Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: Путешествие по временам года
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ильичева Ольга Львовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе
Тема: Путешествие по временам года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе
Тема: Путешествие по временам года

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие связной речи, посредством наглядного моделирования.

Задачи:

Обучающие:

- Уточнить и закрепить представления детей об происходящих изменениях в природе в разное время года;

- Упражнять в составлении описательных рассказов с помощью мнемотаблиц;

- Продолжать формировать умение использовать в речи сложные предложения, слова - определения.

Развивающие:

- Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Предварительная работа:

Знакомство с моделями времен года, беседы по мнемотаблицам «Времена года», чтение художественной литературы, наблюдение, рассматривание иллюстраций, словесные игры по темам: «Зима, Весна, Осень, Лето».

Оборудование: Мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», ИКТ оборудование.

 

I часть. Мотивационно – побудительная часть.

Воспитатель: «Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга (Дети хором повторяют слова и затем передают улыбку и жмут руку).

- Я улыбку всем дарю,

Здравствуй, здравствуй говорю!

- Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать. Я загадаю загадку, а вы догадайтесь куда мы отправимся.

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Времена года.)

- Сколько у нас времен года? (4.) Назовите их. (Зима, весна, лето, осень.)

- Значит наше путешествие будет проходить по временам года. А чтобы узнать, в каком времени года мы сейчас окажемся нужно отгадать следующую загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой.)

Значит мы с вами окажемся сейчас в зимнем лесу. Но это можно сделать, только с помощью волшебства. Времена года передали нам веточку ели, она волшебная, ведь круглый год она зеленая. Вот теперь можно и поколдовать.

Кружись, кружись, кружись,

В зимнем лесу окажись.

(Показ слайда зимний лес.)

II часть. Основная часть.

- Ой ребята смотрите кругом снег, так красиво.

- Скажите пожалуйста, Зима какая? (Морозная, вьюжная, сказочная…)

- Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль.)

- Что и кого мы можем увидеть в лесу зимой? (Следы на снегу от зверей, которые ищут себе пропитание, деревья и кусты покрыты снегом, птицы на деревьях…)

- А в городе, около дома, у нас в садике? (Птицы на кормушках, снеговики и много построек из снега, дети гуляют, играют в снежки, катаются на санках, лыжах.)

- Мы вспомнили все о зиме и теперь можем рассказать о ней по схеме.

Желающий ребенок рассказывает о зиме по мнемотаблице.

- Умница, какой красивый рассказ у тебя получился.

- А теперь послушайте следующую загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает (Весной.)

- Правильно, молодцы. Как вы думаете в какой лес мы должны попасть? (Весенний)

Кружись, кружись, кружись,

В весеннем лесу окажись.

(Слайд весеннего леса.)

- Ребята посмотрите на весенний лес. Как вы думаете, что изменилось в лесу по сравнению с зимой? (Совсем мало снега, проталины, первые цветы появились, стало больше птиц, набухают почки…)

- А весна какая? (Долгожданная, теплая, нежная, солнечная, радостная, ранняя, поздняя, веселая, ветреная…)

- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май.)

- Какие приметы весны вы знаете? (ответы детей.)

- Что делают дети весной на улице (гуляют, пускают кораблики по ручейкам, делают скворечники для птиц…)

- Вспомнили мы все и про весну, кто хочет нам рассказать о весне по схеме?

(Желающий ребенок рассказывает по схеме.)

- Очень красивое время года, и прекрасный рассказ получился.

Физ. минутка: Весна – красна
Весна-красна, ты с чем пришла? (
Руки в стороны, поклониться.) 
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. 
(Руками указать на траву, цветы, взять поводья.) 
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.) 
К воде ключевой. 
(Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.) 
Солнышку улыбнёмся, (
Соответственно.) 
Домой к мамочке вернёмся. (
Сесть на свои места.) 

- А сейчас слушайте третью загадку:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом.)

- Как вы уже, наверное, догадались, что мы сейчас окажемся в летнем лесу.

Кружись, кружись, кружись,

В летнем лесу окажись.

(На экране появляется слайд лето.)

- Посмотрите, что вы видите в летнем лесу. (Ответы детей.)

- А теперь ответьте Лето какое? (Теплое, жаркое, красивое, яркое, дождливое…)

- Что можно делать летом? (Купаться, играть в песок, ходить в лес за ягодами и грибами…)

Молодцы все вы знаете о лете, и я предлагаю вам рассказать об этом времени года по схеме.

(Ребенок рассказывает рассказ о лете по схеме.)

Отличный рассказ получился, молодец.

- Ну и последняя загадка:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью.)

- Правильно. И мы окажемся сейчас с вами в осеннем лесу.

Кружись, кружись, кружись,

В осеннем лесу окажись.

(На экране слайд осень.)

- Какие приметы осени вы знаете. (Ответы детей.)

- Осень какая? (Золотая, багряная, теплая, дождливая, урожайная, ранняя, поздняя, холодная…)

- Что мы делаем осенью на улице? (Ответы детей.)

- А звери в лесу, что делают? (готовятся к зиме). Как? (Ответы детей.)

- Давайте расскажем об осени по схеме.

(Желающий ребенок рассказывает рассказ.)

- Молодец, какой хороший рассказ у тебя.

- Еще раз назовите все времена года по порядку.

- А после весны, что идет? (Лето.)

- А перед зимой, какое время года (Осень.)

- Новый год, когда бывает? (Зимой.)

III часть. Заключительная часть.

- Молодцы. Вот и заканчивается наше путешествие. Вам было интересно?

Что больше всего вам запомнилось и понравилось?

– Чей рассказ понравился больше?

– Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники (мнемотаблицы) во второй группе раннего возраста на тему «Весна»

Конспект будет полезен педагогам, которые используют в своей работе мнемотехнику и графическое моделирование. Цель: рассказывание стихотворение с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя.Зада...

Конспект организованной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Дети учатся пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий. Закрепляют навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.

Тема: Весна.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель: развитие связной речи    у детей с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностиПо развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе.Тема «Осень»Цель: обучать детей пересказывать текст с наг...

Методическая разработка, конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники на тему: «Сказочная шляпа»

КонспектНепрерывно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием мнемотехники  «Сказочная шляпа»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе. Тема: «Весна»

Цель: Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и...