«Знакомство детей с татарской культурой и национальными традициями»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Формулировать интерес детей к быту татарского народа. Учить узнавать и называть национальную одежду. Приобщать детей к национальной культуре, к родному языку, обогащая речь словами. Приучать детей к вежливости: первыми здороваться со взрослыми, прощаться, воспитывать умение благодарить за оказанную помощь, внимание. Воспитывать доброжелательность, любовь к старшим, развивать национально-патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_starshey_gruppe.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство детей с татарской культурой и национальными традициями»
Программное содержание: Формулировать интерес детей к быту татарского народа. Учить узнавать и называть национальную одежду. Приобщать детей к национальной культуре, к родному языку, обогащая речь словами. Приучать детей к вежливости: первыми здороваться со взрослыми, прощаться, воспитывать умение благодарить за оказанную помощь, внимание. Воспитывать доброжелательность, любовь к старшим, развивать национально-патриотические чувства.
Словарная работа: Платья с оборками, камзол, фартук с вышивками, сундук, сервиз. Вежливые слова: здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, до свидания.
Материал: Сундук, национальная одежда (платье, фартук, камзол), вешалка, фартук для подарка, кумган, тазик, полотенце, кровать. Стол для чаепития: самовар, чайный сервиз, бавырсак.
Индивидуальная работа: С Русланом, с Ильшатом, Айгулей активизировать к ответам на вопросы, от Фаниля и Руслана Ш. добиться выразительного чтения стихов.
Организация детей: Сидят на скамейках.
Предварительная работа: Рассмотрение с детьми рисунков, иллюстраций, альбомов с изображением национальной одежды, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, пение песен, заучивание стихов.
Методические приёмы:
- Словесные: вопросы, ответы, поощрение, рассказ, указание, дополнение, художественные слова, сравнения, общения, выводы.
- Наглядные: убранство татарской комнаты, рассматривание татарской одежды, предметов быта.
- Практические: приход к бабушке, чаепитие, рассматривание одежды.
- Игровые: сюрпризные моменты, игра «колечко».
Ход занятия.
Группа украшена под убранством деревенского дома. Дети собираются идти к бабушке в гости.
В-ль: Ребята, у вас есть бабушки? А вы любите ходить к ней в гости?
Дети: Да, у нас есть бабушки, живет в деревне. Летом мы ездим к ней в гости.
В-ль: А сегодня, ребята, мы тоже пойдем в гости к бабушке. Но прежде, чем идти в гости, давайте вспомним правила поведения в гостях. Какие же правила мы знаем?
Дети: Когда заходим в дом нужно здороваться.
В-ль: Правильно, а ещё?
Дети: Нужно обратить внимание на лицо бабушки, не больна ли она? Рада ли она нашему приходу?
В-ль: Ребята, а если она грустная, что мы должны сделать?
Дети: Постараться развеселить её. Не шуметь, сделать что-то приятное.
В-ль: Правильно, надо быть вежливым, внимательным, доброжелательным. Вот теперь мы можем отправится в гости (стучу в дом).
Бабушка: Кто там?
Дети: Это мы, бабушка, твои внучата (заходим).
В-ль: Здравствуйте, бабушка. Мы с ребятишками пришли к вам в гости.
Бабушка: Здравствуйте мои хорошие, проходите пожалуйста. Моими гостями будете, садитесь по удобнее (дети садятся).
В-ль: Бабушка, а мы ведь не просто в гости пришли. Мы хотим узнать от Вас как же вы жили, какие песни пели, как одевались раньше, какими ремеслами занимались. Время течет, всё изменяется и история наносит свои поправки и в быт и в культуру, но традиции остаются прежними.
Дети: Да, мы хотим.
Бабушка: Родилась я давно, много лет прошло, но всё по порядку вам расскажу. Жили мы не так богато, но и не так бедно. Очень любили трудиться, а в праздники наряжаться. Свои наряды я складывала в этот красивый сундук. (бабушка открывает сундук, берет оттуда платье, показывает детям). Это платье с оборками, платье необычное, праздничное. Только на праздник её одевала. Посмотрите как оно сшито: оборки есть на груди, внизу на подоле и на рукавах, они украшают платье, делают его праздничным и нарядным.
В-ль: Как это платье называется, ребятки?
Дети: Платье с оборками, праздничное (хоровой ответ).
В-ль: Артур скажет сейчас что это?
Артур: Платье нарядное, с оборками.
В-ль : Где находятся оборки, Ильнар?
Ильнар: На груди, внизу на падоле.
В-ль: А ещё где, Аида?
Аида: На рукавах.
Бабушка: Правильно, мои хорошие, внучата. (Вынимает фартук).Что по вашему это?
Дети: Фартук.
Бабушка: Правильно, фартук. Фартуки мы одеваем не только по праздникам, но и ходили в них в обычные дни.
В-ль: Посмотрите, ребята, какими узорами украшен фартук. Здесь есть и цветочки и листики, волнистые линии. На фартуке вышивают кайму и грудную часть (рассматривают фартук).Посмотрите внимательно, какие части фартука вышиты. Скажи, Айдар.
Айдар: Кайма и грудная часть.
В-ль: И ты повтори, Марат. (Повторяет и Эльвира). Хорошо ребята, все запомнили какую часть фартука вышивают. Давайте повторим все вместе.
Дети: Кайму и грудную часть.
Бабушка: (берет камзол). А вот это у нас камзол. Вы сейчас надеваете разные кофты, джемпера, а мы одевали в прохладную погоду камзолы.
В-ль: Как это одежда называется?
Дети: Камзол.
В-ль: давайте повторим вместе.
Дети: Камзол (индив. ответы).
Бабушка: Правильно, раньше камзолы старались сшить из бархата, чтобы было красиво. Внучата, вы, наверное, притомились. Пожалуй я закончу свой рассказ. Если вам понравился мой рассказ, то приходите еще в гости, я буду очень рада.
В-ль: Спасибо, бабушка и на этом. Вы нам так много рассказали об одежде, обычаях, было очень интересно и поучительно. Ребятки, наверное, у нас бабушка устала, пусть она, немножко, отдохнёт, а мы ей покажем какие игры мы знаем, как умеем играть.
Бабушка: Когда у меня в гостях такие хорошие дети, я забываю об усталости, довольно давно я играла в разные игры. Хотите, с одной из них, вас познакомлю. Это игра очень старинная, но интересная, а называется она «колечко». Нужно сложить ручки вот так. Это колечко я положу кому-то из вас в руки и скажу, кто смелый тот пусть встает. И должен выходить в середину тот, у кого колечко, не должен никому показывать. А мы дадим ему наказание: петь или танцевать, поняли, ребята.
Дети: Да! (игра проводится два –три раза).
В-ль: Вот как хорошо мы поиграли, правда, ребята! Вам понравилась игра? Как она называется?
Дети: Колечко!
В-ль: Правильно! Бабушка, чтобы вы нас помнили, мы хотим подарить вам этот вышитый фартук.
Бабушка: Спасибо вам, мои милые, хорошие! Ваш фартук мне очень понравился, даже плясать захотелось ( играет музыка, дети хлопают, бабушка пляшет ).
В-ль: Ребята, нам уже пора уходить.
Бабушка: Нет, нет. Что вы мои внучата. Я вас так просто не отпущу, вкусным чаем угощу (бабушка пошла на кухню, готовить чай, угощения).
В-ль: Ребята! Давайте вспомним как нужно вести себя за столом!
Дети: Вымыть руки.
В-ль: А вы знаете, ребята, ведь у бабушки нет водопроводного крана. Что может его заменить?
Дети: А вон там около кровати стоит кумган с тазиком, там и будем мыть руки (воспитатель поливает водичкой на руки из кумгана).
Бабушка: (бабушка наблюдает за детьми и приговаривает)
Вот ведь какие они хорошие, вежливые, все они знают, молодцы!
В-ль:Ребята, а как нужно вести себя за столом ?
Дети: Нельзя шуметь, кричать, крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
В-ль: Хорошо, вот теперь можно и сесть за стол. Мальчики, не забудьте ухаживать за девочками.
Бабушка: Проходите пожалуйста за стол ребятки, угощайтесь чаем ароматным, сладким бавырсаком.
В-ль: Спасибо вам, бабушка, что вы у нас есть. Спасибо, не болейте, спасибо за ласку, доброту, за гостеприимство, за мудрые слова, за интересный рассказ, игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...
Ознакомление детей подготовительной группы с народной культурой в национальных традициях
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет
Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Посло...
Консультация для родителей "Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой".
Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой....
Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
laquo;Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество». Перед дошкольными работниками пос...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....