Методика воспитания общих речевых навыков
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье говориться о необходимости воспитания речевых навыков у детей разного дошкольного возраста и предлагаются варианты работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_vospitaniya_obshchih_rechevyh_navykov.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика воспитания общих речевых навыков.
Звуковая культура речи (далее ЗКР) – понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую и орфографическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию, т.е. все что обеспечивает правильное звучание речи. Работа по воспитанию ЗКР ведется во возрастных группах в 2-х направлениях:
Над воспитанием общих речевых навыков.
Формирование правильного звукопроизношения.
К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:
- слуховое внимание;
- фонематический слух;
- правильное речевое дыхание;
- голос;
- темп;
- ритм речи;
- интонационная выразительность;
- дикция.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Слуховое внимание – способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи (фонемы), благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (угол – уголь)
Задачи воспитателя:
Воспитывать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов и направление звука.
Различать звуки речи в словах.
Отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам.
Улавливать на слух тонкости звукового оформления языка.
Правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
Сравнивать свою речь с речью окружающих.
Контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
«Слуховые игры».
- Поручения. Цель – развитие слухового внимания. Воспитатель встает на расстоянии 5-6 м. от детей перед столом с игрушками и шепотом дает задание. Если ребенок выполняет правила, то похвалить за то, что внимательно слушал. («Положи пирамидку», «Поставь машинку на полку»). Можно использовать в младшей возрастной группе со второй половины года и в средней возрастной группе.
- «Солнце и дождик». Цель – учить дифференцировать на слух громкое и тихое звучание бубна. Младшая и средняя возрастные группы.
- «Угадай, кто зовет». Цель – воспитывать умение по голосу различать друг друга. Ребенок своим голосом произносит фразу. Младшая группа со второй половины года и средняя. В старшей можно увеличить расстояние от детей до водящего.
- «Что звучит». Цель – воспитывать умение различать на слух звучание различных звучащих и музыкальных игрушек. Воспитатель выставляет перед детьми игрушки и уточняет их названия. После этого дети слушают звучание инструментов. Ставится настольная ширма. Дети за ширмой выбирают игрушку и действуют с ней.
В младшей возрастной группе – 2-3 игрушки (должны сильно отличаться по звучанию).
В средней группе – 5 игрушек (можно брать инструменты разные по звучанию).
Старшая и подготовительная группы – увеличиваем количество и подбираем похожие по звучанию инструменты и различные по звучанию.
- «Кто больше услышит». Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего.
Приносим песочные часы и слушаем звуки в течении минуты и потом дети называют звуки, которые услышали.
Игры на развитие фонематического слуха.
- «Кто внимательный». Цель – учить выделять в слове указанный воспитателем звук (если слышим звук «Ж» - хлопаем в ладоши) Со средней группы (звук должен быть в начале слова), в других возрастных группах – позиция звука не имеет значение.
- «Подскажи звук». Цель – учить называть недостающий в слове звук. Со средней группы.
- «Магазин». Цель – упражнять в назывании слов с указанным звуком (Продаем только те игрушки, в названии которых есть звук «л». Тем, кто правильно назвал – отдаем игрушку.) Со средней группы (звук должен быть в начале слова), в других группах – может быть любая позиция.
- «Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки. Воспитатель называет одно из слов. Дети должны выделить последний звук и т.д. Хорошо использовать предметные картинки в старшей группе. В подготовительной группе можно проводить без наглядности.
- «Какими звуками отличаются слова». Цель – учить дифференцировать слова, близкие по звучанию. Воспитатель называет пары слов. Дети должны сказать, какими звуками они отличаются (сом-дом, коса-коза, ложка-кошка, ветка-сетка)
- «Света и Зоя». Цель – упражнять в умении дифференцировать слова со звуками «с» и «з». Воспитатель вносит двух кукол – одну зовут Света, а другую – Зоя. На столе – игрушки и предметы. Для Светы – подобрать предметы со звуком «с», для Зои – со звуком «з».
Развитие речевого дыхания.
Речевое дыхание – способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи, позднего или неправильного усвоения некоторых звуков, например, «р»; ослабления громкости голоса; непрерывного использования интонационных средств.
