Консультация для родителей "Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой".
консультация (старшая группа) по теме
Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomsvo_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_mordovskoy_natsionalnoy_kulturoy.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина». К.Д.Ушинский
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все!
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с нежностью, теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве.
Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, с Республикой.
Необходимо дать детям элементарные сведения о республике, в которой они живут, пояснить, почему она так названа. Дети узнают, что мордва – это нация, составляющая коренное население Мордовии – делиться на две основные группы – эрзя и мокша. Мордва любили жить в привольных местах. Занимались пчеловодством, звероловством, птицеводством. Любили строить деревянные избы среди лесов.
У мордвы раньше не было теплых и светлых домов, школ, детских садов, электрического света, радио. Дети вынуждены были с ранних лет работать. Сейчас они живут в домах, в которых ярко горит электрический свет, есть телевизоры, компьютеры. Дети ходят в детские сады, школы. Взрослые трудятся в колхозе, на заводах, фабриках.
Необходимо также то, чтобы дети знали о национальных блюдах мордвы. Особое внимание уделить народным обычаям и в частности обычаю гостеприимства и уважения к старшим. Мордва всегда очень радушно встречала гостей. В честь гостей обязательно пекли блины, пироги, ставили на стол квас.
Богата и прекрасна природа Мордовии. Здесь сменяют друг друга дремучие смешанные леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, кудрявые зеленые дубравы. Широкие поля чередуются с просторными лугами и долинами рек Мокши и Суры, их притоков. Синь небес отражается в глади больших и малых озер.
Разнообразен и животный мир мордовского края, где обитают лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, белки, хомяки, тушканчики, бобры. Изредка встречаются бурый медведь, лесная куница, черный хорек, барсук, норка, выдра.
Богата и прекрасна природа Мордовии. Но главное богатство – это люди. В нашей республике живет умный, мудрый, трудолюбивый народ. У него свои песни, сказки, традиции, прекрасный национальный костюм, язык. Через песни, сказки дети усваивают язык своего народа, его нравы, обычаи, черты характера.
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка.
В мордовских народных сказках раскрываются традиции народа, его устои, глубокая почтительность и уважение младших к старшим, доброта, отзывчивость, сострадание к ближнему.
Знакомство с мордовским фольклором нужно с детьми младшего возраста с колыбельных песенок.
После того как дети запомнят колыбельные песенки, они будут их применять в игре «Дочки матери».
Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
Мордовские народные игры несут символичную информацию о прошлом, передают традиции, соответствуют детской природе, удовлетворяют потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивают воображение и творческие наклонности.
Воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к родному краю помогают мордовские песни и танцы.
Народные песни способствуют возникновению интереса к родной культуре. Они близки и понятны детям. В свободное время можно вместе с детьми слушать аудиозаписи с мордовскими песнями и песнями мордовских композиторов.
Современная культура Мордовии имеет свои истоки – многонациональное народное искусство. Человек всегда стремится понять себя и окружающий мир, его могущество, красоту, таинственность. Ощущая свою зависимость от природы, он поклонялся земле и солнцу, воде и огню, растениям и животным. И поэтично воспевал свое восхищение ими в сказаниях и легендах, самобытном орнаменте: украшений жилища, в затейливых узорах, вышивок одежды.
В Мордовии исконно были распространены вышивка, резьба по дереву (прялки, солонки, ковши, сундуки), изготовление металлических украшений.
Большую помощь в ознакомлении с мордовским костюмом оказывает знакомство с творчеством художника Ф.В. Сычкова. Дети учатся видеть и понимать содержание картин, чувствовать настроение художника.
Особой силой эмоционального воздействия обладает народная игрушка (птичка-свистулька, стилизованная матрешка-мордовочка и др.).
Важно ознакомить детей с произведениями скульптора С.Д. Эрьзи. Имя скульптора широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом
Во время экскурсий и прогулок дети больше узнают о своем городе, селе, микрорайоне, учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнить старое и новое в облике города, видят, как люди заботятся о родном городе, поселке и т.д.: улицы чистые, посажены цветы, деревья…
В воспитании у детей любви к родным местам, формировании уважения и интереса к людям других национальностей большую роль имеют праздники и развлечения. Участие в праздниках вызывает у детей эмоциональный отклик, позволит лучше узнать обычаи и традиции мордовского народа.
Работа по приобщению детей к национальным традициям более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.
Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности детского сада. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок.
К сожалению, современная семья утратила многое из старых добрых традиций, включающих и воспитательные функции.
Однако народная педагогика эффективна лишь при соблюдении определенных условий:
– в семье надо создать и развивать свои традиции;
– семья не должна существовать изолированно;
– родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики (фольклором, песенным и танцевальным искусством);
– дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном общественном труде, помощи другим людям;
– члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры.
Проживание на территории Мордовии дает возможность знакомству детей с окружающей действительностью, связанной с национальной культурой мордовского народа, историей, обычаями, традициями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры....
«Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»
Мастер-класс «Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» Изготовление игрушки «Коза дереза» из лыка...
Воспитание детей дошкольного возраста на ценностях национальной культуры и ее культурно - историческом фундаменте
Статья посвящена актуальным проблемам современного воспитания - формированию этнической идентичности детей дошкольного возраста, основанного...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к еврейской национальной культуре»
Проект«Приобщение детей дошкольного возраста к еврейской национальной культуре»...
Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре как важное условие единения народов Белоруссии и России
Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активн...
Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...