Перспективный план по развитию речи в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
План разработан в соответствии с ФГОС ДОи авторской Программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя, месяц | Тема, цель | Программное содержание | Материал, оборудование | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
4 неделя августа | «Наши игры и игрушки» Цель: побуждать высказываться на темы из личного опыта Л.А.Парамонова стр.9 | Вовлекать детей в коллективный разговор, подводить к составлению текстов-описаний, вовлекать в игровое и речевое вэаимодействие со сверстниками, уточнить и закрепить правильное произношение звуков с, з, изолировано и в словах, развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат. | Предметы и игрушки, в названии которых есть звуки с и з | Рассказы на из опыта “Как мы провели лето, д/и “Не ошибись”, чистоговорки со звуками с, з |
1 неделя сентября | «Что мы умеем» Цель: уточнить представление детей о деятельности людей разных профессий. Л.А.Парамонова стр.29 | Вовлекать детей в общий разговор, активизировать в речи глаголы, формировать умение передавать содержание рассказа своими словами закрепить правильное произношение звуков с, з, изолировано и в словах, развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат., | Корзинка, салфетка, игрушки: слон, лиса, заяц, собака, змея. | Загадывание загадок о профессиях, д/и «Кому, что нужно для работы». |
2 неделя сентября | «Осень на пороге» Цель: формировать умение составлять короткие тексты-повествования. Л.А.Парамонова стр.161 | Вовлекать детей в диалог, побуждать задавать вопросы т отвечать на них, строить предложения разной грамматической структуры, уточнить значение слов предложение и слово, закрепить правильное произношение звуков с, з в словах и фразах. | Мяч, картинки: ворон, заяц, белка, ежик, ласточка, воробей, метка. | Беседа о правилах поведения на природе, загадывание загадок о животных, слушание аудиозаписи «Звуки природы» |
3 неделя сентября | «Ателье» Цель: расширять знания детей о сезонной одежде. Л.А.Парамонова стр. 227 | Уточнить обобщающее наименование «одежда», «головные уборы», «обувь», обогащать словарь детей наименованиями одежды, обуви, головных уборов, вовлекть детей в речевое и игровое взаимодействие, закрепить правильное произношение звуков с, з, дифференцировать звуки на слух, произносить стихотворные строки с разной интонацией. | Кукла, два одинаковых комплекта картинок с изображением одежды, головных уборов, обуви, телефоны. | Рассматривание предметов одежды, обуви, головных уборов; составление описательных рассказов о них, д/и «Оденем куклу на прогулку». |
4 неделя сентября | «Любуемся красотой осени» Цель: развивать речь. Л.: Волчкова стр.65 | Совершенствовать умение составлять рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям, активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость детей, показать многообразие форм и красок в природе осенью | Иллюстрации об осени, осенние листья | Загадывание загадок, заучивание стихов об осени. |
5 неделя сентября-1 неделя октября | «Золотая осень – золотой колос» Цель: обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Л.А.Парамонова стр.148 | Познакомить детей с явлением многозначности на примере слова «золотой», вовлекать в общий разговор, поощрять рассуждения, уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ц, , учить выделять их голосом, различать на слух, развивать речевое внимание, фонематический слух. | Сундучок с мелкими предметами, в названии которых есть звуки с, ц, картинки: солнце, звездное небо, лук, колос, подсолнух. | Заучивание чистоговорок, скороговорок, д/и «Назови слово с заданным звуком» |
2 неделя октября | «На улице две курицы с петухом дерутся» Цель: закреплять обобщающие понятия овощи, фрукты. Л.А.Парамонова стр.97 | Формировать умение подбирать определение к слову, обогащать словарь выразительными словами и выражениями; уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ц в словах и фразах; различать их на слух; побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие. | Корзинка, петушок и 2 курицы, овощи, фрукты, блюдо с ломтиками овощей и фруктов, вилка. | Загадывание загадок об овощах и фруктах, заучивание стихотворения «Овощи», рисование, лепка овощей и фруктов. |
3 неделя октября | «Здоровье в порядке- спасибо зарядке» Цель: формировать представление детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений. Варенцова стр.55 | Формировать представление о роли зарядки в жизни человека, совершенствовать умение отвечать на вопросы, развивать диалогическую и связанную речь, пополнять словарный запас детей по данной теме, формировать умение определять количество слогов в словах | Иллюстрации о видах спорта, иллюстрации к книге «Мойдодыр» | Беседа о видах спорта, рассматривание иллюстраций |