Задачи воспитателя – научить правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно проводить следующие упражнения:
- «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох. Воспитатель делает показ: встает в профиль, берет цветок, вдох через нос, выдох через рот. Плечи должны быть развернутыми.
- «Сдуй» (снежинку с рукавички, бабочку с цветка и т.п.) Цель – учить делать бесшумный выдох через рот. Ребенку предлагается взять в ладошку листок из картона к которому прикреплена на веревочке бабочка. Бабочка кладется на листок и ребенок ее сдувает.
- «Загони шарик в воротики». Цель – развивать силу выдоха.
При проведении этих упражнений необходимо помнить следующее:
- упражнения проводить в хорошо проветриваемом помещении;
- соблюдать дозировку;
- следить за правильной позой ребенка.
Развитие голоса.
Голос – совокупность разнообразных по смоим характерам звуков, которые возникают в результате колебания голосовых связок. Голос образуется в периферическом отделе голосового аппарата. Характеризуется голос:
а) высотой;
б) силой;
в) тембром.
Аппарат голосообразования у детей имеет анатомические и физиологические особенности. Например, гортань у детей развита наименее, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче, легкие малы по объему. Эти особенности определяют звучание детских голосов. Сила их ограниченна, поэтому чаще они – слабые, высокие, тихие; встречаются – звонкие, крикливые.
Задачи воспитателя:
- развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту;
- приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом.
Игры на развитие голоса.
- «Тихо – громко». Цель – учить повторять слова, предложенные воспитателем голосом определенной силы.
«Дерево – трава – лето» - повторить громко. «Ручка – тетрадь – пенал» - повторить тихо.
- «Эхо». Цель – развитие умения регулировать силу голоса.
Детей делим на две команды: Первая – «эхо», вторая – дети, заблудившиеся в лесу. Потом меняются.
- «Гудок». Цель – упражнять в умении менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
- «Большие и маленькие». Цель – упражнять в умении менять высоту голоса. Показываем картинки взрослых животных и их детенышей.
- «Три медведя». Цель – та же.
Вспоминаем сказку «Три медведя», распределяем роли.
Воспитание темпа и ритма речи.
Темп – скорость речевого высказывания. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов различных по длительности и силе произношения.
Упражнения:
- Чтение знакомых стихов под дирижирование рук Петрушки.
- Чтение знакомых стихов с изменением темпа («Запилила пила, зажужжала как пчела, отпилила кусок, наскочила на сучок»)
- Повторение цепочек слогов с ударением на конкретный слог. сА-са-са-са са-сА-са-са са-са-са-сА и т.п.
- Подвижные и хороводные игры с текстом («Карусели»)
- Проговаривание чистоговорок (со средней группы).
- Проговаривание скороговорок (со старшей группы). Сначала медленно, потом в умеренном темпе, потом быстро.
Воспитание интонационной выразительности.
Интонация – сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.
Упражнения:
- Произнесение различных фраз с интонациями печали, радости, досады, нежности и др.
- Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.
- Проведение конкурса чтецов.
- Пересказ литературных произведений по лицам.
Воспитание дикции.
Дикция – четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.
Причины плохой дикции:
- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти);
- небрежное отношение к собственному высказыванию;
- чрезмерно ускоренная речь;
- недостатки произношения;
- слабый контроль за собственным высказыванием.
Пути работы над дикцией:
- Игры на звукоподражание.
- Проговаривание чистоговорок.
- Проговаривание скороговорок.
Список литературы:
- М.И. Алексеева, В.И. Яшина. – Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
- Н.А. Стародубова. – Теория и методика развития речи дошкольников.
- О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – Методика развития речи детей дошкольного возраста.
- О.С. Ушакова. – Теория и практика развития речи дошкольников.
- А.Г. Арушанова. – Речь и речевое развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи
Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхан...
Игры для воспитания общих речевых навыков у детей 2-3 лет.
Материал для информационных стендов для родителей I младшей группы. Тема: "Речевое развитие детей раннего возраста"...
Игры для воспитания общих речевых навыков у детей 4-5 лет.
Практический материал для информационных стендов для родителей по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста....