НОД по ознакомлению с литературными жанрами «Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: воспитание интереса к художественной литературе, закреплениеь понятий «басня», уточнение представлений о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак».

Задачи:

Образовательные:

        закреплять  работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль;

Развивающие:

        развивать умение детей объяснять своими словами главную идею басни, способствовать развитию связной речи.

Воспитывающие:

      через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту;

    Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).

Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», презентация.

Ход занятия:                                                                                                                                Вводная часть. Создание положительной мотивации.

- Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)

– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

(Присаживаются на стулья)

– Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. На прошлом занятии мы познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Ответы детей: Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах).

– Правильно. Молодцы! Скажите, басня похожа на сказку?

– А кто обычно является главными героями в басне? (Ответы детей: Главные герои в басне, как и в сказке: животные, насекомые, птицы, растения, вещи)

– Да, молодцы! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Ответы детей: Басня – более короткая, легко читается, а сказки и рассказы длиннее).

– Да, правильно. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества. А какие недостатки высмеивают басни? (Ответы детей: Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство)

– Умницы! А какие черты характера в басне прославляются? Назовите. (Ответы детей: Да, трудолюбие, взаимопомощь, выручка, сотрудничество, переживание)

– Молодцы! А чем всегда заканчивается басня?

(Ответы детей: Всегда присутствует поучение: что - можно делать, а что – нельзя)

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом – такая злюка!

Конечно, это … (Щука)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед,

Все под водой –

Хватает клешней. Кто же это? (Рак)

Эта птица горделива,

Удивительно красива,

И умна, храбра, сильна,

И похожа с цифрой «два»(Лебедь)

Физминутка «Лебеди»

Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

- Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает)

– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет среда обитания. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды)

– Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать. Но в басне вам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

Словарная работа.

Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка с поклажей.

Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

Судить – высказывать свое мнение.

Чтение басни.

Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево)

И спряталась на полу (смотрят на пол)

Беседа по содержанию басни.

За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).

Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (Потому, что у них ничего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти).

Чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).

Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).

Вам жалко героев басни, почему? (Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось).

Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев? (Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз).

Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).

Запомните эти слова«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).

Есть такая пословица«Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные).

Молодцы! Басня нас учит быть дружными, договариваться между собой, находить общий язык. Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно»«Вместе и беда легче переносится»«Где дружба прочна, там хорошо идут дела»«Сам погибай, а товарища выручай»«Берись дружно, не будет – грузно»«Где родился, там и пригодился»).

Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни. Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.

Использованная литература.

1.Ушакова О. С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 224 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebed_shchuka_rak.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука

Цель: воспитывать у детей интерес к художественной литературе, закрепить понятие «басня», уточнить представления о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак».

Задачи:

- продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль;

- формировать умение детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту;

- развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;

- формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.

Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).

Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», презентация.

Ход занятия:

Вводная часть. Создание положительной мотивации.

- Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)

– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

(Присаживаются на стулья)

– Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. На прошлом занятии мы познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Ответы детей: Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах).

– Правильно. Молодцы! Скажите, басня похожа на сказку?

– А кто обычно является главными героями в басне? (Ответы детей: Главные герои в басне, как и в сказке: животные, насекомые, птицы, растения, вещи)

– Да, молодцы! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Ответы детей: Басня – более короткая, легко читается, а сказки и рассказы длиннее).

– Да, правильно. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества. А какие недостатки высмеивают басни? (Ответы детей: Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство)

– Умницы! А какие черты характера в басне прославляются? Назовите. (Ответы детей: Да, трудолюбие, взаимопомощь, выручка, сотрудничество, переживание)

– Молодцы! А чем всегда заканчивается басня?

(Ответы детей: Всегда присутствует поучение: что - можно делать, а что – нельзя)

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом – такая злюка!

Конечно, это … (Щука)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед,

Все под водой –

Хватает клешней. Кто же это? (Рак)

Эта птица горделива,

Удивительно красива,

И умна, храбра, сильна,

И похожа с цифрой «два»(Лебедь)

Физминутка «Лебеди»

Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

- Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает)

– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет среда обитания. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды)

– Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать. Но в басне вам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

Словарная работа.

Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка с поклажей.

Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

Судить – высказывать свое мнение.

Чтение басни.

Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево)

И спряталась на полу (смотрят на пол)

Беседа по содержанию басни.

За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).

Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (Потому, что у них ничего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти).

Чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).

Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).

Вам жалко героев басни, почему? (Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось).

Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев? (Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз).

Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).

Запомните эти слова«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).

Есть такая пословица«Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные).

Молодцы! Басня нас учит быть дружными, договариваться между собой, находить общий язык. Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно»«Вместе и беда легче переносится»«Где дружба прочна, там хорошо идут дела»«Сам погибай, а товарища выручай»«Берись дружно, не будет – грузно»«Где родился, там и пригодился»).

Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни. Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.

Использованная литература.

1.Ушакова О. С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа

Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её ...

Литературный праздник "В гостях у Корнея Чуковского" с детьми и родителями подготовительной группы

Предложенный  праздник  способствует формированию развития интереса к творчеству К.И.Чуковского, знакомит  детей с его жизнью и творчеством  Задачи:1.Помочь детям вспомни...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина для детей подготовительной группы «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь..."...

Сценарий музыкально - литературного досуга: «Я помню! Я горжусь!» Посвященного празднику 9 мая для подготовительной группы

Сценарий музыкально - литературного досуга:«Я помню! Я горжусь!»Посвященного празднику 9 маядля подготовительной группы  Цель:Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за геро...

Организация деятельности по ознакомлению с литературным произведением «Дети в роще» по системе «Пирамида Блума» для детей подготовительной группы

С детьми 6-7 лет можно организовать деятельность по ознакомлению с разными видами литературных произведений, по эффективной и интересной детям, системе «Пирамида Блума», при которой можно занять всю д...