Методика воспитания общих речевых навыков
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семячкина Ольга Григорьевна

В статье говориться о необходимости воспитания речевых навыков у детей разного дошкольного возраста и предлагаются варианты работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_vospitaniya_obshchih_rechevyh_navykov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика воспитания общих речевых навыков.

Звуковая культура речи (далее ЗКР) – понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую и орфографическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию, т.е. все что обеспечивает правильное звучание речи. Работа по воспитанию ЗКР ведется во возрастных группах в 2-х направлениях:

Над воспитанием общих речевых навыков.

Формирование правильного звукопроизношения.

К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:

- слуховое внимание;

- фонематический слух;

- правильное речевое дыхание;

- голос;

- темп;

- ритм речи;

- интонационная выразительность;

- дикция.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Слуховое внимание – способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи (фонемы), благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (угол – уголь)

Задачи воспитателя:

Воспитывать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов и направление звука.

Различать звуки речи в словах.

Отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

Улавливать на слух тонкости звукового оформления языка.

Правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

Сравнивать свою речь с речью окружающих.

Контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

«Слуховые игры».

  1. Поручения. Цель – развитие слухового внимания. Воспитатель встает на расстоянии 5-6 м. от детей перед столом с игрушками и шепотом дает задание. Если ребенок выполняет правила, то похвалить за то, что внимательно слушал. («Положи пирамидку», «Поставь машинку на полку»). Можно использовать в младшей возрастной группе со второй половины года и в средней возрастной группе.
  2. «Солнце и дождик». Цель – учить дифференцировать на слух громкое и тихое звучание бубна. Младшая и средняя возрастные группы.
  3. «Угадай, кто зовет». Цель – воспитывать умение по голосу различать друг друга. Ребенок своим голосом произносит фразу. Младшая группа со второй половины года и средняя. В старшей можно увеличить расстояние от детей до водящего.
  4. «Что звучит». Цель – воспитывать умение различать на слух звучание различных звучащих и музыкальных игрушек. Воспитатель выставляет перед детьми игрушки и уточняет их названия. После этого дети слушают звучание инструментов. Ставится настольная ширма. Дети за ширмой выбирают игрушку и действуют с ней.

В младшей возрастной группе – 2-3 игрушки (должны сильно отличаться по звучанию).

В средней группе – 5 игрушек (можно брать инструменты разные по звучанию).

Старшая и подготовительная группы – увеличиваем количество и  подбираем похожие по звучанию инструменты и различные по звучанию.

  1. «Кто больше услышит». Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего.

Приносим песочные часы и слушаем звуки в течении минуты и потом дети называют звуки, которые услышали.

Игры на развитие фонематического слуха.

  1. «Кто внимательный». Цель – учить выделять в слове указанный воспитателем звук (если слышим звук «Ж» - хлопаем в ладоши) Со средней группы (звук должен быть в начале слова), в других возрастных группах – позиция звука не имеет значение.
  2. «Подскажи звук». Цель – учить называть недостающий в слове звук. Со средней группы.
  3. «Магазин». Цель – упражнять в назывании слов с указанным звуком (Продаем только те игрушки, в названии которых есть звук «л». Тем, кто правильно назвал – отдаем игрушку.) Со средней группы (звук должен быть в начале слова), в других группах – может быть любая позиция.
  4. «Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки. Воспитатель называет одно из слов. Дети должны выделить последний звук  и т.д. Хорошо использовать предметные картинки в старшей группе. В подготовительной группе можно проводить без наглядности.
  5. «Какими звуками отличаются слова». Цель – учить дифференцировать слова, близкие по звучанию. Воспитатель называет пары слов. Дети должны сказать, какими звуками они отличаются (сом-дом, коса-коза, ложка-кошка, ветка-сетка)
  6. «Света и Зоя». Цель – упражнять в умении дифференцировать слова со звуками «с» и «з». Воспитатель вносит двух кукол – одну зовут Света, а другую – Зоя. На столе – игрушки и предметы. Для Светы – подобрать предметы со звуком «с», для Зои – со звуком «з».

Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание – способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи, позднего или неправильного усвоения некоторых звуков, например, «р»; ослабления громкости голоса; непрерывного использования интонационных средств.

