Система работы по развитию речи в детском саду
статья по развитию речи на тему
Развитие речи ребенка нужно тесно связывать с развитием мышления. Важной предпосылкой для решения задач развития речи в детском саду является правильная организация обстановки. « Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова, содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности их комбинировать. При отсутствии этого язык утрачивает свою цену и значение. …
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_razvitiyu_rechi_v_detskom_sadu.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию речи в детском саду
Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения ребенка с окружающими.
Задачи развития речи дошкольников:
1. развитие словаря; дети знали и понимали смысл слов, и активно использовали их в своей речи;
2. формирование грамматической стороны речи; новыми для них грамматическими формами, закрепление правильного употребления наиболее трудных форм, выработка привычки говорить правильно;
3. воспитание звуковой культуры речи; р. звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Усвоение системы ударений в словах, интонационного строя родного языка, произношения слов;
4. формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать;
5. обучение рассказыванию (монологической речи); слушать устные рассказы, понимать их и пересказывать; составлять простейшие рассказы;
6. ознакомление с художественной литературой; умения слушать и понимать художественные произведения;
7. подготовка детей к обучению грамоте. Умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах.
Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.
Общение как средство развития речи. Основным средством развития речи является общение. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии речи ребенка.
Речь формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Формы общения детей со взрослым: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения появляется в первом полугодии жизни ребенка и сохраняет свою актуальность до конца раннего детства. Она же в первом полугодии жизни малыша является его ведущей деятельностью.; ситуативно-деловая (предметно-действенная) Во втором полугодии происходит формирование ситуативно-деловой формы общения. Это связано с тем, что у ребенка меняется ведущая деятельность – она становится предметно-манипулятивной. Но наряду с ситуативно-деловой формой общения как потребность в сотрудничестве со взрослым сохраняет свою актуальность и ситуативно-личностная.; В мл. дош. Воз. развивается внеситуативно-познавательная, а позднее в старш. Дош. Воз. (5-7 лет) внеситуативно-личностная форма общения. В возрасте пяти — семи лет на первый план выступают коммуникативные задачи. (М. И. Лисина).
Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками. особенности:
1. яркая эмоциональная насыщенность.
2. нестандартность детских высказываний,
3. преобладание инициативных высказываний над ответными.
4. общение детей друг с другом значительно богаче
Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей. Для развития речи детей необходимо общение ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку каждая из сфер общения оказывает влияние на развитие определенных сторон речи дошкольников.
Роль обучения в овладении детьми родным языком.
Обучение родному языку — это планомерный систематический процесс развития всех сторон речи и мышления ребенка, процесс целенаправленного формирования у него речевых умений и навыков.
Обучение родному языку и развитие речи наиболее продуктивно и комплексно происходит на специальных занятиях. М. М.Алексеева и В. И. Яшина
Развивающая речевая среда может быть естественной и искусственной (специально созданная).
Созданию благоприятной речевой среды способствует содержательная жизнь детей в детском саду.Интересная, богатая впечатлениями жизнь обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло.
Большое значение в создании речевой среды имеют игра и труд.
Для развития речи используют все виды игровой деятельности:
Развитию речи способствует общение в бытовой деятельности.
Огромную роль в развитии речи играет использование наглядных пособий
Требования к речи воспитателя. Важным средством развития речи является культурная языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых (в детском саду и семье) была содержательной, грамотной, разнообразной, выразительной, точной.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Программы развития речи дошкольников Все направления развития речи дошкольников отражены в программе обучения и воспитания в детском саду. Принципиально важные изменения в программе по сравнению с более ранними программами воспитания и обучения дошкольников появились в 1984 году. Вышла сначала "Типовая программа обучения и воспитания в детском саду" (Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. – М.,1984. – С. 5), а затем на ее основе, "Программа воспитания и обучения в детском саду" (Под ред. М. А. Васильева. – М., 1985.). В этих программах были гораздо более четко разграничены задачи развития речи в связи с ознакомлением с окружающим, с природой и на специальных занятиях.
Несмотря на то, что «Типовая программа» и «Программа воспитания и обучения в детском саду» (РСФСР, 1985) различаются по формулированию и усложнению задач речевого развития (в Программе РСФСР систематическое обучение рассказыванию предусматривается лишь в старшем дошкольном возрасте), они принципиально сходны и можно говорить об отличии той и другой программы от ранее действующих.
В 80-е годы многие детские сады использовали методику В.В. Гербовой. Большое внимание она уделяла словарной работе, воспитанию звуковой культуры речи. Работа по развитию связной речи представлена В.В. Гербовой в обучении пересказу литературных произведений, в рассказывании на тему, в составлении рассказов по картинкам и по серии картин.
