, нашлась мама Умки! Медвежонок очень рад этому. Мы помогли Умке вернуться домой и найти свою маму. Нам тоже пора возвращаться. Пройдемте в наш самолет. Много интересного и увлекательного вы узнали сегодня. Скажите, кому мы сегодня помогли? А как мы это сделали? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего? Какое задание для вас было самым трудным? Как можно использовать на практике полученные знания?

(Дети отвечают на вопросы).

- Наше путешествие закончилось. Давайте в память о нем составим коллаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в зимний лес" (1 мл. группа)

Яркое театрализованное музыкальное действо - "Путешествие в зимний лес". Сказка с участием кукольных персонажей, детей младшей группы и их воспитателей. Развивает воображение, внимание, речь, слуховое...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в страну Вообразилия» в старшей группе

Цель: Развитие речи посредством театрализованной деятельности.  Задачи:1. Обучающие: активизировать словарь детей за счет слов: элегантность, фантазия, воображение, скороговорка.2. Развивающие: р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: Путешествие по временам года

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группеТема: Путешествие по временам года...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и лепке «Гуси-лебеди» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию ечи и лпке "Гучи -лебеди  (подготовительная группа). Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностиПо развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе.Тема «Осень»Цель: обучать детей пересказывать текст с наг...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие по сказке «Колобок» в группе раннего возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи. «Путешествие по сказке «Колобок» в группе  раннего возраста»  Задача:1. Закре...