Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки «Л» и «Ль»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Крылова Ольга Михайловна

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_l_i_l.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 933

Конспект занятия

по развитию речи   на тему: «Звуки «Л» и «Ль»

в подготовительной группе.

                                                                            Педагог: Крылова О. М.

                                                             

                                           

2014                                                      

Цель: 

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Задачи:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;

Совершенствование навыка деления слов на слоги;

Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;

Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;

Координация речи  с движением.

Продолжительность занятия:

30 минут.

Вид занятия: 

Фронтальное.

Тип занятия:

Закрепление.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное  упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть

  1. Игра «Доскажи словечко».

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!

Забивай скорее … (гол)

Нам темно.  Мы просим маму

Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,

Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные … (глаза)  

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

  1. Характеристика звука.

Звук  «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

3. Отличие согласных звуков от гласных.

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

4. «л» - песенка самолёта, который летит высоко за  облаками.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?». Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

5. Игра «Большой и маленький самолёты».

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.

Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,

а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».

а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л». 

Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль». 

б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.

в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины. 

 

6. Игра «Повтори за мной». (Воспроизведение пар и цепочек слогов.)

ла-ля          ла-ла-ля           ла-ля-ла-ля

ло-лё          ло-ло-лё           ло-лё-ло-лё

лу-лю         лу-лу-лю          лу-лю-лу-лю

лы-ли         лы-лы-ли         лы-ли-лы-ли

лэ-ле           лэ-лэ-ле            лэ-ле-лэ-ле

7. Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?

Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

8. Игра «Определи, где находится звук «л» в словах». Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:

лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

9. Игра «Слоговой аукцион».

Придумайте как можно больше слов со слогом:

ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

10. Подвижная игра «Самолёты».

Самолёты загудели.                Вращения руками перед грудью.

Самолёты полетели.               Руки в стороны, бег по кругу.

На поляну тихо сели.             Присели, руки на коленях. 

Вновь над лесом полетели.   Руки в стороны, бег по кругу.

11. Звуковой анализ слов:  лапа, липа.

а)

Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

 б)

Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Почему? (Потому что это твёрдый звук.)

Какой второй звук в этом слове? («а»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Почему? (Потому что это твёрдый звук.)

Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)

Сколько гласных звуков? (Два)

Сколько согласных звуков? (Два)

в)

Аналогичная работа со словом «липа».

12. Игра «Магазин игрушек».

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

13. Игра «Узнай пословицу».

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.

Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.

Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.

Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.

Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

14. Игра «Проговори чистоговорку».

          

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Яблоко, дятел, палатка, пчела,

Ласточка, платье, ложечка, стол,

Лампа, малышка, кукла, футбол.   

15. Игра «Повтори скороговорку».

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо,  голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла,

Мила мыло не любила,

Не любила, но не ныла.

16. Итог занятия, раздача призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»

Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове....

Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"

Конспект занятия для подготовительной логопедической  группы ДОУ....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звук [Й] буква й»

Тема: «Звук [Й] буква й»Цель: расширение представлений о букве й и звуке [Й]Задачи:развитие умения выделять звук [Й] в словах.Совершенствование  умения производить звуковой и слоговой...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки [А, О, У, И, Ы, Э]. Одежда»

Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в решении проблем речевого развития детей дошкольного возраста, так как этот возраст является  наиболее сензитивным для  разви...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»Цель: Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Звук [У]"

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе организации НОД «Звуковая культура речи»Задачи:- закрепить с детьми чёткость артикуляции звука "У- побуждать дете...