4 неделя октября | Составление короткого рассказа на предложенную тему Цель: формировать умение детей составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем. Л.: Ушакова стр.56
| Закреплять умение образовывать название детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закреплять знания о том, что некоторые детеныши животных имеют специальное название, активизировать употребление в речи сложноподчиненные предложения, уметь подбирать слова сходные по звучанию. | Картинки с изображением детенышей животных | рассматривание картинок, загадывание загадок |
5 неделя октября | «Страна, где мы живем» Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну Л.: Голицына стр.389 Л.: Варенцова стр.57 | - Закрепить знания названия страны - Дать знания о богатых природных ресурсах России. -Развивать связанную речь. -Расширять кругозор детей. - Освоение звукового анализа слов, знакомство со смыслоразличительной функцией звука. - Совершенствовать умение подбирать слова заданным звукам. | Глобус, иллюстрации родной страны. | -чистоговорки, поговорки о Родине - стихи и песни. |
1 неделя ноября | «Мы знаем родной язык» Цель: формировать умение строить предложения разной грамматической структуры. Л.А.Парамонова стр.686 | Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; закрепит умение образовывать одноструктурные наименования, формы сущ. род. падежа мн. числа; подбирать обобщающие наименования; развивать фонематический восприятие, артикуляционный аппарат, уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ц в словах и фразах. | Карточки для игры «Образуй слово», «Измени слово», «Назови одним словом» | Заучивание стихов и поговорок о Родине, произношение чистоговорок со звуками с и ц. |
2 неделя ноября | «Мой родной город» Цель: познакомить детей с малой родиной. Варенцова стр.56 | Формировать умение описывать свой город (на картинке), отвечать на вопросы, развивать речь, расширять словарный запас, воспитывать патриотические чувства; познакомить детей с понятием город и столица, совершенствовать умение сравнивать слова по звуковому составу, подбирать слова с заданным звукам. | Иллюстрации с видами и достопримечательностями родного города. | д/игра «Один - много», беседа о достопримечательностях родного города, д/ и «Живые слова». |
3 неделя ноября | « Нивы сжаты, рощи голы…» Рассматривание ои описание картины И. Шишкина «Рожь» Цель: Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу. Л.: Комп. Зан. Стр 113 | - Учить детей образовывать родственные слова от слова «хлеб». -Упражнять в употреблении в речи синонимов. - Закреплять словообразование и употребление относительных прилагательных от существительных «зерно», «пшеница», «рожь». - Освоение звукового анализа слов. - Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. | Картины И. Шишкина «Рожь», предметные картинки (колос пшеницы, колос ржи, початок кукурузы, метелка овса). | - Пословицы, поговорки, загадки Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь» |
4 неделя ноября | «Что я видел?» Цель: формировать умение составлять короткие тексты-повествования на заданную тему. Л.А.Парамонова стр.343 | Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта, формировать умение образовывать названия профессий цирковых артистов, строить предложения разной грамматической структуры, уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ш, подбирать слова с этими звуками, дать представление о словесном составе предложения. | Картинки о цирке, игрушки: медведь, собака, кошка, тигр, обезьяна, лошадь, слон, клоун. | Игра «Вопрос-ответ», беседа о цирке. |
1 неделя декабря | «Выросла елка» Цель: учить детей составлять описательный рассказ. Волчкова стр 162 | Упражнять детей согласовывать существительные прилагательные, местоимения в роде, числе, падеже. Закрепить правила произношения гласных звуков. | Игрушка «Елка», иллюстрации по данной теме. | Чтение стихотворения Е. Трутневой «Выросла елка в лесу, на горе» |
2 неделя декабря | «Чтение и пересказ новогодней были «Елочка»». Цель: совершенствовать умение отвечать на вопросы. Варенцова стр.58 | Учить понимать смысл произведения, продолжать знакомить с зимними явлениями в природе, формировать умение детей чувствовать красоту русской речи, определять протяженность слов, составлять их графическую запись, совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. | Книга В. Волина «Зимние забавы», картины и иллюстрации с изображением елей в природе. | Рассматривание хвойных растений и лесов в энциклопедии, рисование елочек. |