Задачи воспитателя – научить правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно проводить следующие упражнения:

  1. «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох. Воспитатель делает показ: встает в профиль, берет цветок, вдох через нос, выдох через рот. Плечи должны быть развернутыми.
  2. «Сдуй» (снежинку с рукавички, бабочку с цветка и т.п.) Цель – учить делать бесшумный выдох через рот. Ребенку предлагается взять в ладошку листок из картона к которому прикреплена на веревочке бабочка. Бабочка кладется на листок и ребенок ее сдувает.
  3. «Загони шарик в воротики». Цель – развивать силу выдоха.

При проведении этих упражнений необходимо помнить следующее:

- упражнения проводить в хорошо проветриваемом помещении;

- соблюдать дозировку;

- следить за правильной позой ребенка.

Развитие голоса.

Голос – совокупность разнообразных по смоим характерам звуков, которые возникают в результате колебания голосовых связок. Голос образуется в периферическом отделе голосового аппарата. Характеризуется голос:

а) высотой;

б) силой;

в) тембром.

Аппарат голосообразования у детей имеет анатомические и физиологические особенности. Например, гортань у детей развита наименее, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче, легкие малы по объему. Эти особенности определяют звучание детских голосов. Сила их ограниченна, поэтому чаще они – слабые, высокие, тихие; встречаются – звонкие, крикливые.

Задачи воспитателя:

- развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту;

- приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом.

Игры на развитие голоса.

  1. «Тихо – громко». Цель – учить повторять слова, предложенные воспитателем голосом определенной силы.

«Дерево – трава – лето» - повторить громко. «Ручка – тетрадь – пенал» - повторить тихо.

  1. «Эхо». Цель – развитие умения регулировать силу голоса.

Детей делим на две команды: Первая – «эхо», вторая – дети, заблудившиеся в лесу. Потом меняются.

  1. «Гудок». Цель – упражнять в умении менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
  2. «Большие и маленькие». Цель – упражнять в умении менять высоту голоса. Показываем картинки взрослых животных и их детенышей.
  3. «Три медведя». Цель – та же.

Вспоминаем сказку «Три медведя», распределяем роли.

Воспитание темпа и ритма речи.

Темп – скорость речевого высказывания. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов различных по длительности и силе произношения.

Упражнения:

  1. Чтение знакомых стихов под дирижирование рук Петрушки.
  2. Чтение знакомых стихов с изменением темпа («Запилила пила, зажужжала как пчела, отпилила кусок, наскочила на сучок»)
  3. Повторение цепочек слогов с ударением на конкретный слог. сА-са-са-са са-сА-са-са са-са-са-сА и т.п.
  4. Подвижные и хороводные игры с текстом («Карусели»)
  5. Проговаривание чистоговорок (со средней группы).
  6. Проговаривание скороговорок (со старшей группы). Сначала медленно, потом в умеренном темпе, потом быстро.

Воспитание интонационной выразительности.

Интонация – сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.

Упражнения:

  1. Произнесение различных фраз с интонациями печали, радости, досады, нежности и др.
  2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.
  3. Проведение конкурса чтецов.
  4. Пересказ литературных произведений по лицам.

Воспитание дикции.

Дикция – четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.

Причины плохой дикции:

- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти);

- небрежное отношение к собственному высказыванию;

- чрезмерно ускоренная речь;

- недостатки произношения;

- слабый контроль за собственным высказыванием.

Пути работы над дикцией:

  1. Игры на звукоподражание.
  2. Проговаривание чистоговорок.
  3. Проговаривание скороговорок.

Список литературы:

  1. М.И. Алексеева, В.И. Яшина. – Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  2. Н.А. Стародубова. – Теория и методика развития речи дошкольников.
  3. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – Методика развития речи детей дошкольного возраста.
  4. О.С. Ушакова. – Теория и практика развития речи дошкольников.
  5. А.Г. Арушанова. – Речь и речевое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи

Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхан...

Игры для воспитания общих речевых навыков у детей 2-3 лет.

Материал для информационных стендов для родителей I младшей группы. Тема: "Речевое развитие детей раннего возраста"...

Игры для воспитания общих речевых навыков у детей 4-5 лет.

Практический материал для информационных стендов для родителей по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста....