Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки «Л» и «Ль»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_l_i_l.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 933
Конспект занятия
по развитию речи на тему: «Звуки «Л» и «Ль»
в подготовительной группе.
Педагог: Крылова О. М.
2014
Цель:
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Задачи:
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.
Продолжительность занятия:
30 минут.
Вид занятия:
Фронтальное.
Тип занятия:
Закрепление.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».
II. Основная часть
- Игра «Доскажи словечко».
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
- Характеристика звука.
Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.
3. Отличие согласных звуков от гласных.
Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
4. «л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Игра «Чей самолёт дальше улетит?». Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».
5. Игра «Большой и маленький самолёты».
Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.
6. Игра «Повтори за мной». (Воспроизведение пар и цепочек слогов.)
ла-ля ла-ла-ля ла-ля-ла-ля
ло-лё ло-ло-лё ло-лё-ло-лё
лу-лю лу-лу-лю лу-лю-лу-лю
лы-ли лы-лы-ли лы-ли-лы-ли
лэ-ле лэ-лэ-ле лэ-ле-лэ-ле
7. Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»
Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
8. Игра «Определи, где находится звук «л» в словах». Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
9. Игра «Слоговой аукцион».
Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
10. Подвижная игра «Самолёты».
Самолёты загудели. Вращения руками перед грудью.
Самолёты полетели. Руки в стороны, бег по кругу.
На поляну тихо сели. Присели, руки на коленях.
Вновь над лесом полетели. Руки в стороны, бег по кругу.
11. Звуковой анализ слов: лапа, липа.
а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.
б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
в)
Аналогичная работа со словом «липа».
12. Игра «Магазин игрушек».
Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.
13. Игра «Узнай пословицу».
В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.
14. Игра «Проговори чистоговорку».
Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
15. Игра «Повтори скороговорку».
Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.
16. Итог занятия, раздача призов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»
Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове....
Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"
Конспект занятия для подготовительной логопедической группы ДОУ....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звук [Й] буква й»
Тема: «Звук [Й] буква й»Цель: расширение представлений о букве й и звуке [Й]Задачи:развитие умения выделять звук [Й] в словах.Совершенствование умения производить звуковой и слоговой...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки [А, О, У, И, Ы, Э]. Одежда»
Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в решении проблем речевого развития детей дошкольного возраста, так как этот возраст является наиболее сензитивным для разви...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»
Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»Цель: Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять...
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Звук [У]"
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе организации НОД «Звуковая культура речи»Задачи:- закрепить с детьми чёткость артикуляции звука "У- побуждать дете...