3 неделя декабря | «Про снежный колобок» Цель: формировать умение передавать содержание рассказа близко к тексту. Л.А.Парамонова стр.385 | Развивать монологическую речь детей, выделять в рассказе начало, середину, конец; строить схему повествования; формировать умение образовывать однокоренные слова, выделять ударный слог, закреплять правильное произношение звуков з и ж, | Мяч | Деление слов на слоги, д/и «Назови слово с заданным звуком», пальчиковая гимнастика. |
4 неделя декабря | «Кто поляны белит белым» Цель: побуждать детей рассуждать, фантазировать, высказываться на темы из личного опыта. Л.А.Парамонова стр.307 | Вовлекать детей в диалог, активизировать в речи прилагательные, глаголы, уточнить и закрепить правильное произношение звуков ч,щ. | Мяч, на подносе накрыты салфеткой: чашка, черепаха, чайник, щипцы, ящерица, щетка. | Чистоговорки со звуками ч, щ, загадывание загадок |
5 неделя декабря | «Елка наряжается – праздник приближается» Цель: уточнить знания детей о признаках зимы. Л.А.Парамонова стр.323 | Формировать умение составлять короткие тексты смешанного типа, обогащать словарь детей образными словами и выражениями, определениями, вовлекать в общий разговор на темы из личного опыта, в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками. | «Волщебная коробка»,платок, предметы: золотой орех, шоколадная медаль, конфета, хлопушка, бумажный фонарик, мелкие игрушки (собачка, котенок и др.) | Беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, песен, танцев. |
2 неделя января | «Рассказывание по картине «Речка замерзла»». Цель: Развивать умение детей составлять рассказ по картинке. Л.: Ушакова стр. 71 | Развивать умение понимать оттенки значения слова, совершенствовать умение согласовывать в роде глаголы прошедшего времени с существительным, закреплять произношение звуков «с» и «щ»; учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками; закреплять умение делить слова на части- слоги. | Картина «Речка замерзла». Игрушки (картинки): автобус, машина, лиса, собака, кошка, мышка. | Потешки, обучение детей составлять рассказ, скороговорки, чистоговорки. |
3 неделя января | «Не идется и не едется, потому, что гололедица» Цель: совершенствовать умение составлять короткий текст по картине. Л.А.Парамонова стр.362 | Побуждать высказываться на темы из личного опыта, обогащать словарь детей образными словами и выражениями, закрепить правильное произношение звуков ч,щ, подбирать слова с этими звуками. | Картина «Зимние развлечения» | Беседа с детьми о зимних играх и развлечениях, о зимних видах спорта, рисование на тему «Как мы играем зимой». |
4 неделя января | «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» Цель: расширять знания детей о жизни птиц зимой. Воронкевич стр.108 | Формировать умение детей распознавать птиц по внешнему виду, по способам передвижения, издаваемым звукам; воспитывать заботливое отношение к птицам, интерес к их жизни. | Картинки с изображением зимующих птиц, картина «Птицы на кормушке» | Загадывание загадок, рисование и лепка птиц, составление повествовательных рассказов о птицах. |
1 неделя февраля | «Слава, армии родной в день ее рождения». Чтение стихотворений на военную тематику «Спасибо доблестным солдатам». Цель: расширить знания детей о Российской армии Л.: Голицына | Формировать умение отвечать на вопросы, грамматическую сторону речи, развивать связанную и диалогическую речь- естественную форму языкового общения. | Иллюстрации о службе в армии, о военных профессиях. | Рассматривание иллюстраций. Беседа. Чтение стихотворений на военную тематику. |
2 неделя февраля | «Сказочка» Цель: побуждать самостоятельно строить небольшой текст – повествование по набору игрушек. Л.А.Парамонова стр.431 | Вовлекать детей в коллективное обсуждение сюжета сочинения, обогащать словарь образными словами и выражениями, развивать речевой слух, речевое дыхание. | Тарелка с водой, бумажные лодочки (по кол-ву детей), набор мелких игрушек. | Загадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок. |
3 неделя февраля | «О моем любимом папе». Стихотворение Т. Боковой «У меня есть папа». Цель: воспитывать чувство гордости за своего отца, побуждать детей рассказывать небольшие истории из личного опыта. | Формировать умения составлять рассказ творческого характера, умение отвечать на вопросы, подбирать характерные определения, обогащать речь детей существительными, обозначающие чувства, эмоции, переживания, наречиями, обозначающие взаимоотношения людей.
| Иллюстрации к стихотворению Т. Боковой «У меня есть папа». | Загадки, поговорки. Игра «Стрелок». |
4 неделя февраля | «Все работы хороши» Цель: расширять представления детей о профессиях людей. Здравствуй мир.стр.139 | Уточнить и закрепить знания детей о профессиях взрослых, воспитывать уважение к людям любых профессий, обогащать словарь глаголами, активизировать наименование профессий. | Картинки с изображением людей разных профессий, мяч. | Беседа о том, кем работают родители, д/и «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы» |
1 неделя марта | «Не может ослик сказать «мама»» Цель: побуждать к воспроизведению текста сказки при драматизации. Л.А.Парамонова стр.460 | Формировать умение рассуждать, высказываться на темы из личного опыта, обогащать речь образными словами и выражениями, эпитетами, побуждать образовывать наименования женского пола, уточнить и закрепить правильное произношение звуков ц, ч. | Карточки с изображением ослика, ослицы, птички, цветка, мальчика, мяч. | Беседа о празднике 8 Марта, изготовление подарков мамам, бабушкам, заучивание стихов. |
2 неделя марта | «Пересказ рассказа Е. Пермякова «Самое страшное». Цель: дать понятие о том, что для всех людей на земле существуют общие человеческие ценности и моральные качества. Л.: Варенцова стр.65 | Упражнять в пересказе без помощи вопросов воспитателя, закреплять умение подбирать определения к заданному слову, упражнять в звуковом анализае слов, умении выделять ударный звук в слове. | Макет дерева доброты. | Беседа «Какие бывают поступки» |
3 неделя марта | «Составление рассказа по предметам декоративно прикладного искусства». Цель: закреплять представления детей с декоративно- прикладном искусстве России. Л.: Волчкова стр. 257 Л.: Варенцова стр.66 | Побуждать составлять рассказ на основе представлений об особенностях народной росписи, развивать умение подбирать наиболее точные определения при описании предметов декоративно прикладного искусства, упражнять в подборе синонимов, в звуковом анализе слов, различение звуков по их качественной характеристики, развивать умение выделять ударный звук в слове, делить слова на слоги. | Выставка предметов декоративно прикладного искусства. Иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. | Д/у «Подбери словечко». Беседа. Составление рассказа о предметах декоративно-прикладного искусства, загадки, пословицы и поговорки. |
4 неделя марта | «Хочешь, есть, калачи не сиди на печи». Цель: развивать интерес к русскому народному творчеству. | Развивать устойчивый интерес к сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, вызвать желание слушать сказку «Рукодельница и ленивица», привлечь внимание к живому русскому слову, развивать связную речь, способность детей проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова с заданным звуком, выделять ударный звук в слове. | Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица». Иллюстрации к сказке. Стихотворение Ю. Капотова «Вы откуда калачи?». | Знакомить детей с народным фольклором, пословицами, поговорками. Объяснение смысла пословиц. |
5 неделя марта-1 неделя апреля | «Медведь и солнце» Цель: формировать умение передавать своими словами понравившиеся отрывки из текста. Л.А.Парамонова стр.508 | Побуждать детей к высказыванию личного мнения, рассуждению, обогащать словарь образными словами и выражениями, развивать языковое чутье, воспитывать звуковую культуру речи. | Открытки с весенними пейзажами | Рассматривание иллюстраций о весне, чтение стихов, рассказов. |
2 неделя апреля | «Урок дружбы» Цель: формировать умение пересказывать короткие тексты. Л.А.Парамонова стр.578 | Побуждать детей принимать участие в общем разговоре ,рассуждать, аргументировать высказывания, развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи. | Мяч. | Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, слушание песен о дружбе. |
3 неделя апреля | «К нам пришла весна». Цель: совершенствовать умение детей связанно отвечать на вопросы. Л.: Ушакова стр. 73 | Продолжать знакомить с признаками весны, активизировать словарь по теме «Весна», упражнять детей в умении составлять связанный рассказ о своих впечатлениях. в употреблении предлогов с пространственным значением, обратить внимание на то, что слоги – части в словах звучат по разному: один из них произносится протяжнее, громче; учить замедленно проговаривать слова, вслушиваться в разное звучание слогов в слове. | Иллюстрации с изображением природы весной. Стихи о весне. | Загадки, пословицы, поговорки, приметы, д/и «Доскажи словечко», «Что вы видите вокруг ?». |
4 неделя апреля | «О тех кто умеет летать» Цель: расширять представления детей о перелетных птицах Здравствуй, мир стр.156 | Уточнить и закрепить знания детей о перелетных птицах, формировать умение находить сходства и различия, выражать их в речи, воспитывать бережное, заботливое отношение к живой природе. | Картинки с изображением перелетных птиц, иллюстрации весенней природы, мяч. | Рассматривание птиц в энциклопедии, рисование и лепка птиц, загадывание загадок, д/и «Скажи ласково». |
5 неделя апреля | «Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»». Цель: развивать речь, активизировать словарь по данной теме. Л.: Н. С. Голицына стр. 401 Л.: И. А. Бойчук стр. 163. | Закрепить представление о том, что русские люди защищали свою родину во все времена. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, геройстве, отважности защитников русской земли. Знакомить с творчеством русских художников. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ, опираясь на план, предложенный воспитателем. Продолжать развивать способность проводить звуковой анализ слов, соотносить слова состоящие из 3,4,5 звуков, с заданными схемами. | Картине В.М. Васнецова «Богатыри». Иллюстрации с изображением снаряжения древнего воина Руси. | Беседа «Кто такие русские богатыри», рассказ о традиции охраны родной земли. Пояснение значений пословиц, поговорок. |
1 неделя мая | «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату»» Цель: формировать представление о героизме солдат - защитников Родины, побуждать детей пересказывать текст. Комп.зан стр. 286 | Воспитывать интерес к историческим событиям, связанным с родной страной, закреплять связанно, последовательно, выразительно рассказывать текст, без наводящих вопросов воспитателя, подбирать определения близкие и противоположенные по смыслу, дать детям представление о последовательности слов в речи; закрепить термины «предложение», «слово», «буква»,«звук». | Рассказ Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». Иллюстрации к рассказу. | Рассматривание иллюстраций о войне, рисование военной техники, солдат, чтение стихов и рассказов. |
2 неделя мая | «Вот и лето подоспело». Цель: Научить детей наблюдать, переживать, чувствовать, высказываться. Л.: Н. С. Варенцова стр. 69 | - Приблизить детей к познанию окружающей нас природы. - Развивать речь. - Учить детей составлять связанный рассказ о своих впечатлениях на основе личного опыта. - Развивать способность проводить звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове. - Закреплять представление о смыслоразличительной роли звука. - Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. - Повторить и закрепить пройденный материал. | Иллюстрации летних пейзажей. | - Использование загадок, чистоговорок, скороговорок. - Д. Игра «Бывает - не бывает». - Д. Игра «Живые слова». |
3 неделя мая | «Составление рассказа по картине лето» Цель: совершенствовать умение составлять рассказ по картине. | - Развивать речь. - формировать умение детей составлять связанный рассказ по картине. | Картина «Лето». | - Использование загадок, чистоговорок, скороговорок. |
4 неделя мая | «Скоро лето» Цель: закрепить знания о признаках и приметах лета. Л.А.Парамонова стр.732 | Вовлекать детей в диалог, совершенствовать умение передавать содержание сказки близко к тексту, активизировать в речи предлоги с пространственным значением. | Игрушки: земляничка, комар, птичка, мышка, лягушка, змея. | Чтение рассказов о лете, заучивание стихов, загадывание загадок, рисование и лепка ягод, грибов, насекомых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию речи в старшей группе
для разработки занятий, индивидуальной работы по развитию речи в старшей группе ДОУ...
Перспективный план по развитию речи в средней группе
В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями....
перспективный план по развитию речи в старшей группе (декабрь, январь, февраль)
Предоставляю вашему вниманию перспективное планирование на зимние месяцы по развитию речи в саршей группе....
Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Неделя Тема Программное содержание ЛитератураСЕНТЯБРЬ1Тема: «Рассказывание из личного опыта: «Л...
Перспективный план по развитию речи в старшей группе
Перспективный план по развитию речи в старшей группе...
ПЛАН перспективный "Работа по развитию речи в старшей группе (I период)"
Перспективный план работы по развитию речи в старшей группе...
Перспективный план ОО Развитие речи в старшей группе комбинированного вида с использованием ИКТ
Использование ИКТ в ОО Речевое развитие....