НОД по ознакомлению с литературными жанрами «Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: воспитание интереса к художественной литературе, закреплениеь понятий «басня», уточнение представлений о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак».
Задачи:
Образовательные:
закреплять работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль;
Развивающие:
развивать умение детей объяснять своими словами главную идею басни, способствовать развитию связной речи.
Воспитывающие:
через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту;
Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).
Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», презентация.
Ход занятия: Вводная часть. Создание положительной мотивации.
- Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
Сердца добром наполняются.
(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)
– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!
(Присаживаются на стулья)
– Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. На прошлом занятии мы познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Ответы детей: Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах).
– Правильно. Молодцы! Скажите, басня похожа на сказку?
– А кто обычно является главными героями в басне? (Ответы детей: Главные герои в басне, как и в сказке: животные, насекомые, птицы, растения, вещи)
– Да, молодцы! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Ответы детей: Басня – более короткая, легко читается, а сказки и рассказы длиннее).
– Да, правильно. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества. А какие недостатки высмеивают басни? (Ответы детей: Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство)
– Умницы! А какие черты характера в басне прославляются? Назовите. (Ответы детей: Да, трудолюбие, взаимопомощь, выручка, сотрудничество, переживание)
– Молодцы! А чем всегда заканчивается басня?
(Ответы детей: Всегда присутствует поучение: что - можно делать, а что – нельзя)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это … (Щука)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед,
Все под водой –
Хватает клешней. Кто же это? (Рак)
Эта птица горделива,
Удивительно красива,
И умна, храбра, сильна,
И похожа с цифрой «два». (Лебедь)
Физминутка «Лебеди»
Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
- Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает)
– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет среда обитания. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды)
– Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать. Но в басне вам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Словарная работа.
Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.
Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колесная повозка с поклажей.
Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.
Судить – высказывать свое мнение.
Чтение басни.
Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Беседа по содержанию басни.
За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).
Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (Потому, что у них ничего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти).
Чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).
Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).
Вам жалко героев басни, почему? (Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось).
Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев? (Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз).
Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).
Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).
Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные).
Молодцы! Басня нас учит быть дружными, договариваться между собой, находить общий язык. Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился»).
Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни. Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.
Использованная литература.
1.Ушакова О. С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 224 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebed_shchuka_rak.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука
Цель: воспитывать у детей интерес к художественной литературе, закрепить понятие «басня», уточнить представления о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак».
Задачи:
- продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль;
- формировать умение детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту;
- развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
- формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.
Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).
Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», презентация.
Ход занятия:
Вводная часть. Создание положительной мотивации.
- Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
Сердца добром наполняются.
(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)
– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!
(Присаживаются на стулья)
– Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. На прошлом занятии мы познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Ответы детей: Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах).
– Правильно. Молодцы! Скажите, басня похожа на сказку?
– А кто обычно является главными героями в басне? (Ответы детей: Главные герои в басне, как и в сказке: животные, насекомые, птицы, растения, вещи)
– Да, молодцы! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Ответы детей: Басня – более короткая, легко читается, а сказки и рассказы длиннее).
– Да, правильно. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества. А какие недостатки высмеивают басни? (Ответы детей: Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство)
– Умницы! А какие черты характера в басне прославляются? Назовите. (Ответы детей: Да, трудолюбие, взаимопомощь, выручка, сотрудничество, переживание)
– Молодцы! А чем всегда заканчивается басня?
(Ответы детей: Всегда присутствует поучение: что - можно делать, а что – нельзя)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это … (Щука)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед,
Все под водой –
Хватает клешней. Кто же это? (Рак)
Эта птица горделива,
Удивительно красива,
И умна, храбра, сильна,
И похожа с цифрой «два». (Лебедь)
Физминутка «Лебеди»
Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
- Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает)
– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет среда обитания. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды)
– Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать. Но в басне вам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Словарная работа.
Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.
Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колесная повозка с поклажей.
Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.
Судить – высказывать свое мнение.
Чтение басни.
Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Беседа по содержанию басни.
За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).
Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (Потому, что у них ничего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти).
Чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).
Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).
Вам жалко героев басни, почему? (Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось).
Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев? (Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз).
Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).
Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).
Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные).
Молодцы! Басня нас учит быть дружными, договариваться между собой, находить общий язык. Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился»).
Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни. Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.
Использованная литература.
1.Ушакова О. С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.
Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа
Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её ...
Литературный праздник "В гостях у Корнея Чуковского" с детьми и родителями подготовительной группы
Предложенный праздник способствует формированию развития интереса к творчеству К.И.Чуковского, знакомит детей с его жизнью и творчеством Задачи:1.Помочь детям вспомни...
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «В гости дедушка Корней приглашает всех друзей» Конспект ООД подготовительной группы.
Конспект ООД подготовительной группы...
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина для детей подготовительной группы «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь..."...
Сценарий музыкально - литературного досуга: «Я помню! Я горжусь!» Посвященного празднику 9 мая для подготовительной группы
Сценарий музыкально - литературного досуга:«Я помню! Я горжусь!»Посвященного празднику 9 маядля подготовительной группы Цель:Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за геро...
Организация деятельности по ознакомлению с литературным произведением «Дети в роще» по системе «Пирамида Блума» для детей подготовительной группы
С детьми 6-7 лет можно организовать деятельность по ознакомлению с разными видами литературных произведений, по эффективной и интересной детям, системе «Пирамида Блума», при которой можно занять всю д...