Исследования О.С. Ушаковой и ее сотрудников показали, что стержнем развития языковой способности ребенка является семантический (смысловой) компонент, а синонимические, антонимические и полисемические отношения между словами можно показать детям только в процессе организованного обучения. Представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями текста также могут быть сформированы только в результате целенаправленного речевого воспитания. Эти положения легли в основу "Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" [Ушакова, 1994], разработанной на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В программе представлены теоретические основы: результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, их взгляды на природу языковых способностей, рассмотрение обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы по развитию речи рассматриваются по задачам: развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Затем все эти задачи даются в возрастном аспекте, начиная со 2-й младшей группы.
Охарактеризовать аспекты развития речи в современных программах: «Радуга», «Истоки», «От рождения до школы» и др.
Содержание и методы развития разных сторон речи дошкольников
Содержание формирования правильного произношения, обучения детей связной монологической и диалогической речи, формирования грамматического строя речи, обогащения словаря детей, ознакомления с художественной литературой.
1. развитие словаря; дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи
2. формирование грамматической стороны речи; Знакомство детей с новыми для них грамматическими формами, закрепление правильного употребления наиболее трудных форм, выработка привычки говорить правильно
3. воспитание звуковой культуры речи; Работа над звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Усвоение системы ударений в словах, интонационного строя родного языка, произношения слов. Овладение правильной речевой манерой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).
4. формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать; Разговорная речь предполагает умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.
5. обучение рассказыванию (монологической речи); слушать устные рассказы, понимать их и пересказывать; составлять простейшие рассказы.
6. ознакомление с художественной литературой; умения слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Учить запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения.
7. подготовка детей к обучению грамоте. умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой.
У ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее.
Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей.
Методы развития речи детей дошкольного возраста. Специфика применения в разных возрастных группах.
Метод РР - способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умении. Общепринятой явл. классификация по используемым средствам: словесные и наглядные (непосредственные и опосредованные). К непосредственным относят: наблюдение и его разновидности (экскурсии, осмотр помещений, рассматривание натуральных предметов). Направлены на накопление содержание речи обеспечивают связь двух сигнальных сиситем. Опосредованные методы основаны на применении изонаглядности (рассматривание игрушек, картин, фото; Описание игрушек, картин; Рассказывание по игрушкам и картинам) Эти методы используют для закрепления знаний, словаря; развития обобщающей функции слова и обучение связной речи. Словесные методы применяют реже: чтение и рассказывание, пересказ, обобщающая беседа, рассказ без опоры на наглядность. Словесные методы должны сочетаться с наглядными. Практические методы – направлены на применение речевых навыков и умений, на их совершенствование (дид.игры, игры драматизации, дид.упражнения, хороводные игры, инсценирование)
В зависимости от характера речевой деятельности методы делятся на: репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные методы основаны на воспроизведение речевого материала и готовых образцов (словарная работа, звуковая культура, в меньшей степени грамматика и связная речь): наблюдение, рассматривание картин, чтение худ. литературы, пересказ, заучивание, игры драматизации, дидактические игры. Продуктивные методы предполагают построение собственных высказываний, когда ребёнок не просто воспроизводит, а выбирает, комбинирует, приспосабливаясь к ситуации общения. К ним относятся: обобщающая беседа, пересказ с перестройкой текста, рассказ, моделирование, творческие задания.
Методические приёмы: словесные, наглядные и игровые. К словесным приёмам относят: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос.
Младш. гр. – развитие словарного запаса, звуковка; сред. гр. – звуковка; старш. гр. – развитие связной речи; подг. гр. – подготовка к обучению грамоте.
Особенности работы по обогащению словаря детей.
Особенности развития словаря у детей.
Сущность словарной работы и ее значение. Методика словарной работы с дошкольниками. Формирование словаря ребенка в разных видах деятельности. Влияние недостатков слого- и фразообразования на развитие и обогащение словаря ребенка с нарушением речи.
Роль дидактической игры в формировании словаря ребенка. Ее использование в целях коррекции.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.
Содержание и методы обучения детей связной речи
Понятие связной речи. Задачи развития диалогической и монологической речи в дошкольном детстве.
Содержание работы по развитию связной речи в программах воспитания и обучения детей. Методы обучения связной речи дошкольников. Специфика их применения в работе логопедической группы.
Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).
Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и основные направления работы по развитию речи в детском саду
В статье рассматривается содержание и основные направления работы по развитию речи в МБДОУ "Детский сад №1" г.Энгельса...
Консультация для педагогов " Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"
Консультация для педагогов "Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"...
Система работы заведующего и старшего воспитателя детского сада с молодыми специалистами
Презентация...
Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития
Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...
Опыт работы по развитию речи в детском саду
Опыт работы по развитию речи в детском саду/...
«Система работы по развитию речи в детском саду в условиях внедрения ФГОС»
Современной системе дошкольного образования требуются специалистыспособные понимать и видеть особенности речевого развития детей;изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной ...
Система в работе с детьми по развитию речи в детском саду
Освещены вопросы по развитию речи детей в детском саду....